Запрет занимать руководящие должности

Занимать определенные должности

Законодателем в статье 47 Уголовного Кодекса РФ предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, может быть лишено прав занимать какую-то конкретную должность.

Суд может принять такое решение, исходя из характера деятельности осужденного, во время выполнения им своих должностных обязанностей. Но суд может прийти к такому же выводу даже в тех случаях, если осужденный не занимал таких должностей, однако характер его преступного деяния указывает на то, что оставлять за ним такое право нецелесообразно.

Ограничение осужденного вправе занимать какую-либо должность не является бессрочным.

Оно может действовать от одного года до пяти лет, по истечении которых осужденный вновь имеет право занимать соответствующие должности. Но тут есть один важный нюанс.

Несмотря на то, что такое право у осужденного появиться вновь, у работодателя нет обязанности брать его на эту должность. Ведь претендентов на нее может быть очень много. Более того, в период, когда осужденный не имеет права ее занимать, на эту должность уже будет назначен другой человек.

На каком же основании его увольнять, если он добросовестно выполняет свои обязанности? К тому же, кандидат на ту или иную должность, у которого есть или была судимость за преступление, связанное с выполнением обязанностей на подобной должности, представляется для организации или учреждения малоперспективным. Вот здесь и срабатывает эффект бессрочности этого наказания.

С одной стороны законодателем преступник лишается прав на какой-то временной отрезок, в данном случае от одного до пяти лет. Но общество продолжает наказывать преступника, сильно сокращая в дальнейшем его шансы на занимание таких должностей.

Кто может быть подвержен такому наказанию или, выражаясь юридическим языком, кто является субъектом преступления?

Лишить права занимать определенные должности могут тех сотрудников и служащих, которые работают на государственной службе.

Но лишив права занимать какую-то должность, закон не лишает осужденного права продолжать работу в данном учреждении, но уже на другой должности. Другое дело, что сам руководитель учреждения сочтет невозможным оставлять осужденного в качестве своего подчиненного. Основание для увольнения такого работника у него будет. Это приговор суда. А вот обязать его взять осужденного на какую-то другую должность не может никто.

Суд, принимая решение о запрете занимать какую-либо должность, должен указать перечень должностей, которые осужденный имеет право занимать на период действия ограничения.

Это исключает двусмысленное толкование приговора, оставляя за руководителем право предоставить осужденному другую должность или уволить его на основании решения суда.

Заниматься определенной деятельностью

Данный вид наказания используется более широко, поскольку его субъектами могут быть различные лица, которые выполняют свою работу как в государственных, бюджетных учреждениях и организациях, так и на частных предприятиях.

Иногда в каком-то фильме можно встретить историю хакера, который по решению суда не имеет права пользоваться компьютерной техникой. Это как раз и есть яркий пример лишения права заниматься определённой деятельностью.

Из-за своих преступных действий, которые хакер совершал, пользуясь компьютерной техникой, он был лишен права заниматься программированием. А чтобы обеспечить это решение суда, самому хакеру запретили пользоваться устройством, на котором он мог программировать.

Аналогично суд может поступать с любым видом деятельности, если посредством нее осужденный осуществил преступление.

Механик в автомастерской, учитель в школе, воспитатель в детском саду, психолог, занимающийся частной практикой, адвокат и многие другие, — все они могут быть лишены права заниматься своей деятельностью, если будут злоупотреблять ею, совершая преступные действия. Например, механик может умышленно наносить вред транспортным средствам, для того, чтобы поток клиентов не иссякал.

Преподаватель в университете может умышленно нарушать требования Министерства образования, выдавая студентам запрещенный материал, который направлен на подрыв государственной безопасности или разжигает межнациональный конфликт. Адвокат может совершать мошеннические действия по отношению к своим клиентам, либо злоупотреблять полученной им от клиентов информацией.

Суд может лишить прав осуществлять какую-то определенную деятельность на какой-то определенный срок не только в тех случаях, когда речь шла о постоянной, профессиональной деятельности.

Такое решение вполне допустимо и для временной деятельности.

Что характерно, так это то, что по отношению к несовершеннолетним может быть применено лишение права на занятие какой-то деятельностью. Такое наказание для данной категории лиц предусмотрено на срок не более 3-х лет.

Действие основного и дополнительного наказания

Судами применяется эти виды наказания в качестве основного, если в статье Особенной части УК они представлены в качестве наказания за совершенное преступление.

Основными они могут быть и в порядке замещения других видов наказаний. Применяют их при переходе к более мягкому виду наказания, если соблюдено условие, при котором преступное деяние было связано с занимаемой субъектов должностью и осуществлением определенного вида деятельности.

Особенной частью УК предусмотрены данные виды наказания в качестве дополнительных. В этих случаях, суд назначает основной вид наказания, например, ограничение свободы, и дополнительное наказание в виде лишение прав на занятие какой-то должности или вида деятельности.

Иногда, суд назначает по каким-то статьям другой вид наказания в качестве основного, хотя в самой статье указано именно лишение рассматриваемых прав. В этом случае лишение этих прав может применяться как дополнительное наказание.

Если суд посчитает, что характер совершенного преступления указывает на значительную социальную опасность подсудимого, а значит, требуется принятие более жестких мер по отношению к нему.

В некоторых ситуациях суд, руководствуясь частью 2 ст. 47 УК РФ, может применить подобные ограничения в качестве дополнительного наказания, но срок этих ограничений установить в пределах 20 лет.

В качестве заключения следует отметить, что эти виды наказания в самом уголовном праве встречаются как основные в каждой пятнадцатой статье, а как дополнительные – в каждой шестой.

На практике они применяются судами значительно реже, чем предусмотрел законодатель. Удельный вес этого вида наказания по отношению ко всем основным не превышает полпроцента, колеблясь в пределах от 0,01 до 0,2 процента.

Наибольшее количество случаев, когда прибегают к этим наказаниям, связано с преступлениями по уклонению от уплаты налогов и растрате.

То есть на законодательном уровне судьям и правоохранительным органам предоставлена возможность для требования и применения более мягких видов наказаний по отношению к гражданам, совершивших преступления.

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Комментарий к статье 47
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания имеет свои истоки из карательных систем Древнего Рима, древних германцев, средневекового французского законодательства, российского законодательства в царствование Петра I.
Обществу естественна была мысль отказать преступнику в тех правах, которыми он пользовался. Личность уничтожалась не в физическом, а в юридическом смысле. Преступник лишался всех прав, которые ему давало общество, и он становился бесправным.
В Древнем Риме преступник навечно лишался всех человеческих и общественных прав, а также лишался на вечные времена способности к приобретению прав. У древних германцев преступник, совершивший тяжкое преступление, изгонялся из общества, в котором жил, приравнивался к зверям.
Во французском законодательстве бесправие было смягчено и означало гражданскую смерть (mort civil). Осужденный утрачивал все свое имущество, лишался права на получение какого-нибудь имущества путем наследства, терял право распоряжаться имуществом.
В России подобная мера была введена постановлениями Петра I о шельмовании и анафемствовании. Ошельмованный публично объявлялся вором, шельмой и исключался из общества добрых людей, не мог быть приводим к верноподданнической присяге, имя его прибивалось к виселице или над ним переламывалась шпага (в случае принадлежности к привилегированному состоянию).
На современном этапе развития общества идея полного бесправия состоит в глубоком противоречии с задачей государства в обеспечении существования личности и соблюдении основных прав человека.
«Гражданская смерть, даже перед лицом государства, представляет существенные недостатки: 1) она создает в среде общества особый класс бесправных людей, причем самое бесправие толкает их на новые преступления; 2) она без нужды отнимает у наказываемого такие необходимые ему человеческие права, которыми пользуются одинаково честные и бесчестные, как то: право иметь имущество, семью и т.п.; 3) сопровождая наказанного до гробовой доски, она уничтожает в нем все исправительные импульсы и создает из него врага общежития; 4) суровая без нужды, мера эта оказывается и неосуществимой: все новые законодательства, знавшие гражданскую смерть, вынуждены были парализовать собственные о ней строгие постановления, как скоро встречались с вопросом об устройстве быта таких людей» (см.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 160).
Современное российское уголовное законодательство устанавливает только поражение отдельных прав, срочность такого поражения, условия его применения.
Поражение отдельных прав состоит из двух самостоятельных карательных элементов: 1) лишение права занимать определенные должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления; 2) лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности состоит в освобождении осужденного от должности, которую он лишен права занимать. В трудовую книжку осужденного вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать. Запрет на занятие определенных должностей распространяется только в отношении осужденных лиц, занимающих должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с данным Законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Указанный запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и других негосударственных организациях и учреждениях.
Лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью состоит в запрещении права на занятие профессией, промыслами, ремеслами, деятельностью в сфере досуга, бизнеса. К профессиональной относятся такие виды деятельности, как врачебная, фармацевтическая, педагогическая, инженерная, юридическая. К иной деятельности относятся такие, как право управления транспортными средствами, охота, рыболовство, предпринимательская деятельность.
«При назначении подобного запрещения надо помнить, однако, что профессия составляет источник существования и пропитания, и потому ни в коем случае не переступать за пределы необходимости и в особенности воздерживаться от запрещения вместе с занятием, подавшим повод к нему, и всех однородных занятий, ибо это может отнять у человека всякую возможность честной деятельности и натолкнуть его на новые преступления; вот почему эта мера практикуется в наименее широких размерах и только по отношению к тем видам деятельности, которые в законе категорически поименованы.
От прав на занятия нужно отличать права на знания; последними государство, очевидно, распоряжаться не может, человек ученый не может быть сделан им неучем; поэтому ученые дипломы лишению не подлежат, хотя права, ими даваемые, могут быть отнимаемы» (см.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 162, 163).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. N 40 также рекомендует судам при назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого управление транспортным средством является профессией (см.: БВС РФ. 1999. N 8).
Данный вид наказания может назначаться как основной, так и дополнительный.
Как основное наказание может назначаться в случаях, когда оно предусмотрено в качестве такового в санкции статьи Особенной части УК.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться судом в качестве основного вида наказания и при отсутствии в санкции статьи Особенной части УК:
— как более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК за данное преступление (см. ст. 64 УК);
— при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (см. ст. 65 УК);
— при замене неотбытой части наказания более мягким (см. ст. 80 УК);
— кассационной или надзорной инстанцией вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения.
Как дополнительное наказание может назначаться в случаях, когда оно не предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК; когда оно предусмотрено в качестве обязательного в санкции статьи Особенной части УК.
Решение суда о применении данного вида наказания в качестве дополнительного наказания, когда оно не предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, должно быть мотивировано в описательной части приговора. (Например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, — мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения. Санкция части данной статьи не предусматривает наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако суд может назначить данный вид наказания как дополнительный, если признает необходимым его применение в целях охранения государственных, общественных и личных интересов.)
Неназначение данного вида наказания судом, когда оно предусмотрено как дополнительное наказание в качестве обязательного в санкции статьи Особенной части УК, возможно только при наличии оснований назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, и должно быть мотивировано в описательной части приговора (см. комментарий к ст. 64 УК). (Например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК, — превышение должностных полномочий. Санкция части данной статьи предусматривает дополнительный вид наказания в качестве обязательного — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако суд может не назначить данный вид наказания как дополнительный, предусмотренный в качестве обязательного, если по делу установит наличие исключительных обстоятельств и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления.)
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве основного наказания на срок от одного года до пяти лет. В качестве дополнительного наказания может быть назначено на срок от шести месяцев до трех лет.
Если суд придет к выводу о назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного, ниже низшего предела, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, с применением ст. 64 УК, то в этом случае минимальное наказание не может быть назначено ниже одного года. (Например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 287 УК, — отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации. Санкция части данной статьи предусматривает как основной вид наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет. Однако суд, установив наличие исключительных обстоятельств и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, применяя ст. 64 УК, может назначить наказание ниже низшего предела, но не ниже одного года).
Срочность назначения данного вида наказания обусловлена непосредственно целями применения наказания (см. комментарий к ст. 43 УК). Поражение отдельных прав осужденного не может быть вечным. «Пожизненное, бесповоротное поражение прав противодействует развитию исправительных импульсов и предоставляется мерой излишней суровости: с течением времени человек может настолько измениться, что ему безопасно предоставить свободное пользование правами. Вот почему идея пожизненности лишения прав ныне смягчается частью институтом восстановления прав, а частью введением начала срочности правопоражения» (см.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М. 2000. С. 163).
Исчисление срока отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при назначении его в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, начинается с момента вступления приговора в законную силу.
Исчисление срока отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при назначении его в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, распространяется на все время перечисленных основных видов наказания, но начинается с момента отбытия основного вида наказания.
Порядок исполнения данного вида наказания регулируется нормами главы 6 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 июля 1997 года с изменениями и дополнениями, внесенными на основании статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *