УК РФ амнистия

Комментарий к статье 84 Уголовного Кодекса РФ

Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления («амнистия» в переводе с греческого — забвение, прощение). Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). В СССР амнистии могли объявляться и союзными республиками в отношении лиц, осужденных судами республики (см. п. 14 ст. 72 Конституции РСФСР 1978 г.). Объявление амнистии является прерогативой Государственной Думы РФ (п. «ж» ст. 103 Конституции РФ). После принятия Конституции РФ 1993 г. амнистии в России объявлялись шестнадцать раз. Из них девять были специализированными, они распространялись в основном на участников вооруженных конфликтов. Самой масштабной была амнистия от 26 мая 2000 г. в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне <1>: более 200 тысяч осужденных было освобождено от отбывания лишения свободы, а всего под действие амнистии подпало более 700000 человек.

———————————
<1> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.

Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.

В уголовном законе не установлены критерии применения (неприменения) амнистии ни по категориям преступлений, ни по кругу лиц. Поэтому в каждом акте об амнистии предусматриваются свои критерии, т.е. признаки, по которым выделяются категории виновных лиц, на которых распространяется действие амнистии. В качестве таковых, как правило, выступают индивидуальные особенности (награжденные орденами и медалями, беременные женщины, инвалиды и т.д.); характер назначенной меры уголовно-правового воздействия; для осужденных к лишению свободы — назначенный срок наказания, форма вины, оставшийся для отбывания срок наказания.

Во второй части постановления об объявлении амнистии путем установления некоторых ограничений определяются категории лиц, на которых не распространяется действие амнистии. Данные ограничения связываются с характеристикой личности (злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания) или с характером совершенного преступления (так называемые постатейные ограничения). Именно эти ограничения позволяют характеризовать амнистию как средство корректировки уголовной политики, они показывают, какие преступления на момент объявления амнистии рассматриваются как наиболее общественно опасные и какие преступники не могут рассчитывать на прощение со стороны государства. Постатейные ограничения, как правило, распространяются на тяжкие и особо тяжкие преступления. Но, например, в амнистии 2000 г. были введены ограничения и по некоторым преступлениям средней тяжести — ст. 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды» и ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Учитывая социально-политическую ситуацию в стране в то время, эти ограничения выглядят вполне обоснованными.

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, акт амнистии рассчитан на неоднократное применение (неопределенное число случаев). Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П <1>, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.

———————————
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 6.

Сроки исполнения амнистии, указываемые в постановлении об объявлении амнистии (как правило, шесть месяцев), не определяют пределов ее действия во времени. Указание на срок исполнения амнистии только ориентирует уполномоченные органы в сроках исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности или осужденных. Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.

Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Постановление об объявлении амнистии распространяет свое действие на преступления, оконченные до момента его вступления в силу (как правило, со дня официального опубликования). В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. N 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» (в ред. Постановления от 14 марта 1963 г. N 1) <1>, если длящееся или продолжаемое преступление окончено после вступления в силу акта об амнистии, действие этого акта на него не распространяется. В Постановлении Государственной Думы РФ от 10 июня 1998 г. <2> данное правило было нарушено. В соответствии с п. 2 Постановления его действие распространялось на лиц, преступления которых были начаты до вступления в силу и окончены не позднее шести месяцев со дня его вступления в силу. Тем самым была не соблюдена презумпция «незнания закона» при объявлении амнистии. Хотя цель этого понятна — стимулировать явку с повинной виновных лиц.

———————————
<1> Бюллетень Верховного Суда СССР. 1963. N 3.
<2> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3018.

Институт амнистии включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Этот институт является комплексным, он применяется на разных стадиях уголовной ответственности и предусматривает разные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности (подозреваемые и обвиняемые), освобождение от наказания (осужденные), снятие судимости (отбывшие наказание).

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ). Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 28 октября 1996 г. N 18-П <1>, решение о прекращении уголовного дела не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность лица. Поэтому уголовное дело не может быть прекращено, если обвиняемый против этого возражает и ходатайствует о продолжении производства по делу.

———————————
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.

Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями. Во многих (но не во всех) актах об амнистии это положение устанавливается особо. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. N 7-П <1> подчеркивается, что реализация права государства на отказ от уголовного преследования отдельных категорий лиц вследствие амнистии не должна ограничивать незыблемые конституционные права человека и гражданина, включая закрепленное ст. 52 Конституции РФ право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Потерпевший может реализовать свое право как в рамках уголовного судопроизводства, так и путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.

———————————
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 4.

Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.

Амнистия предусматривает несколько видов смягчения положения осужденных: освобождение от основного наказания; сокращение срока (размера) назначенного наказания, включая сокращение неотбытой части наказания; замена назначенного наказания более мягким видом наказания; освобождение от дополнительного наказания.

Акт об амнистии распространяется только на те наказания, которые не отбыты или не исполнены на момент его вступления в силу.

Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат. В СССР подобная возможность предусматривалась. Например, в ч. 1 ст. 65 ИТК РСФСР указывалась такая категория осужденных, как «мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии». Замена смертной казни более мягким видом наказания по российскому законодательству возможна только в порядке помилования (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

Не применяется амнистия и к лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Конечно, чисто теоретически это не исключается, поскольку в УК РФ не установлены основания и условия применения (неприменения) амнистии, в каждом акте об амнистии они формулируются по-своему. Но на практике таких случаев не было. Во-первых, во всех актах об амнистии постатейные ограничения включают преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Во-вторых, во многих актах об амнистии установлено положение о неприменении амнистии к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами амнистии.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. В последних постановлениях об объявлении амнистии данная мера не предусматривалась. По Указу Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27 марта 1953 г. <1> судимость была снята со всех лиц, ранее судимых и отбывших наказание, а также досрочно освобожденных.

———————————
<1> Ведомости ВС СССР. 1953. N 4.

Амнистия является безусловным видом освобождения от уголовной ответственности и от наказания: решение о применении амнистии не может быть отменено независимо от дальнейшего поведения амнистированного лица. Некоторые специалисты выступают за придание амнистии условного характера. По их мнению, неотбытый на момент применения амнистии срок наказания следует считать испытательным сроком со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Следует отметить, что в некоторых актах об амнистии предусматривались определенные требования, невыполнение которых исключало применение амнистии. Так, в п. 1 Постановления от 9 февраля 1996 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года» <1> условием амнистирования являлось освобождение всех лиц, захваченных и насильственно удерживаемых незаконными вооруженными формированиями.

———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 722.

Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, т.е. не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица. Единственным исключением является несогласие подозреваемого или обвиняемого лица на прекращение уголовного преследования. В специальной литературе высказывалось мнение, что и в отношении осужденных амнистия должна применяться только с их согласия, поскольку амнистия относится к нереабилитирующим основаниям освобождения от наказания.

Другой комментарий к статье 84 УК РФ

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с его реализацией (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии; раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

2. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений — если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

3. Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления (например, несовершеннолетние; женщины, впервые совершившие преступление; ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды; лица, осужденные за преступления определенной категории или которым назначен определенный вид и размер наказания). Обычно указывается несколько таких критериев.

Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие подобных актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией (например, Постановление Государственной Думы от 6 июня 2003 г. N 4125-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» <1>).

———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2293.

В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. К осужденным, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения.

4. Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

5. Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе:

1) освобождение от уголовной ответственности, которое реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний:

а) о невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц;

б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного расследования, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судом;

2) освобождение от наказания, которое реализуется путем:

а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора суда или до обращения его к исполнению;

б) сокращения срока или размера назначенного наказания;

в) замены назначенного наказания более мягким;

г) освобождения от дополнительного наказания;

д) сокращения неотбытой части наказания;

3) снятие судимости.

6. Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождение от уголовной ответственности, от наказания; сокращение срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-либо иных условий.

Комментарий к Статье 84 УК РФ

1. Издание актов об амнистии осуществляется законодательной властью в связи со значительными изменениями в жизни государства. Такие изменения иногда называют объективно сложившимися обстоятельствами, т.е. обстоятельствами, возникшими в окружающей социально-экономической и социально-политической среде. Они затрагивают интересы широких масс населения. Если государственная власть способна учесть данные обстоятельства, не изменяя структуры и содержания уголовного закона, а посредством освобождения от УО (наказания), смягчения наказания, улучшения положения осужденного иным образом, то она ставит вопрос о необходимости принятия соответствующего нормативного правового акта, способного повлиять на судьбу большого количества совершивших преступления лиц, т.е. акта об амнистии. Но если требуется отмена или изменение каких-либо противоречащих сложившимся обстоятельствам уголовно-правовых норм, то следует вести речь о необходимости законодательной декриминализации (депенализации).

2. Акт об амнистии объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ на основании п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции. Наряду с этим акт об амнистии (как, впрочем, и акт о помиловании) является своего рода исключением из правовых принципов разделения властей, индивидуализации наказания, вступает в противоречие со ст. 10, ч. 1 ст. 19, ст. 45, 46, 118 Конституции.

3. Акт об амнистии — это документ высшего органа государственной власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от УО или наказания либо смягчающие наказание в отношении определенных категорий лиц, совершивших преступления (осужденных), с учетом их предкриминальной деятельности, категорий и видов совершенных ими преступлений, назначенного судом вида и размера наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также с учетом заслуг перед обществом и государством, состояния здоровья и других особенностей привлекаемых к УО (осужденных) лиц.

4. Введение с 1 января 1997 г. в действие УК РФ не отразилось на динамике прекращения УД в связи с актами об амнистии, поскольку издание таких актов происходит произвольно, т.е. независимо от положений УК РФ и связано не с уголовно-правовыми идеями, а, как правило, с историческими событиями, знаменательными датами (например, окончания войны, принятия Конституции, юбилея события в жизни государства), а также с экономической или политической реформой, явлениями мирового значения, необходимостью разгрузки следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем.

Амнистия по-прежнему является спасительной тростинкой, вытягивающей органы следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем из трясины политической и экономической нестабильности.

5. Действующее уголовное законодательство рассматривает акт об амнистии в качестве основания: а) освобождения от УО, в том числе прекращения производства всех следственных дел и дел, не рассмотренных судами, до вступления акта об амнистии в силу; б) освобождения от основного или дополнительного вида наказания; в) замены одного наказания другим, более мягким; г) сокращения срока наказания; д) освобождения от уголовно-правовых последствий наказания. Пределы государственного гуманизма по отношению к лицам, совершившим преступления, определяются соответствующим актом об амнистии.

6. Конкретные условия применения актов об амнистии не предусмотрены ни уголовным (см. коммент. статью), ни уголовно-процессуальным (см. п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК), ни уголовно-исполнительным (см. п. «д» ст. 172, ч. 4 ст. 175 УИК) законодательствами. Данная конкретизация осуществляется непосредственно в актах об амнистии и варьируется в зависимости от причины принятия каждого акта.

7. Используемое правоприменителями выражение «принятие акта об амнистии» отражает несколько расплывчатый временной промежуток. Момент принятия растягивается от обсуждения и утверждения данного акта до его вступления в законную силу. Поэтому следует уточнить, что акт об амнистии может быть применен только к тем лицам, которые совершили преступные деяния до момента вступления этого акта в законную силу (как правило, до момента его официального опубликования). Сказанное закреплено и в самих актах об амнистии (см., например, п. 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 399-III ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» <1>).
———————————
<1> РГ. 2000. 30 мая.

8. Срок действия актов об амнистии на первый взгляд строго определен. Он устанавливается, как правило, на шесть месяцев с момента их официального опубликования. Фактически же эта процедура оказывается бессрочной, так как вопросы применения любого акта об амнистии всегда возникают и по истечении шести месяцев (см., например, п. 7 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» <1> и п. 16, 17 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД).
———————————
<1> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.

9. Поскольку принятие акта об амнистии относится к компетенции высшего органа государственной власти (см. ст. 10, 11, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции), постольку нормы акта являются обязательными к исполнению всеми соответствующими органами — дознания, следствия, суда, ведающими исполнением наказания.

10. Важным признаком, отличающим акт об амнистии от акта о помиловании, является то, что он применяется в отношении не конкретного лица, а определенной группы лиц, совершивших преступления определенной категории и (или) характеризующихся теми или иными специфическими признаками.

11. Применяя акт об амнистии к лицам, совершившим длящиеся и продолжаемые преступления, необходимо точно установить момент их совершения. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и заканчивается моментом действий самого виновного, направленных к его прекращению, либо моментом наступления события, препятствующего совершению преступления. Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление, а концом — момент совершения последнего преступного действия. Амнистия применяется только к тем длящимся и продолжаемым деяниям, которые окончились до ее издания (см. п. 4 — 5 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929).

12. Лицо, освобожденное от уголовного наказания в силу акта об амнистии, считается несудимым, поэтому совершение им аналогичного или другого преступления и осуждение за него после применения акта об амнистии не образует рецидива преступного поведения. Для лиц, отбывших наказание, актом об амнистии судимость может быть снята.

13. Основной объем прекращенных УД в силу акта об амнистии приходится на дела, связанные с преступлениями небольшой тяжести. Вместе с тем по амнистии могут быть прекращены дела, связанные с совершением и более тяжких преступлений (вплоть до особо тяжких), что нельзя признать достаточно обоснованным.

Однако большее возражение вызывает не то, что амнистия применяется к лицам, совершившим тяжкие и даже особо тяжкие преступления, а то, что освобождение от УО (наказания) в связи с изданием акта об амнистии не предусматривает никаких уголовно-правовых последствий, вытекающих из факта совершения столь тяжких преступных деяний. Наряду с этим законодатель констатирует: «Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания…» (см. п. 8 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД). Возникает неадекватная ситуация, в которой административное наказание представляется более суровым, нежели уголовное. В связи с этим юридическая природа безусловного применения актов об амнистии вносит дисбаланс в уровни юридической ответственности.

14. Законодатель предписывает правоприменителю учитывать ненарушение осужденным лицом злостно установленного порядка отбывания наказания (см., например, п. 14 Постановления от 18.06.1999 N 4148-II ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» <1>). Одновременно законодатель прописывает правила, согласно которым осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, как бы не являются такими нарушителями лишь потому, что они — инвалиды I или II группы; больные туберкулезом; мужчины, достигшие 60-летнего, или женщины, достигшие 55-летнего возраста; беременные или имеющие несовершеннолетних детей женщины; лица, награжденные государственными наградами, и т.д. (см. подп. «д» п. 10 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.06.1999 N 4147-II ГД «Об объявлении амнистии» <2>). Подобные указания законодателя не способствуют достижению целей наказания.
———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3181.

<2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3180.

15. Гуманизм, проявляющийся в актах об амнистии, имеет целью прежде всего поддержание политического и правового авторитета государства. Лица, к которым применяются эти акты, должны осознавать их гуманистическую сущность, поэтому практика освобождения от УО (наказания) лиц, страдающих психическим расстройством (заболевших до или после вынесения обвинительного приговора суда), должна следовать правилу проявления гуманизма после окончания применения к ним принудительных мер медицинского характера. В действительности же закон до недавнего времени предписывал суду выносить определение о прекращении УД, извещая об этом органы здравоохранения, если издавался акт об амнистии, распространяющийся на лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (см. п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 410 УПК РСФСР). В настоящее время издание акта об амнистии является основанием прекращения в отношении лица уголовного преследования, вынесения судом Постановления о прекращении УД независимо от наличия и характера заболевания лица (п. 3 ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст. 443 УПК).

16. Акт об амнистии исключает производство по УД (после издания этого акта дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению). В случае возбуждения УД вопреки акту об амнистии, освобождающему обвиняемого от УО (но по желанию лица, привлекаемого к ней), обвинительный приговор, хотя бы и вынесенный с освобождением осужденного от отбывания наказания (по акту об амнистии), подлежит отмене с прекращением производства по делу. Если акт об амнистии вступил в силу во время нахождения УД на стадии судебного производства, суд доводит разбирательство дела до его разрешения по существу и постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания (см. ч. 5, 6, 8 ст. 302 УПК).

17. Прекращение уголовного преследования, УД не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке (см. ч. 2 ст. 27 УПК). Но если оно все же было прекращено, то прокурор вправе отменить его и возобновить производство по УД (см. ч. 1 ст. 214 УПК). Для отказа в возбуждении УД вследствие акта об амнистии согласия лица, в отношении которого поставлен вопрос о возбуждении дела, не требуется <1>. Если обвиняемый не возражает против прекращения дела по акту об амнистии лишь в части его обвинения и оспаривает обоснованность обвинения в других преступлениях, суд не вправе прекратить УД в полном объеме <2>.
———————————
<1> См.: БВС РСФСР. 1987. N 12. С. 8.

<2> См.: БВС РСФСР. 1985. N 3. С. 3.

17.1. Согласно ч. 2 ст. 27 УПК применение акта об амнистии возможно не только в том случае, если лицо не возражает против прекращения дела, но и если это лицо имеет статус подозреваемого или обвиняемого. Вместе с тем применение актов об амнистии вопреки закону зачастую происходит не только до предъявления лицу обвинения, но и до привлечения его в качестве подозреваемого.

18. Если наказание осужденному было смягчено актом об амнистии (или о помиловании), суд, применяя условно-досрочное освобождение от наказания или заменяя его более мягким, должен исчислять фактически отбытую часть наказания, исходя из наказания, установленного актом об амнистии (или о помиловании). Подробнее см. п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 80.

19. Возможность истребования потерпевшим в полном размере материального ущерба от преступления в связи с применением п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК предусмотрена п. 5 Постановления Пленума ВС СССР N 1.

Другой комментарий к Ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Акт об амнистии есть акт органа государственной власти, прекращающий или ограничивающий в строго определенных пределах применение уголовного закона к некоторым категориям индивидуально не определенных лиц. Решение об объявлении амнистии принимается в форме постановления Государственной Думы.

2. Действие актов об амнистии связывается с обстоятельствами различного характера: а) данные, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но учитываются в процессе назначения наказания и освобождения от него (например, наличие государственных наград, несовершеннолетие, участие в боевых действиях по защите Отечества); б) факт совершения преступления впервые; в) вид и размер назначенного наказания; г) совершение преступления в определенное время и в определенной обстановке (например, во время проведения контртеррористической операции).

3. Амнистия может быть основанием освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, а также от судимости.

Освобождение от уголовной ответственности реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний о: а) невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц; б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного следствия, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судами.

Освобождение от наказания осуществляется в отношении осужденных путем: а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора или до обращения его к исполнению; б) сокращения срока (размера) назначенного наказания; в) замены назначенного наказания более мягким видом из числа предусмотренных ст. 44 УК; г) освобождения от дополнительного наказания.

4. Постановление об объявлении амнистии обычно сопровождается постановлением о порядке применения акта об амнистии. Основной его задачей является юридическое закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности или от наказания. С этой целью указывается, какие органы и в отношении каких категорий лиц исполняют акт об амнистии. Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.

5. В актах об амнистии, как правило, очерчен круг лиц, на которых амнистия не распространяется (обычно на лиц, совершивших определенные преступления; совершивших преступления при особо опасном рецидиве; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы и т.п.).

>Амнистия в уголовном праве

Общая характеристика амнистии в уголовном праве

Амнистия выступает очень важной категорией уголовного права, поскольку ее применение непосредственно связано с положительным влиянием на правовой статус осужденных к уголовной ответственности за совершение общественно-опасных деяний. При этом в наиболее общем виде, рассматриваемая категория может быть определена следующим образом:

Определение 1

Амнистия – это государственно-властная мера, принимаемая в установленном порядке по решению уполномоченного органа государственной власти к лицам, осужденным за совершение преступлений, сущность которой состоит в частичном или полном освобождении соответствующих лиц от уголовного наказания, замене соответствующего наказания на более мягкое или в полном прекращении уголовного преследования.

С амнистией, как мерой освобождения или смягчения уголовного наказания тесно связана категория помилования. Различие между ними состоит в том, что помилование применяется по отношению к отдельным, индивидуально-определенным лицам, в отношении которых вынесено решение о помиловании, в свою очередь, под сферу реализации амнистии всегда попадает определенная группа осужденных:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • несовершеннолетние,
  • осужденные за преступления небольшой тяжести, и т.д.

Замечание 1

Как правило, в качестве причины и значения объявления амнистии признается достижение гуманистических целей, однако, возможно ее применение и из исключительно практических соображений: снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, достижение определенных политических задач и т.д.

Поводами для объявления амнистии во многих странах (в том числе в Российской Федерации) зачастую являются памятные даты, национальные праздники, юбилейные события и т.д.

Амнистия в уголовном праве иностранных государств

В настоящее время институт амнистии широко применяется по всему миру и известен действующему уголовному законодательству многих стран.

Пример 1

Так, например, осуществление амнистии предусмотрено в настоящее время уголовным законодательством стран СНГ, Австрии, Португалии, Турции, Франции и многих других стран.

Однако, несмотря на широкую распространенность, в разных странах может отличаться сфера применения амнистии: в одних государствах амнистии объявляются достаточно часто и охватывают значительные количества преступников, в других – напротив, амнистии применяются только в исключительных случаях и касаются небольшой определенной группы преступников. К примеру, подобная выборочность характерна для стран Латинской Америки, амнистия в которых, как правило, затрагивает только, так называемых, «политических» преступников.

Также необходимо обратить внимание на то, что амнистия, несмотря на отмеченную выше широкую распространенность в уголовном законодательстве различных стран, применяется в настоящее время не во всех странах. В частности, институт амнистии отсутствует в уголовном праве стран англо-саксонской правовой семьи, а также в Германии, Испании, Эстонии, Норвегии и других странах. Более того, например, в Польше применение любого рода амнистий признано противоречащим действующей конституции, а следовательно – запрещено к применению.

Отсутствие рассматриваемого института в названных странах обосновывается по-разному: ряд исследователей связывает это с постоянным совершенствованием уголовно-правового регулирования, гармоничностью целей и мер уголовного наказания, следовательно, институт «амнистии», как инструмент освобождения от уголовного наказания утрачивает свою актуальность. Другими исследователями в качестве соответствующих причин называются исторические обстоятельства, связанные с тем, что монархи многих государств (в том числе во Франции), чрезмерно широко пользовались правом амнистии и помилования, что приводило к фактической безнаказанности преступников, обладавших связями с первыми лицами государства.

Институт амнистии в российском праве

В Российской Федерации, правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением амнистии регулируется в первую очередь, Конституцией РФ, нормами которой объявление амнистии отнесено к исключительной компетенции Государственной думы РФ, а также положениями Уголовного кодекса РФ, в которые непосредственно раскрывается содержание рассматриваемого института. В отечественной юридической науке вопрос о правовой природе института амнистии однозначно не решен и выделяется три основные точки зрения на этот счет:

  • Амнистия – институт уголовного права, поскольку именно нормами уголовного законодательства раскрывается соответствующее понятие, происходит правовое регулирование отношений, связанных с освобождение от уголовной ответственности в результате амнистии и т.д.;
  • Амнистия – институт государственного права, поскольку ее объявление выступает одним из полномочий высшего законодательного органа Российской Федерации – Государственной Думы;
  • Амнистия – это смешанный государственно-правовой и уголовно-правовой институт, то есть правовая природа рассматриваемого института двойственна.

Необходимо также обратить внимание на то, что в отечественном уголовном законодательстве установлены правила о том, что несмотря на возможность освобождения от уголовной ответственности в результате амнистии, в результате ее осуществления не ставятся под сомнение преступность деяний, совершенных лицами, подпадающими под соответствующий акт амнистии, кроме того, амнистия не связывается с сомнениями в обоснованности и законности действий и решения органов предварительного расследования и суда, а также не выступает основанием для реабилитации лица, привлеченного к уголовной ответственности – таким образом, соответствующее лицо продолжает считаться обоснованное привлеченным к уголовной ответственности и виновным в совершении общественно-опасного деяния.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *