Учет аккумуляторных батарей

Учет отработанных аккумуляторов в коммерческой организации

На балансе многих предприятий числятся транспортные средства. Однако не каждый бухгалтер знает, что делать с отработавшим свое автомобильным аккумулятором. И главное – как списать аккумулятор в бухучете?

Смотрите также статью — Учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях.

Учет аккумуляторов в бухгалтерии начинается с понимания, чем АКБ являются для автомобиля. От этого зависит правильность отражения их поступления и списания, и утилизации.

Аккумулятор – это автономный источник питания, которым «пользуется» стартер и многочисленные электронные устройства в автомобиле, отвечающие за безопасность и комфорт его управления. Без этого источника питания любое транспортное средство не сможет работать. Но аккумулятор имеет свой срок службы, который завод-изготовитель определил в технической документации к нему. Кроме того, этот срок может быть сокращен, если нарушены условия эксплуатации АКБ, или по иной причине. В итоге батарейку нужно менять. И в бухгалтерии такой процесс называется ремонтом.

Целью ремонта является поддержание актива в нормальном рабочем состоянии. А, поскольку транспортное средство без аккумулятора двигаться не может, то замена АКБ является именно ремонтом, а сам АКБ относится к запчастям. Это означает, что поступление и списание аккумуляторов в бухгалтерском учете будет происходить через счет 10 «Материалы» или с помощью счета 15 «Заготовка и покупка материальных ценностей» — в зависимости от учетной политики предприятия.

Замена аккумулятора — это замена запчасти

Но в любом случае потребуется отдельный субсчет – в счете 10 это субсчет 10.5 «Запчасти»:

Дебет счета 10.5 «Запчасти» Кредит счета 71 «Подотчетные лица», счета 60, и т.д. – приняты к учету аккумуляторы.

Субсчет 10.5 Запчасти

В связи с тем, что АКБ относится к материально-производственным запасам, их учет осуществляется в соответствии с ПБУ №5/01 (утверждено приказом Минфина РФ №44н):

  • принимаются они на учет по фактической себестоимости, состав которой определяется предприятием на основании раздела II ПБУ №5/01;
  • единица учета АКБ выбирается организацией самостоятельно – это может быть и номенклатурный номер, и однородная группа запасов, и партия, и т.д.
  • документальное оформление операций по движению АКБ предприятие тоже выбирает самостоятельно – с учетом ст.9 закона №402-ФЗ о бухгалтерском учете. В связи с этим можно воспользоваться, например, формами, утвержденными Госкомстатом РФ в постановлении № 71а;
  • для списания стоимости передаваемого для эксплуатации аккумулятора используется один из методов, поименованных в п.16 ПБУ 5/01.

Однако порядок списания аккумуляторов в бухгалтерском учете и их выбытие с предприятия имеет свою специфику.

Как списать аккумуляторы в бухучете

Как уже отмечалось, аккумулятор относится к запчастям. Списание стоимости АКБ, поступающего на предприятие, происходит в момент его передачи в эксплуатацию, т.е. в момент замены старого аккумулятора. Иными словами, пока не заменена отработавшая свое батарейка, новый АКБ продолжает числиться на балансе предприятия на своем субсчете 10.5 (или на субсчете к 15-му счету).

Стоит отметить, что учет аккумуляторов, поступивших на предприятие в составе автомобиля, не производится отдельно. АКБ в этом случае является составной частью транспортного средства. А вот приобретаемый отдельно аккумулятор уже подлежит отражению в составе запчастей.

Стоимость аккумулятора, приобретенного отдельно от транспортного средства, подлежит списанию с учетом порядка выполнения ремонта:

  1. если своими силами. Тут важно обратить внимание на документальное оформление операции: если подразделение, которое ремонтирует автомобили, находится на территории предприятия, то нужно воспользоваться формой Госкомстата РФ №М-11 (утверждена постановлением 71а) (если предприятие использует данные формы). Если аккумулятор передается за пределы территории организации, но ее же подразделению, то необходимо выписать на такую передачу запчастей форму №М-15 (накладная утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении №71а).

Кроме того, сами расходы на ремонт машины являются расходами по обычным видам деятельности, а значит, списываются на затраты производства или на расходы по продажам:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 26,23,25, 44, 29… Кредит сч.10.5 «Запчасти» — списание аккумуляторов в бухгалтерском учете происходит в момент их отпуска на ремонт автомобиля;

  1. если ремонт делается силами подрядчика. Тут важно понимать, что передаваемый для установки на автомобиль аккумулятор не является собственностью подрядчика (если условием договора предусмотрено, что заказчик за свой счет закупает запчасти для ремонта). Тогда АКБ в учете заказчика при его передаче подрядчику-исполнителю будет сначала перемещен между субсчетами:

Дебет счета 10.7 «Материалы переданы в переработку» Кредит счета 10.5 – отражена только передача аккумулятора для ремонта автомобиля.

И только уже после окончания ремонтных работ и при получении от подрядчика Отчета о материалах, которые были израсходованы на ремонт, заказчик вправе списать сам аккумулятор на производственные расходы:

Дебет счетов 23, 20, 29, 44… Кредит сч. 10.7 – на основании отчета от подрядчика выполнено списание аккумулятора.

Еще один очень важный момент – это заполнение акта ОС – 3 (или иного подобного документа, разработанного предприятием самостоятельно):

  • если АКБ устанавливается силами ремонтной службы предприятия, либо с помощью подрядчика, то акт №ОС-3 (если на предприятии используется форма, утвержденная Госкомстатом РФ в постановлении №7) оформлять нужно;
  • если же на предприятии нет специальной ремонтной службы, но установка аккумулятора выполнена своими силами (например, водителем автомобиля), то акт, подобный форме ОС-3, не требуется. Дело в том, что в этом случае не происходит передачи транспорта на ремонт от заказчика к исполнителю. Но все-таки выполнение самого ремонта нужно чем-то подтвердить. Для этого можно разработать свой акт, например, о замене в автомобиле запчастей.

Но что делать со старым, отработавшим АКБ? Как списать такой аккумулятор в бухучете?

Что делать с отработанным аккумулятором?

АКБ, которые более не подлежат применению по своему прямому назначению, представляют собой в соответствии с законом №89-ФЗ отходы производства, которые необходимо утилизировать. Хранить на предприятии вне специально оборудованных мест старые аккумуляторы опасно – из-за свинца и электролита, содержащего серную кислоту. Поэтому их обычно сдают в утиль. Но делать это нужно только лицензированному пункту приема, с которым у организации заключен договор.

Отработанные аккумуляторы

Передача таких АКБ в переработку у организации отражается в специальном Журнале по учету и движению отходов. На его основании предприятие может принять к учету доход, полученный от сдачи аккумуляторов. Форму данного регистра можно посмотреть в Приказе Минприроды РФ №721 от 01 сентября 2011г.

В дополнение к этим документам в качестве подтверждения сдачи аккумулятора в утиль служат приемосдаточные акты, которые оформляет сам пункт приема АКБ. Более того, транспортировать обычным образом старые аккумуляторы предприятие не вправе – этим должны заниматься пункты приема, имеющие лицензию на перевозку отходов 1-4 класса опасности.

И еще один важный момент. Аккумуляторы содержат свинец, который делает батарейки ценным материалом. АКБ сдаются по цене свинца, извлекаемого в пунктах приема. Поэтому полученный таким образом доход следует отразить в составе прочих доходов – через счет 91.

Вход на сайт

  • порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.

Как правило, первичными учетными документами по оформлению движения автомобильных шин в организации являются:

  • документы о приемке и оприходовании автомобильных шин;
  • различные карточки или ведомости учета автомобильных шин, выданных в эксплуатацию;
  • ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

Приобретаемые автомобильные, автобусные шины, шины для сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мотороллеров должны иметь сертификат (письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2011 № А3-101-32/3615 «О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования»).
Остаточную стоимость АКБ в зависимости от наработки определяют по формуле где – остаточная стоимость АКБ в зависимости от наработки, руб.; Lг – гарантийная наработка АКБ, км (моточасы); Lф – фактическая наработка АКБ, км (моточасы). Остаточную стоимость АКБ принимают равной наименьшему из значений Как правило, руководитель принимает решение о том, что сдаче в утиль подлежит не одна АКБ, а сразу несколько.

ВниманиеПоэтому снятая с автомобиля АКБ подлежит вначале передаче материально ответственному лицу на хранение с указанием количества (в натуральном выражении) и остаточной стоимости или условной оценки. Аналитический учет АКБ по субсчету 10-6 ведут по наименованиям АКБ, местам их хранения и материально ответственным лицам.
Сдача отработанных АКБ Субъекты хозяйствования независимо от форм собственности должны обеспечить сдачу непригодных к работе АКБ организациям вторсырья.
В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;

  • аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.
  • Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.

При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.

Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:

  • на должностных лиц компании — от 10 до 30 тыс.

    руб.;

  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.

Таблица 4 Учет отходов – это система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними: образовании, перевозке, хранении, использовании, обезвреживании. Учет отходов производят в соответствии с Правилами ведения учета отходов, утвержденными постановлением Минприроды РБ от 26.11.2001 № 27 (далее – Правила ведения учета отходов).
Система ведения учета отходов в организации должна быть установлена в Инструкции по обращению с отходами производства (далее – Инструкция), которую необходимо разработать, согласовать и утвердить в организации. Разработку внутренней Инструкции нужно производить согласно Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45.

Минфина России от 06.05.1999 № 33н). При передаче в эксплуатацию автомобильные шины так же, как и другие виды материально-производственных запасов, оцениваются одним из способов, предусмотренных пунктом 16 ПБУ 5/01:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

В бухгалтерском учете организации приобретение и отпуск автомобильных шин для установки на автомобиль будут отражены следующими бухгалтерскими записями: Дебет 10.5 Кредит 60 – приобретен комплект резины для автотранспорта; Дебет 19 Кредит 60 – отражена сумма НДС, предъявленного поставщиком; Дебет 68.НДС Кредит 19 – принята к вычету сумма НДС, предъявленного поставщиком; Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 10.5 – переданы в эксплуатацию шины для установки на автомобиль.
КоАП РФ, письмо Росприроднадзора от 09.06.2014 № ВК-03-03-36/8833):

  • на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, организации целесообразно позаботиться о надлежащей утилизации опасных отходов и хранить документы, подтверждающие это. Приложение… См. статью «Особенности учета горюче-смазочных материалов» в № 1/2016 журнала «Вестник бухгалтера Московского региона». Примеч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *