Уклонение от службы

Обязанность

Большинство стран обязывают своих граждан проходить срочную службу в качестве рядовых солдат, чтобы в случае необходимости страна могла защитить свою независимость. Россия в этом не исключение. Поэтому все молодые люди мужского пола в возрасте 18-27 лет обязаны отслужить 1 год в военной части.

В качестве альтернативы они могут пройти гражданскую службу в течение этого же времени. Но для получения такой поблажки у человека должны иметься серьезные обстоятельства, не позволяющие ему проходить службу в военной части. Такие обстоятельства определены российским законодательством.

Помимо этого государство предоставляет своим гражданам:

  • возможность получить отсрочку, если у призывника существуют определенные обстоятельства, установленные законом;
  • возможность быть полностью освобожденным от данного обязательства, также только при наличии законных оснований.

Наряду с предоставленными возможностями государство предусматривает и меры ответственности граждан за уклонение от выполнения своего гражданского долга.

Ответственность

Законом предусмотрены 2 вида ответственности уклонистов перед государством:

  • административная, которая регулируется КоАП и подразумевает более мягкое наказание;
  • уголовная, которая регулируется УК и подразумевает принятие более строгих мер к нарушителю.

Большинство незначительны нарушений, которые совершаются призывниками, перечислены в КоАП. К основным и наиболее часто совершаемым из них относятся:

  • выезд за границу страны более чем на полгода без специального снятия с учета из военкомата;
  • несвоевременное оформление в военкомат в случае смены постоянного места жительства более 3 месяцев (для этого установлен срок 2 недели);
  • несвоевременное предоставление информации в военкомат, все потенциальные призывники обязаны своевременно информировать комиссариат о своем месте учебы, работы, месте проживания и прочих сведениях;
  • неявка в назначенное время при отсутствии для этого законного основания;
  • неявка на прохождение медицинского осмотра, при отсутствии для этого также уважительных причин (осмотр может быть первичный или повторный).

Во всех этих случаях размер штрафа составляет 100-500 рублей. Сумма достаточно небольшая, поэтому многие призывники часто нарушают установленные правила.

Но важно понимать, что совокупность мелких правонарушений может привести к назначению более тяжелой ответственности, предусмотренной Уголовным законодательством. То есть за неявку военкомат не может назначить уголовную ответственность. Но при наличии нескольких постоянных фактов неявки, подтверждающих желание молодого человека целенаправленно уклониться от своей ответственности перед государством, сотрудники военкомата могут подать заявление в правоохранительные органы.

В этом случае будет заведено уголовное дело, и судья назначит уголовную ответственность, исходя из тяжести совершенных противоправных действий.

Уголовная ответственность

Большинство молодых парней думают, что максимальное наказание за неявку в военкомат для них будет составлять 500 руб. Но они сильно ошибаются, так как Уголовное законодательство предусматривает более строгие меры наказания:

  1. Штрафные санкции. На усмотрении судьи может быть установлена фиксированная сумма в пределах 200 тысяч рублей, либо размер заработной платы человека за определенное количество месяцев (до 1,5 лет).
  2. Обязательные или исправительные работы. Они назначаются в количестве обязательных часов или месяцев. Обязательные работы выполняются для пользы государства на безвозмездной основе. А исправительные работы человек может выполнять по любому месту работы, но с получаемого дохода он должен платить определенный процент государству в качестве наказания на протяжении установленного времени.
  3. Арест. Для этого вида наказания предусмотрены срок до полугода.
  4. Лишение свободы. Длительность данный меры наказания может достигать 2 лет.

Таким образом, штрафные санкции за преднамеренное уклонение могут быть достаточно серьезными для молодого человека. И надо понимать, что разовое административное нарушение со штрафом 100-500 руб. может в дальнейшем послужить веским доказательством в уголовном деле. Более подробно об этом можно узнать из представленного видео.

Уважительные причины

Обязанность молодых людей вовремя являться в военкомат и предоставлять все необходимые сведения о себе, прописана законодательством. Но бывают случаи, когда в силу определенных обстоятельств будущий призывник это сделать не мог. Закон предусматривает перечень уважительных причин, которые освобождают парней от ответственности. В этот список входят следующие обстоятельства:

  1. Тяжелое состояние близких родственников, либо участие на похоронах одного из них. В этом случае потребуется предъявить документы, подтверждающие данные факты.
  2. Нетрудоспособное состояние самого призывника, которое также подтверждается медицинским документом.
  3. Обстоятельства, возникшее в результате непреодолимой силы, которые не зависели от воли призывника, и он не мог ему противостоять.
  4. Иные обстоятельства, признанные комиссариатом уважительными.

Закон позволяет сотрудником военкомата самостоятельно определять, насколько были уважительными причины нарушения призывника. Если они сочтут данное нарушение несерьезным и в последующем молодой человек исправит эту ситуацию, его могут освободить от административной ответственности.

Особенности

Законодательством предоставлены широкие полномочия военным комиссарам по распоряжению призывниками и их набором в ряды солдат. Военкоматы напрямую заинтересованы набрать определенное количество призывников, поэтому надеяться на их доброту не стоит.

Признать уклонистом и довести разбирательство до уголовного наказания могут даже из-за единичного факта неявки при получении человеком повестки. Помните, если вы официально расписались в получении этого документа, вы обязаны явиться в военкомат. В противном случае у вас могут быть серьезные проблемы в дальнейшем с законом.

Важной особенностью будет являться и итоговый результат неявки человека в военкомат. Например, если он не только не пришел в назначенный день, но и в целом пропустил весь призыв, уголовной ответственности ему не избежать. Но если он не явился в назначенный день, однако в последствие отправился служить в этом же призыве, ему будет назначена только административная ответственность.

Большинство молодых людей часто интересуются вопросом, как ищут уклонистов и возможно ли долго скрываться. Они стараются избежать получения повестки на руки, чтобы исключить свою обязанность явиться в военкомат. Порядок действий обычно следующий:

  1. Военкомат выписывает повестки всем призывникам, которые должны попасть под очередной призыв и разносят их по их адресам. Здесь значение имеет адрес регистрации, независимо от того, временный он или постоянный.
  2. Если вручить повестку по указанному адресу не получилось, направляется заявление в правоохранительные органы. Они вызывают к себе человека по повестке и передают ему повестку из военкомата под роспись.
  3. Если в назначенное время человек не явился в правоохранительные органы, его объявляют в федеральный розыск. На основании этого о человеке поднимается вся личная информация, его место учебы, работы, последнее место жительства. Следователи опрашивают близких родственников, которые последний раз его видели и могут знать о его местонахождении.

В настоящее время найти человека достаточно просто, так как все сведения хранятся в электронных базах. Любая информация о покупке билетов, о снятии средств с карты в банкомате и прочих действиях приведут к выявлению местонахождения гражданина. Скрываться таким образом нет смысла, так как это будет неполноценная жизнь. Существует множество других законных способов, как можно освободить себя от обязанности срочной службы в армии.

Комментарий к Статье 328 УК РФ

1. Правовую основу прохождения военной службы составляют ст. 59 Конституции и Закон о воинской обязанности.

1.1. В ст. 59 Конституции говорится, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

1.2. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о воинской обязанности военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах России, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

1.3. В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного ФЗ гражданами, подлежащими призыву на военную службу, являются: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе); граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

1.4. В соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наУК РФ или доктора наук; являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане: имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или УД в отношении которых передано в суд.

2. Объектом преступного посягательства является установленный законодательством порядок комплектования Вооруженных Сил РФ и прохождения альтернативной гражданской службы.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в уклонении от призыва на военную службу (ч. 1) либо уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы лицами, освобожденными от военной службы (ч. 2).

3.1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы; нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы (ч. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности). Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает: явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу; явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы (ч. 2 ст. 26 Закона о воинской обязанности). Выполнение названных действий является обязанностью призываемых на военную службу граждан в соответствии со ст. 31 Закона о воинской обязанности.

3.2. Умышленное уклонение от выполнения указанных действий образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи. Однако Закон о воинской обязанности в ч. 2 ст. 7 предусматривает возможность неявки по уважительным причинам гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, исключающим привлечение к УО. К таковым, в частности, относятся: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, военным комиссаром (для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом. К иным причинам можно отнести следующие: задержание призывника правоохранительными органами; несвоевременное, не по вине призывника, получение соответствующей повестки о необходимости его явки и т.п.

4. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, является формальным. Преступление окончено (составом) в момент истечения времени явки лица в соответствующее место для призыва на военную службу. При этом преступление является длящимся и считается совершаемым до момента его пресечения либо добровольного обращения виновного в компетентный орган (явки с повинной).

5. Субъективная сторона состава преступления (ч. 1) характеризуется умышленной формой вины. Умысел прямой. Мотивы и цели такого уклонения на квалификацию деяния как преступления по ч. 1 ст. 328 не влияют, однако могут иметь значение при назначении наказания. Вместе с тем, если имеет место уклонение от призыва на военную службу по религиозным и иным мотивам, вследствие которых сложились убеждения о невозможности нести военную службу, состав преступления отсутствует.

6. Субъект преступного посягательства, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, наряду с общими признаками обладает рядом специальных признаков. Во-первых, субъектом рассматриваемого преступления может быть только гражданин России (ст. 59 Конституции). Во-вторых, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, т.е. минимальный возраст УО 18 лет.

7. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, выражается в уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.

Порядок прохождения альтернативной гражданской службы регулирует ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 06.07.2006) <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 22; 2006. N 29. Ст. 3122.

8. Состав ч. 2 коммент. статьи также является формальным. Преступление окончено (составом) в момент неприбытия в срок к месту прохождения альтернативной гражданской службы либо с момента умышленного невыполнения обязанностей, возложенных законом в связи с прохождением такой службы.

9. Субъективная сторона состава преступления (ч. 2) характеризуется умышленной формой вины. Умысел прямой. Мотив и цель совершения деяния на квалификацию не влияют.

10. Субъект преступного посягательства, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, наряду с общими признаками обладает рядом специальных признаков: субъектом рассматриваемого преступления может быть только гражданин России (ст. 59 Конституции); лицо мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (ст. 22 Закона о воинской обязанности); гражданин России, убеждениям или вероисповеданию которого противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, и которому военная служба заменена альтернативной гражданской службой (ст. 59 Конституции).

11. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1, выражается в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

2. О понятии уклонения от призыва на военную службу см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы».

3. Необходимым условием уголовной ответственности за неявку в срок на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является отсутствие уважительных причин.

К уважительным причинам в этих случаях при условии их документального подтверждения следует относить: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1, характеризуется прямым умыслом и целью избежать возложения на виновного обязанности нести военную службу по призыву. При этом не имеет значения, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву.

5. Субъект уклонения от прохождения военной службы — лицо мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящее или обязанное состоять на воинском учете и не пребывающее в запасе, которое подлежит в установленном законом порядке призыву на военную службу.

6. После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.

7. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 2, характеризуется уклонением от альтернативной гражданской службы, которая представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

8. Способами совершения данного преступления являются, в частности, неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки, самовольное оставление места работы (рабочего места), неявка в срок без уважительных причин на работу, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы путем обмана.

9. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы на определенный период (например, на один месяц), по истечении которого лицо возвращается к месту прохождения альтернативной гражданской службы, не образует состав комментируемого преступления.

10. Субъективная сторона уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком является также цель полностью уклониться от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы.

11. Субъект специальный — лицо, проходящее альтернативную гражданскую службу.

Чем грозит уклонение от воинской службы?

  • Если нет желания держать в руках оружие
  • Быть или не быть уклонистом?
  • Поговорим об ответственности

Уклонение от воинской службы является более чем злободневной темой для государства, призывников и их родителей. Как показывают многочисленные социологические опросы: далеко не все молодые люди стремятся отдать воинский долг государству и не рассматривают уклонение от армии как правонарушение, за которое придется отвечать по закону. Уклонистом стать очень просто, на различных форумах граждане, избегающие службы в армии, щедро делятся своим опытом, как прятаться от сотрудников военного комиссариата и представителей правоохранительных органов.

Вот только «советчики» забывают рассказать потенциальным уклонистам о той ответственности, что те будут нести за уклонение от армии. Если человек не хочет служить в Вооруженных Силах, он найдет 1001 способ, как избежать несения воинской повинности. Но разница в том, что одни молодые люди избегают службы в армии, находя для этого законные основания. А другие считают: достаточно не подписаться при получении повестки, не явиться в военкомат и уклонение сойдет с рук.

Если нет желания держать в руках оружие

Определенное количество молодых людей, действительно, не могут идти в армию по религиозным причинам. Существуют ответвления религиозных конфессий, где запрещено ношение оружия. Но таких призывников немного, и сегодня им не нужно уклонение от военной службы, ведь существуют альтернативные способы ее несения. Альтернативная воинская служба является отличным вариантом для тех, кто психологически не готов к пребыванию в армии, у кого низкий уровень физической подготовки, для убежденных пацифистов.

Если человек решил проходить альтернативную службу, он пишет в отделении военкомата соответствующее заявление. Когда причиной тому являются религиозные убеждения, данный вопрос решается просто. Религиозные общины и организации являются юридическими лицами. Православная церковь уклонение от прохождения военной службы не приветствует и справку, что молодой человек является прилежным прихожанином, чтобы он мог откосить от службы, там ему не дадут. Но есть другие направления христианства, где к уклонистам относятся вполне лояльно и будут только рады, если молодые члены общины пройдут альтернативную службу.

А вот пацифистам сложнее всего. Граждан, кто уклоняется по этой причине, единицы. Но если человек убежденный пацифист и на основании этого готов пройти альтернативную службу, ему надо активно участвовать в работе различных миротворческих организаций, те и выдадут ему справку, что он на протяжении ряда лет активно участвовал в их деятельности.

Однако тем, кто пытается решить вопрос с уклонением от воинской неповинности таким образом, надо знать: если призывник состоял в подобной организации меньше года, получил справку и теперь на ее основании стремится откосить от воинской повинности, такой вариант не пройдет.

Поговорим об ответственности

Психологическая и физическая подготовка к армии необходима. Долгое время бытовала присказка, что в армии, как и тюрьме, нет возможности поддерживать связь с родными. Данный факт внес свою лепту в то, что уклонение от воинской службы в России стала поддерживать повсеместно родительская общественность. Надо знать: сегодня каждый призывник в распределительном пункте должен получить в личное пользование мобильный телефон, где есть сим-карта и средства на счете.

Государство в последнее время принимает максимально жесткие меры, чтобы уклонение от воинской службы было невыгодно самим призывникам.

Уклонисты не имеют права занимать государственные должности, служить в прокуратуре и полиции, в гражданских государственных и муниципальных учреждениях. Если у гражданина нет оснований для освобождения от воинской службы, но он делает все возможное, чтобы избежать «школы мужества», ему грозят:

  • предупреждение;
  • штраф до 50 рублей;
  • штраф до 200 тысяч рублей;
  • лишение свободы сроком до 6 месяцев.

Если нарушение в виде неявки в военкомат после полученной повестки может быть для начала наказано только административным предупреждением, систематическая неявка в органы военного комиссариата приведет к уголовной ответственности. В ряде случаев штраф назначается с учетом доходов уклониста за то время, что он избегал военной службы.

При трудоустройстве на работу необходимо предъявлять военный билет. Данный документ потребуется, когда надо взять кредит в банке. Работодатель не вправе трудоустраивать человека, у которого отсутствует военный билет, а большинство банков, в свою очередь, не разрешают выдавать таким клиентам кредиты. Другой вопрос: если бы призывник был признан негодным к несению воинской службы или ограниченно годным. Военный билет ему бы выдали. Те же, кто не являлся на призывную комиссию, не вправе претендовать на этот документ. Время, когда человек может выполнить воинский долг перед государством, ограничено возрастными рамками: с 18 до 27 лет. И уклонист, после того как ему исполнится 27 лет, вправе только получить справку, где будет указано: гражданин не служил в армии, не имея на то законных оснований. Потому всем, кто решил избежать воинской службы, лучше тщательно обдумать свои поступки и их последствия.

Первым делом необходимо понять, кого считают уклонистом

Если прочитать 59 статью Конституции РФ, то в ней говорится о необходимости гражданина защищать своё Отечество и проходить службу в армии. По законодательству, если юноши имеется 18 лет, он будет в обязательном порядке направлен на призывную комиссию, а дальше в военную часть для службы в армии.

Верхняя граница, при которой забирают в армию по закону считается 27 лет. Сейчас срок срочной службы в армии всего 12 месяцев, но и этот период многих пугает. Поэтому гражданин РФ, который осознано уклоняется от срочной службы считается уклонистом.

Что делают уклонисты, чтобы не пойти служить:

  • получив, повестку не являются в военкомат в указанный срок;
  • придя, на сборный пункт убегают и прячутся;
  • получают отсрочку от армии по подделанным или купленным документам;
  • подделывают необходимую документацию;
  • причиняют целенаправленно вред своему здоровью или симулируют болезнь.

При получении повестки молодой человек обязан посетить военный комиссариат для прохождения медкомиссии. После чего выносится решение: годен или нет для службы в армии. Если юноша представит медкомиссии документы, подтверждающие его болезнь, то ему даётся временная отсрочка. Поэтому в этом случае уклонистом необязательно быть.

Призывники говорят, что им не приносили повестку. По закону повестка должна вручаться призывнику в руки под подпись. Если этого не произошло, юноша не считается уклонистом, но если расписался в получении и не явился в военкомат, то он будет занесён в список уклонистов.

Некоторые юноши говорят, что им их вера запрещает иметь дело с оружием и военной техникой. Специально для такого контингента в нашей стране ввели альтернативную службу.

Если после судебного разбирательства юноша будет признан уклонистом без законных оснований, то ему грозит наказание по статье 328 УК РФ.

Причины, по которым не берут на службу

  1. Наличие инвалидности или серьёзного заболевания, но если призывник отказался от прохождения медкомиссии, то его могут наказать, привлечь к административной ответственности, а может дойти и до уголовной (статья 24 закон «О воинской обязанности и военной службе»).
  2. Члены семьи нуждаются в ухаживании. Если в семье:

а) за беспомощными родственниками некому больше ухаживать;

б) у призывника один родитель или усыновитель;

в) родственник по состоянию здоровья нуждается в уходе, можно доказать документально.

Это положение прописано в статье 24 пункте 1 этого же закона.

  1. Призывник выполняет функции опекуна или попечителя.
  2. Призывник имеет детей:

а) воспитывает ребёнка без матери;

б) ребёнок младше трёх лет, и он инвалид;

в) у него два и более ребёнка.

  1. Призывник имеет ребёнка и супругу беременную, причём срок

беременности не должен быть меньше 26 недель.

  1. Если призывник занимает или работает на определённых должностях:

МВД, прокуратура, пожарная служба, таможня, главы городов и.

районов, депутаты и другие. Эти виды работы дают отсрочку только на

на время её исполнения.

  1. Юноша получает образование.
  2. Наличие других причин для не прихода в военкомат.

В жизни, случится может всё, если у призывника произошли какие-то события, которые не позволили ему явиться в военкомат,и он это может доказать, что в список уклонистов его записывать не будут.

Статья 328 УК РФ, наказание, ответственность и штраф за уклонение от службы

Принятый закон предусматривает наказание граждан, которые не желают служить в армии. Если комиссариат не обнаружил законных оснований для отсрочки согласно статье 328 УК РФ призывнику грозит:

  • штраф, который может доходить до 200 тыс. рублейили размер дохода за полтора года;
  • принудительные работы на 24 месяца;
  • арест на 6 месяцев;
  • заключение в тюрьму сроком на 2 года.

Привлекать уклонистов к ответственности имеют право представители военкоматов, это записано в Постановлении Правительства №663, от 2006 года.

Чем грозит уклонение от службы в армии России

Уклонение от прохождения военной службы в армии РФ в 2015-2016 годах. Вся информация о статьях, штрафах и наказании за уклонение от службы в армии.

Уклонение от службы в армии – это неявка гражданина по повестке местного военкомата на любые мероприятия, связанные с призывом на воинскую службу, не связанная с уважительными причинами (п.4 ст.3 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Таким образом, неявка по повестке карается уголовной ответственностью.

Но для того чтобы установить факт умышленного уклонения гражданина от армии необходимо подтвердить три обязательных условия:

  • гражданин не явился по повестке в военкомат и на медицинскую комиссию;
  • оповещение призывника повесткой, которая должна быть вручена лично под роспись;
  • неявка в военный комиссариат без каких-либо уважительных причин. К ним относятся заболевания с потерей трудоспособности, тяжелое состояние здоровья или похороны близких родственников, непреодолимое препятствие и прочие причины, которые будут признаны судом или призывной комиссией.
  • Только в случае выполнения всех трех условий, гражданина могут привлечь к ответственности. Для этого проводится судебное разбирательство с установлением причин и выявления умысла в уклонении от призыва. Если гражданин неоднократно не являлся на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, то его привлекут к уголовной ответственности.

    Наказание за уклонение от военной службы по УК РФ

    Если призывной комиссией и после судебного разбирательства гражданин будет признан в уклонении от службы по умыслу (без каких-либо законных на то оснований), то ему грозит уголовная ответственность. Наказывается такая ответственность одним из следующих пунктов (в соответствии со статьей 328 Уголовного Кодекса РФ): штраф в размере зарплаты или дохода осужденного (за время до 18-ти месяцев), штраф в размере до 200000 рублей, арест на время от 3 до 6 месяцев, лишение свободы на период до 2-х лет.

    Неисполнение некоторых обязанностей по воинскому учету может караться административной ответственностью, за которую налагается на виновника штраф (от 100 до 500 рублей). К таким деяниям можно отнести следующее:

    • если гражданин уехал из России на срок больше 6-ти месяцев и не снялся с воинского учета;
  • гражданин прибыл на новое место жительства или вернулся в Россию, но не встал на воинский учет в установленные сроки;
  • уклонение от медицинского обследования или освидетельствования, на которое направляет призывная комиссия в рамках постановки на воинский учет;
  • неявка по повестке военкомата без уважительной причины;
  • несообщение изменения личных данных гражданина (место жительства или работы, образование, семейное положение) в военный комиссариат, если он состоит на воинском учете.
  • Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учёту

    Обратите внимание!
    Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

    Уголовная ответственность. Действующим законодательством установлена ответственность граждан за неисполнение обязанностей, возложенных на них ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В частности, предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на военную службу.

    Уклонением от военной службы, согласно п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Поскольку призыв на военную службу является одним из способов комплектования Вооружённых Сил РФ, уклонение от призыва является способом уклонения от военной службы. Исходя из сказанного, только это и никакое другое деяние (т.е. только неявка по повестке без уважительных причин) может рассматриваться влекущим за собой уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу.

    Тем не менее, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», область применения ч. 1 ст. 328 УК РФ была расширена. Так, в числе деяний, образующих состав преступления, предусмотренного данной нормой, Пленум назвал:

    а) самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу,

    б) получение призывником обманным путём освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана,

    в) отказ призывника от получения повестки военного комиссариата под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу,

    г) отказ призывника от получения направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу,

    д) убытие на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд за пределы РФ без снятия с воинского учёта, с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,

    е) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учёт, с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,

    ж) уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии при наличии умысла на уклонение от призыва на военную службу.

    Представляется, что столь вольным прочтением объективной части преступления Пленум Верховного Суда РФ создал новую норму права, т.е. вышел за рамки своих полномочий. Тем не менее, автор не строит иллюзий относительно развития судебной практики и полагает, что суды будут руководствоваться не буквальным содержанием ч. 1 ст. 328 УК РФ, а его расширительным толкованием, данным Пленумом Верховного Суда.

    Согласно ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается:

    • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
    • либо арестом на срок до шести месяцев,
    • либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Право инициирования привлечения граждан к ответственности за совершение указанного правонарушения принадлежит призывной комиссии и военному комиссару в силу п. 12 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 328 УК РФ, подследственны Следственному комитету РФ (п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ) и подсудны районным судам (судам первого звена) (ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

    Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

    С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного: гражданин, уклоняющийся от призыва, осознаёт общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (или не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично). О наличии умысла в действиях гражданина можно судить по факту его неявки на мероприятия, связанные с призывом, по повестке военного комиссара, без уважительных причин. Таким образом, для установления в действиях гражданина умысла, требуется установить: а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; б) отсутствие уважительных причин неявки; в) факт вручения гражданину повестки. Совокупно три указанные обстоятельства, по мнению автора, явственно свидетельствуют о сознательном нежелании гражданина являться на мероприятия, связанные с призывом, т.е, в итоге – об умысле гражданина на уклонение от призыва на военную службу. Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для усмотрения в действиях призывника нет (а значит, нет и оснований для привлечения к уголовной ответственности).

    Некоторые практикующие юристы полагают, что п. 4 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ позволяет усомниться в возможности привлечения к ответственности гражданина, не явившегося без уважительным причин на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по однократной повестке военного комиссариата. Постановление Пленума, считают они, указывает на необходимость установить неоднократную неявку без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд. Не могу согласиться с представленной позицией. Постановление Пленума в п. 4 даёт лишь примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях призывника умысла на совершение преступления, относя сюда и неоднократную неявку по повесткам. Однако там же мы видим в качестве обстоятельства, указывающего на наличие преступного умысла, и неявку в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины – однократную, по смыслу нормы.

    Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата, согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаются:

    • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
    • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
    • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
    • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

    Вручение повестки призывнику производится под расписку. Выдача расписки является обязанностью призывника в соответствии с п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Отсутствие расписки гражданина о получении повестки может не воспрепятствовать привлечению к уголовной ответственности только в том случае, если следствие докажет факт умышленного уклонения призывника от получения повестки в момент адресования ему предложения получить повестку. Проще говоря, если лицо, уполномоченное на вручение повестки, не застало призывника дома, то оснований для привлечения призывника к уголовной ответственности нет (ибо нет умысла на неявку по повестке – призывник не узнал о существовании повестки). Но если призывнику предложили в очной беседе получить повестку, а он отказался её брать, то основания для привлечения к ответственности возникают с момента неявки без уважительных причин по непринятой повестке.

    Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 21.5. – 21.7.) установлена ответственность граждан за совершение следующих деяний:

    • неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учёте, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в установленные время и место без уважительной причины,
    • неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трёх месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ,
    • несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания,
    • уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учёт или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,
    • умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

    Совершение каждого из указанных деяний влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

    Согласно ст. 23.11. КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями КоАП РФ, от имени военных комиссариатов рассматривают военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений военных комиссариатов.

    Об административном правонарушении составляется протокол, копия которого вручается призывнику.

    По факту рассмотрения дела об административном правонарушении военным комиссаром выносится постановление. Призывник, признанный виновным в совершении правонарушения, вправе обжаловать постановление вышестоящему должностному лицу или в соответствующий районный суд. Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    • Воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту
    • Конституционные основы призыва на военную службу
    • Время проведения и содержание призыва
    • Граждане, призываемые на военную службу
    • Органы, осуществляющие призыв
    • Продолжительность военной службы
    • Явка на мероприятия, связанные с призывом
    • Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учёту

    • Розыск «уклонистов». Профилактика недобровольной явки
    • Медицинское освидетельствование
    • Медицинское обследование по направлению призывной комиссии (военного комиссара)
    • Призывная комиссия субъекта РФ
    • Отправка к месту прохождения военной службы
    • Отсрочка от призыва | порядок предоставления отсрочки от призыва
    • Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения
    • Отсрочки, предоставляемые в связи с наличием детей
    • Отсрочки, предоставляемые в связи с работой
    • Отсрочки, предоставляемые в связи с обучением
    • «Президентские» отсрочки
    • Альтернативная гражданская служба
    • Обжалование решений призывной комиссии
    • Призыв на военные сборы
    • Выезд за пределы РФ, пребывание за пределами РФ

    1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы —

    наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, —

    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

    Комментарий к Ст. 328 УК РФ

    1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает установленный порядок комплектования Вооруженных Сил РФ и тем самым может причинить вред обороноспособности РФ.

    2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от службы. В ч. 2 ст. 59 Конституции сказано о том, что граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом. В Законе о воинской обязанности дано понятие военной службы, определены порядок призыва на военную службу, основания освобождения от военной службы. Призыв на военную службу объявляется указом Президента РФ. Основаниями освобождения от призыва являются, например, непригодность к военной службе по состоянию здоровья, прохождение альтернативной службы, наличие судимости за совершение преступления, наличие ученой степени кандидата или доктора наук. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, например, гражданам, имеющим двух и более детей, проходящим службу в таможенных органах на время службы в этих органах (см. ст. ст. 22 — 24 указанного Закона).

    Уклонение от призыва — это неявка по повестке военного комиссара о призыве на военную службу в указанный срок без уважительных причин либо к месту сбора для отправки в воинскую часть, совершаемая как активными действиями (причинение себе телесного повреждения, симуляция болезни), так и бездействием (неявка на медицинское освидетельствование, отказ от получения повестки военного комиссариата). Уклонением является также причинение себе телесного повреждения, получение подложных документов для незаконного освобождения от призыва. Уважительными причинами неявки в срок могут быть, например, смерть близкого родственника призывника, состояние непреодолимой силы, подтвержденные документами. Данное преступление является длящимся. Оно продолжает совершаться до явки уклоняющегося к месту призыва (сбора) либо до его задержания.

    Преступление считается оконченным, когда истек срок явки, указанный в повестке. При обманном способе уклонения, если в действиях лица есть самостоятельный состав преступления (подделка документов, дача взятки), содеянное образует совокупность преступлений (см. п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3).

    3. Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер уклонения от призыва на военную службу , осознает, что уклоняется без уважительных причин, и желает уклониться.
    ———————————
    БВС РФ. 2003. N 9. С. 15.

    4. Субъект преступления — специальный — вменяемое физическое лицо мужского пола 18 — 27 лет, подлежащее по закону призыву на военную службу. После достижения 27-летнего возраста ответственности за уклонение от призыва могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3).

    5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает самостоятельный состав преступления — уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами). Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) содержит определение альтернативной гражданской службы — это особый вид трудовой деятельности (см. ТК РФ с комментариями) в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (ст. 1), и регламентирует порядок ее прохождения .
    ———————————
    СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 22; N 29. Ст. 3122; 2010. N 11. Ст. 1176; 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7021.

    См. также: Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы от 28.05.2004 N 256 (в ред. от 22.03.2012) // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2309; 2007. N 9. Ст. 1087; 2012. N 14. Ст. 1632.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *