Уголовная административная ответственность

Общая характеристика административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.

Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.

Состав же предусматривает наличие четырех элементов:

  • объекта,
  • объективной стороны,
  • субъекта,
  • субъективной стороны.

Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.). Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо). Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).

За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация орудия нарушения;
  • лишение права;
  • арест;
  • выдворение;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение массовых мероприятий.

Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.

Общая характеристика уголовной ответственности

В силу ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, которое содержит все элементы состава преступления. Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, в силу которой таковым признается виновное общественно опасное действие или бездействие, запрещенное особенной часть УК РФ. Например, ст. 105 УК РФ запрещает убийство, поэтому оно признается преступлением.

Положения ст. 24 УК РФ предусматривают 2 формы вины в совершении преступления: умысел и неосторожность. Целью наказания, согласно ст. 43 УК РФ, является восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения преступлений вновь.

В силу ч. 1 ст. 60 УК РФ при совершении преступления назначается наказание, которое соответствует степени общественной опасности деяния. При этом учитываются характер и степень опасности преступления, личность преступника, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние наказания на осужденного и его семью.

Наказание может быть назначено только при наличии состава преступления. Он аналогичен таковому в административном праве и состоит из 4 элементов:

  • объекта,
  • объективной стороны,
  • субъекта,
  • субъективной стороны.

Виды наказаний определены в ст. 44 УК РФ. К ним относятся:

  • штраф;
  • лишение права занимать какие-либо должности;
  • лишение звания;
  • обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы;
  • ограничение по воинской службе;
  • ограничение или лишение свободы (в том числе пожизненное);
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • смертная казнь (в настоящее время не применяется из-за введенного моратория).

Чем отличается административная ответственность от уголовной?

Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

  1. Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
  2. Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
  3. В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
  4. Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
  5. Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
  6. Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
  7. Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
  8. Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
  9. По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
  10. По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
  11. Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
  12. Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
  13. Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
  14. УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
  15. Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.

ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

Сходства рассматриваемых видов ответственности

Несмотря на существенные различия, административная и уголовная ответственность имеют сходные черты:

  1. И административная ответственность, и уголовная налагаются на лиц, совершивших противоправные деяния, за которые соответствующим кодексом предусмотрена ответственность.
  2. Оба вида ответственности основаны на применении мер государственного принуждения.
  3. Некоторые виды наказаний совпадают по своей сути (например, штраф как мера денежной ответственности, не совпадают лишь его размеры).
  4. Как в уголовном, так и в административном праве существуют смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
  5. Как по УК РФ, так и по КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к ответственности.
  6. Как в УК РФ, так и в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение наказаний (например, за неуплату административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ).
  7. В обоих случаях для производства по делу необходимо его возбуждение, при наличии на то оснований оно подлежит прекращению (то есть существуют основания освобождения от ответственности).
  8. Как в УК РФ, так и в КоАП РФ возможно признание преступления или нарушения малозначительным, хотя суть понятия «малозначительность» в уголовном и административном праве не совпадает.

***

Таким образом, административная и уголовная ответственность имеют как сходства, так и различия. Однако сравнивать их имеет смысл только исходя из теоретического интереса, т. к. это разные процедуры, урегулированные различными законодательными актами и преследующие разные цели.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

3. Соотношение уголовной и административной ответственности

Система составов экологических преступлений

курсовая работа

Общепризнанным является положение о том, что уголовная ответственность представляет собой «последний аргумент» законодателя. Она применяется тогда и только тогда, когда иные меры социального регулирования, включая юридическую ответственность, не дают или не могут дать позитивных результатов, в частности обеспечить правомерное поведение граждан в определенной сфере.

Это общее положение проявляется во многих правовых институтах и нормах. Как известно, одним из проявлений экономного отношения к уголовной репрессии является широко распространенная межотраслевая конкуренция норм уголовного и административного права, устанавливающих основания уголовной и административной ответственности.

В юридической литературе по уголовному праву рассматривается вопрос о наличии общественной опасности административных правонарушений, о разграничении уголовно-правовых и административно-правовых санкций, которые в принципе могут совпадать по содержанию. В течение длительного времени совершение административного правонарушения являлось юридическим фактом, определявшим возможность наступления уголовной ответственности. Эта проблема снята в новом УК РФ. Однако общие проблемы разграничения уголовной и административной ответственности остаются в случаях фактического совпадения как объективной стороны, включая в особенности последствия, так и объекта посягательства.

По многим, если не большинству составов преступлений в сфере охраны окружающей среды, то есть экологических преступлений, правоприменитель вынужден ставить и решать вопрос об их разграничении с административными правонарушениями.

На современном фоне представляется необходимым крайне осторожно формировать политику применения юридической ответственности. Общая тенденция в этой области, прослеживаемая на протяжении многих лет, состоит в том, что уголовная ответственность применяется достаточно редко. Правоприменительные органы охотнее прибегают к ответственности административной. Не в последнюю очередь это объясняется личностью правонарушителей. Собственно экологические преступления или большинство их (исключая браконьерство и ряд иных преступлений) совершают люди, как правило, работающие в реальном секторе, в основном характеризующиеся положительно. При этом правовая оценка деяния довольно сложна. Олейников, Ю.В. Экологические альтернативы НТР. — М., 2007. — С. 85.

По-видимому, действительно необходимо, чтобы уголовный закон применялся к наиболее опасным правонарушениям, а уголовная репрессия не была массовой, ни в коем случае не превращалась в «кампанию».

Юридически корректное разграничение административной и уголовной ответственности, основанное на презумпции правоприменения мер административного воздействия в спорных случаях, является обязательным условием рациональной правовой политики в этой области.

По этим соображениям следует сопоставить содержание административного и уголовного законодательства в данной сфере, выделив общую характеристику экологического административного массива нормативно-правовых актов, а затем сопоставить противоправные последствия преступлений по УК РФ и противоправные последствия административных правонарушений по КоАПу.

Административное законодательство является смежным с уголовным, устанавливающим ответственность за экологические преступления, и само по себе представляет довольно сложный комплекс правовых норм и институтов и содержащих их актов. Даже если ограничиться в этой связи лишь анализом норм об ответственности за экологические проступки, то помимо Кодекса РСФСР об административных правонарушениях следует обратиться к иным законам, содержащим перечни составов экологических проступков, санкции и указания на порядок их наложения. В действительности блок административного законодательства шире. Он включает в себя правовое регулирование разрешительной системы (лицензирования), нормы, регулирующие права и обязанности должностных лиц, как природоохранительных органов, так и организаций, в ходе деятельности которых возможно совершение нарушений экологического законодательства.

Значителен объем правительственных постановлений и ведомственных нормативных актов, устанавливающих порядок осуществления контроля, наложения взысканий и т.п., регламентирующих порядок управления охраной окружающей среды как одного из разделов (направлений) государственного управления, осуществляемого органами как общей, так и специальной компетенции.

Поэтому при анализе блока административного — смежного с уголовным — законодательства ограничимся лишь общей ориентацией в актах, регулирующих ответственность за экологические административно наказуемые проступки.

Административная ответственность за экологические правонарушения регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984г., действующим с 1 января 1985г., а также специальным экологическим законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» и другими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Копылов, М.Н. Государственная экологическая политика в Российской Федерации и международное право/Международное право, 2008, №2. — С. 93.

Согласно общепризнанному мнению, административным экологическим проступком признается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Составы экологических проступков в основном сконцентрированы в гл.7 КоАП «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры», в гл.6 «Административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность», гл.9 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, нарушения ветеринарно-санитарных правил». Их можно разделить на несколько групп:

1) проступки, посягающие на государственную собственность на недра, воды, леса, животный мир (ст.46, 47, 48, 48 1 ), а также самовольная добыча янтаря (ст.46 1 );

2) земельные правонарушения (ст.50 «Бесхозяйственное использование земель», ст.51 «Порча сельскохозяйственных и других земель», ст.52 «Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению», ст.53 «Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства», ст.54 «Уничтожение межевых знаков»);

3) горные правонарушения (ст.55 «Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов», ст.56 «Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр»);

4) административно наказуемые посягательства на континентальный шельф (ст.561 «Незаконная выдача лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации», ст.56 2 «Нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации», ст.56 3 «Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации», ст.84 5 «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации», ст.84 б «Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации», а также ст.57 1 «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе РФ»);

5) водные правонарушения (ст.57 «Нарушение правил охраны водных ресурсов», ст.59 «Нарушение правил водопользования», ст.60 «Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации»), а также административные посягательства на морскую среду (ст.58 «Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями»);

6) лесонарушения (ст.61 «Незаконное использование земель государственного лесного фонда», ст.62 «Нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы», ст.63 «Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка», ст.64 «Уничтожение или повреждение подроста в лесах», ст.65 «Осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете», ст.66 «Нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины», ст.67 «Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда», ст.68 «Самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод», ст.69 «Сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков», ст.70 «Ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса», ст.71 «Повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами», ст.72 «Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами», ст.73 «Уничтожение или повреждение `есоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда», ст.74 «Уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах», ст.75 «Уничтожение полезной для леса фауны», ст.76 «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах»);

7) административно наказуемые посягательства на атмосферный воздух (ст.77 «Выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух», ст.78 «Ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха», ст.79 «Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу», ст.80 «Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах», ст.81 «Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах», ст.82 «Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов», ст.83 «Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха, ст.84 «Невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха»);

8) административно наказуемые посягательства на животный мир и среду его обитания (ст.84 1 «Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру», ст.84 2 «Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных», ст.84 3 «Нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу», ст.84 4 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных», ст.85 «Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром», ст.86 «Нарушение правил китобойного промысла», ст.101 «Нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил», ст.102 «Нарушение правил содержания собак и кошек», ст.102 «Жестокое обращение с животными»);

9) посягательства на растительный мир вне лесов, могущие причинить вред различным элементам окружающей среды (ст.96 «Потрава посевов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений колхозов, совхозов и других государственных и общественных хозяйств», ст.97 «Нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками», ст.98 «Вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку»);

10) наконец, вред окружающей среде может быть причинен в результате совершения проступков, нарушающих правила безопасности в промышленном производстве, на транспорте и пр. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г./Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992г. №10. Ст.457.

Составы административных проступков, ответственность за совершение которых установлена КоАП, являются в основном формальными, некоторые — материальными, постановления в опасность, когда в диспозиции нормы предусмотрена возможность создания угрозы причинения вреда окружающей среде и другим объектам.

Основные санкции — штраф, причем его размеры колеблются существенным образом, а также конфискация орудий, средств совершения правонарушения, незаконно добытого.

Признаки административного правонарушения и виды административных взысканий

Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». С учётом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:

  • Деяние — акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
  • Антиобщественный характер — посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщённый перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нём правовых нормах;
  • Виновность — аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);
  • Противоправность — ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

Важно понятие наказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ).

Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  • Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управляемым органом в письменной форме, установленной законодательством;
  • Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);
  • Административный арест. Он подразумевает задержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения антитеррористической операции — до 30 суток;
  • Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • Дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;
  • Административное приостановление деятельности.
  • Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ; вступил в силу с 20 января 2014)

> См. также

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
  2. Отрывок из КоАП РФ, касающийся административной ответственности

Отличие дисциплинарной и административной ответственности

Каковы особенности административной ответственности?

Чем она отличается от дисциплинарной ответственности? 1. Административную ответственность могут устанавливать не только органы законодательной власти, но в пределах своей компетенции государственные органы всех ветвей власти. 2. Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке служебной подчиненности, то наложение административных наказаний производится должностными лицами исполнительной власти, назначаемых Президентом РФ, и в некоторых случаях судами (судьями).

3. Административная ответственность по сравнению с дисциплинарной в большей мере заформализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).

4. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случаях экологических правонарушений). 5. Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия.

Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения; административные взыскания. Таким образом, административная ответственность занимает промежуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях подробно регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий.

Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности. 3.3. Материальная ответственность гражданского служащего Третьим видом ответственности гражданского служащего является материальная ответственность. Она наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению.

Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Данное возмещение ущерба не может рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания, а применяется наряду с ним. Материальная ответственность гражданского служащего наступает либо в административном порядке, либо по суду.

3.4. Уголовная ответственность гражданского служащего К уголовной ответственности гражданские служащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях. Обязательным признаком большинства должностных преступлений являются корыстная или иная личная заин­тересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в пред­принимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).

Дата добавления: 2017-03-22; просмотров: 561; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ Previous article Next article

Отличия административных правонарушений от преступлений: 1.

по признаку общественной вредности: преступление является общественно опасным, правонарушение является менее опасным, поэтому и именуется вредным. 2. характер противоправности: преступление запрещено уголовным законом, правонарушение – административным законодательством. Как правило, закрепляются в кодексах разные деяния, но есть области пересечения (так называемые смежные составы).

Пример 1. Незаконное предпринимательство (ст.14.1 КоАП и ст.171 УК РФ).

Критерий разграничения: в КоАП состав формальный, в УК нужен дополнительный признак в составе – крупный доход или причинение крупного ущерба.

Пример 2. Мелкое хищение (ст.7.47 и в УК ряд статей).

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности – те же действия, которые закреплены в КоАПе + специальные нарушения, указанные в законодательстве об образовании, трудовом праве, государственной (муниципальной) службе 3.

Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности

Нет ни одной меры административной ответственности, схожей с дисциплинарной. Немаловажным отличительным критерием является и то, что административная ответственность налагается особым континген­том органов или лиц. Одни из них специально предназначены для этих целей, другие-выполняют такие полномочия как дополни­тельные к основным.

К первому виду относятся судьи по адми­нистративным делам и исполнительным производствам и адми­нистративные комиссии, ко второму виду — многочисленные органы государственного управления и их работники, например, сельский (поселковый) исполнительный комитет, районная (го­родская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолет­них, орган внутренних дел в лице его начальника, заместителей начальника и других работников милиции, От уголовной административная ответственность отличается упрощенным порядком разрешения дела об административном правонарушении, сокращенными сроками их разрешения.

Административное и дисциплинарное наказания: в чем разница?

Это может быть сотрудник милиции, работник таможни. Дисциплинарные взыскания применяются лицами (органами), которым предоставлено право приема на работу.

За применение административного наказания должностное лицо или соответствующий орган выносит постановление, за применение дисциплинарного наказания выносится приказ. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Административное правонарушение должно быть рассмотрено в течение двух месяцев с момента, когда оно было выявлено.

Согласно КоАО, орган (должностное лицо), вынесший постановление о применении административного взыскания, прекращает его исполнение в случаях: 1) издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; 2) отмены нормативного акта, устанавливающего административную ответственность; 3) смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.

51. Сущность административной ответственности. Ее отличие от уголовной и дисциплинарной ответственности.

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности — в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Основаниями административной ответственности являются: 1. Юридическая; 2. Фактическая; 3. Процессуальная. Юридическим основанием административной ответственности служит конкретная норма права в действующем законодательстве, формулирующая состав данного административного правонарушения и устанавливающая соответствующие административные санкции за совершение этого административного правонарушения.

Таким образом, юридическое основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения законодательными нормами.

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретная в полном составе, составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Содержащее все признаки административного проступка, деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно полностью соответствует условиям привлечения к административной ответственности (или исключающим ее).

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2. 2); возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2. 3); соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4. 5); состояние крайней необходимости (ст. 2. 7); невменяемость правонарушителя (ст.

2. 8); смягчающее и отягчающее административную ответственность обстоятельства (ст. 4. 2), (ст. 4. 3), а по некоторым составам административным правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями. Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.

2. 1). Необходимо иметь в виду, что общие родовые объекты посягательств перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ. Процессуальным основанием административной ответственности является составленным уполномоченным на то должностным лицом, органом государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом (ст. 28. 2; ст. 28. 3). Стр 25 из 55 Соседние файлы в предмете

  • 19.02.201620.8 Кб
  • 19.02.201656.5 Кб
  • 19.02.2016298.52 Кб
  • 19.02.2016657.92 Кбответы к гэку по Менеджменту.doc
  • 19.02.2016121.97 Кб
  • 19.02.2016676.35 Кб
  • 19.02.2016453.63 Кб
  • 19.02.201630.5 Кб
  • 19.02.2016368.15 Кб
  • 19.02.2016441.25 Кб
  • 19.02.2016561.66 Кб

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Вопрос 20.

Понятие дисциплинарной ответственности, отличие от административной

23Дисциплинарная ответственность – это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно-правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дис­циплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Дисциплинарная ответствен­ность наступает, как правило, за дисциплинарный просту­пок, но может наступать и за совершение иных правонаруше­ний (например, на основании ст.

15 КоАП) и даже порочащих действий. Так, законом «О статусе военнослужащих» предус­мотрено, что за проступки, связанные с нарушением воин­ской дисциплины, норм морали и воинской чести, военнослу­жащие несут дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарная ответственность состоит в применении карательных санкций – дисциплинарных взысканий. Право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной вла­сти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива. Основания и порядок наступления дисципли­нарной ответственности регулируются различными отрасля­ми права. В отношении большинства работников дисципли­нарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Дисциплинарный проступок – один из видов правона­рушений.

Это вредное, антиобщественное виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе.

Применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим дисциплинарные проступки, основывается на строгом соблюдении процессу­альных норм, которые регулируют комплекс отношений, складывающихся при рассмотрении дел о дисциплинарных проступках. В своей совокупности эти нормы образуют институт дисциплинарного производства, представляю­щий собой составную часть дисциплинарного процесс.

23Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 121 | | studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. (0.001 с).

Разница между уголовной и административной ответственностью

Противоправное поведение человека во все времена преследовалось по закону, но сегодня уровень развития права позволяет разграничивать ответственность по степени опасности. Уголовный и административный кодексы во многом описывают дублирующие друг друга составы наказуемых деяний, но в правоприменительной практике есть существенные отличия. Они в первую очередь касаются размера ответственности: нельзя судить человека за переход улицы в неположенном месте так же, как за изнасилование или подделку денежных средств. Разграничить отдельные составы порой бывает очень трудно даже специалисту.

Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления делятся по тяжести (от не представляющих общественной опасности до особо тяжких), а также по иным основаниям (против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности и т.д.). При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь в том случае, если состав деяния чётко прописан в кодексе и доказан в суде.

Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

Вопрос о квалификации деяния – ключевой для органов правопорядка. Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий. То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений. К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.

Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств. И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность. Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами. Решения первой инстанции можно обжаловать в надзорном и кассационном порядке, но сроки для осуществления данного права существенно разнятся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *