Трудовой спор

Комиссии по трудовым спорам

Эти органы относятся к первичным, основной функцией которых считается принятие на рассмотрение ИТС на предприятиях, в различных коллективах. Инициаторами организации есть сами работники предприятий или их представительский орган и работодатель КТС (ст. 384 ТК РФ). В такие комиссии входит пропорциональное количество представителей обеих сторон.

При получении работодателем и представительским органом работников письменного требования о создании данного органа, они обязаны на протяжении 10 дней выбрать и направить собственных представителей в КТС. Их назначение входит в функции руководителя предприятия или ИП.

Стороной, представляющей интересы членов коллектива, выступают делегаты, выдвинутые его общим собранием или выбранные представительским органом с дальнейшим утверждением их на общем собрании коллектива. Такие органы могут создаваться непосредственно в любом подразделении предприятия с таким же основанием, что и КТС предприятия. В ведении комиссий, образованных в отдельных подразделениях, входит рассмотрение ИТС, возникших в данном подразделении.

КТС закрепляет свои решения печатью. Организацию и техническую поддержку работы этого органа осуществляет работодатель, из числа ее членов выбирается председатель. Также должен быть выбран заместитель. Ведением протоколов и подготовкой документации занимается секретарь.

Компетенция КТС

В соответствии со статьей 385 ТК РФ, КТС призваны заниматься поиском решений по спорам по вопросам нарушения законодательных нормативов о труде и других НПА. Комиссия собирается, если поступает жалоба работника предприятий, и в случае невозможности своими силами или с привлечением представителя устранить возникшие споры путем переговоров между сторонами конфликта.

У работника есть три месяца, на протяжении которых он может написать жалобу этой комиссии. Срок исчисляется с числа, которым ему стало известно или он мог узнать о том, что его права каким-либо образом были нарушены. При поступлении такого заявления КТС должна зарегистрировать данное обращение сотрудника организации, и рассмотреть его на протяжении десятидневного календарного срока, исчисляемого от даты, которой подано заявление.

Споры между работником и работодателем рассматриваются при непосредственном участии сотрудника, подавшего свое заявление. Если он не имеет возможности лично присутствовать на заседании комиссии, его права может представлять уполномоченный им представитель. Если ни представитель, ни заявитель не может принять участие в работе данного органа при рассмотрении поданного им заявления, он может разрешить комиссии рассмотреть спорный вопрос без его участия. Для этого нужно написать соответствующее заявление и зарегистрировать его в КТС.

Если заявитель или его представитель не явился на заседание, где должен был рассматриваться его спор, заседание должно быть отложено. При повторной неявке сотрудника, его представителя без весомых причин, КТС наделена правом снять вопрос с повестки дня. Но данный факт не лишает сотрудника возможности и права повторно обращаться с этим же спором в комиссию в соответствии со сроками, предусмотренными ТК Российской Федерации – на протяжении трех месяцев.

КТС имеет широкие права, позволяющие ей осуществлять свою деятельность в пределах своей компетенции, а именно:

  • приглашать специалистов по соответствующим характеру спора вопросам;
  • вызывать свидетелей для выяснения нюансов спора;
  • требовать от работодателя или его представителей предъявления в установленные комиссией сроки документов, касающихся конкретного индивидуального спора.

Заседание этого органа является правомочным, если на нем присутствует более 50% членов, защищающих права работника, и более 50% членов со стороны работодателя. Во время работы комиссии ведется протокол, подписываемый председателем (заместителем председателя). Документ считается правомочным, если он заверен печатью КТС.

Голосование по таким видам споров ведется тайным способом простым большинством голосов присутствующих членов КТС(ст.388 ТК РФ).

Решение индивидуальных трудовых конфликтов в суде

К компетенции судебных органов относится также рассмотрение конфликтов при поступлении жалоб, написанных работником, касающихся:

  • восстановления данного сотрудника на работе, независимо от того, на каких основаниях он был уволен работодателем;
  • замены формулировок причин, приведших к тому, что работника уволили, изменения даты его увольнения;
  • перевода на выполнение других работ;
  • вопроса по оплате времени вынужденных прогулов работодателем;
  • выплат разницы зарплаты при выполнении работы, оплачивающейся по более низким расценкам;
  • применения незаконных действий или бездействия работодателя при обработке персональной информации работника и ее защите.

Суд занимается правовым регулированием вопросов по заявлениям, поданным работодателем, если есть необходимость возместить ущерб, нанесенный работником в случае, если иное не предусматривается законом.

Судебные органы принимают к рассмотрению заявления по ИТС, если работодатель отказывается принимать человека на работу без объяснения причин. Также эта инстанция принимает иски граждан, по мнению которых они были дискриминированы (статья 3 ТК РФ). Такие жалобы также могут предъявляться в суд гражданами, оформленными на предприятие по договорам у работодателей, являющихся физлицами (не ИП), религиозными организациями.

Другие организации, рассматривающие ИТС

Статья 373 ТК РФ предусматривает возможность участия Государственной инспекции по труду в разрешении индивидуальных споров между работодателем и работником. Этот орган обязан на протяжении 10 дней со дня подачи жалобы на решение, которое принял работодатель о расторжении договора или при несогласии профсоюза рассмотреть данный спор. Если будет установлено, что принятое работодателем решение незаконное, Госинспекция труда обязана выдать ему соответствующей формы предписание. Данный документ является обязательным к исполнению работодателем. Работника обязаны восстановить на работе. Прогулы, являющиеся в таком случае вынужденными, должны быть оплачены работодателем.

Споры между работником и работодателем рассматриваются также, если они имеют служебный характер. Выполнение этой миссии возложено на государственную комиссию по служебным спорам. Индивидуальные нерегулированные служебные споры, имеющие местомежду нанимателем и служащим или лицом, могут возникать, если гражданин:

  • собирается поступать на службу;
  • ранее служил на службе;
  • имеет спор по применению законодательных документов, других НПД, касающихся несения гражданской службы и выполнения контрактных условий, о которых заявляется в орган, рассматривающий такие виды споров.

Споры, имеющие место между сотрудниками прокуратуры, ОВД и других инстанций подобного характера принимаются на рассмотрение вышестоящими органами.

Решения по ИТС и их выполнение

При рассмотрении спорного вопроса может быть установлено, что работника уволили вопреки требованиям законодательства незаконно, или он был переведен на работу, выполнять которую он был не согласен или на нижеоплачиваемую. В этом случаена его работодателя накладывается обязанность восстановить его на прежнем рабочем месте. Принять такое решение имеет право орган, на рассмотрение которого поступил данный индивидуальный спор.

Также данный орган наделен правом принять решение о выплате ущемленному в правах сотруднику среднего заработка. Сумма исчисляется за весь срок, когда он был вынужден прогуливать. Речь может идти также о выплате разницы в полученном заработке, если она была работником утрачена после перевода его на выполнение работы, оплачиваемой по более низким расценкам.

Работник может подать заявление органу, рассматривающему индивидуальные споры, о выплате денег за вынужденные прогулы. В этом случае может быть принято решение, которое потребует взыскать среднюю сумму заработка заявителю.Средний заработок должен быть выплачен за весь период прогула, если он носил вынужденный характер. Также может быть принято решение о выплате разницы, если он выполнял работу с более низкой оплатой.

В случае увольнения заявителя, и признании этого действия незаконным, также будут приняты соответствующие законодательным нормам решения. На основании заявления работника орган, на рассмотрении которого находился данный индивидуальный трудовой спор, может принять решение, которым потребовать изменить внесенную в трудовую книжку и приказ формулировку, по которой работника уволили.

Нередки случаи, когда была признана формулировка причин увольнения как не соответствующая требованиямзаконодательства. Судебный орган, на рассмотрении которого находится данный трудовой конфликт индивидуального характера, должен ее поменять с указанием основания, по которому был уволен работник. В этом случае формулировка должна точно соответствовать ТК РФ или другому нормативному акту. При этом решение должно содержать ссылки на соответствующее основание для вынесения такой формулировки (пункты федерального закона, статьи и др.).

Когда увольнение сотрудника было расценено как незаконное, и на момент проведения мероприятий по рассмотрению ИТС вышли сроки трудового договора, суд, который работал по этому спору, должен внести изменения в формулировку о том, каким было основание для увольнения человека. Решение, вынесенное судом, должно содержать информацию об окончании срока действия договора, и что это стало окончательным основанием для того, чтобы работник былуволен.

Суд может признать увольнение сотрудника предприятия или организации незаконным.В таком случае может быть вынесено решение о замене формулировки, которой сотрудник был уволен, а не о его восстановлении. Дата, которой он увольняется, должна быть заменена на дату, которой было вынесен окончательный вердикт по данной жалобе.

Работник может устроиться на другую работу после того, как был незаконно уволен и оспаривал это путем судебного разбирательства на момент принятия судом решения. В этом случае дату, которой он был незаконно уволен, необходимо заменить на предшествующую дату, с которой он приступил к работе по новому трудовому договору.

Иногда неправильная формулировка основания увольнения, внесенная в трудовую книжку, становится препятствием или причиной отказа при оформлении на другую работу. В таком случае суд должен вынести решение, которым обязывает работодателя, уволившего работника выплатить ему средний заработок за весь период, на протяжении которого у него были зафиксированы вынужденные прогулы.

Если для увольнения отсутствовали законные основания или был нарушен законный порядок увольнения, перевода на другую работу, судебный орган имеет право (если этого требует заявитель) принять решение о взыскании денежной компенсации работнику. Это может быть также и возмещение морального ущерба, к которому привели незаконные действия работодателя. Компетенцией суда является расчет размера такой компенсации.

Когда орган, на рассмотрении которого находился ИТС, признает требование незаконно уволенного или переведенного сотрудника на денежную компенсацию обоснованной, ее удовлетворение должно осуществляться в полном размере.

Работник должен быть немедленно восстановлен в своих законных правах, если такое решение было принято судом по фактам, подтверждающим незаконность действий работодателя по отношению к заявителю.

Работодатель может задержать выполнение решения органа, его вынесшего. В этом случае должно быть вынесено определение, которым работодателя обязывают выплатить работнику деньги за весь период задержки выполнения решения. Размер такой выплаты может быть просчитан по среднему заработку по данной профессии или может быть выплачена разница заработка.

Можно взыскать с работника деньги, которые были ему выплачены по решению органа, рассматривающего ИТС, в виде обратного взыскания. Такой вариант допускается, если отмена решения основывается на установлении факта предоставления работником сведений, не соответствующих действительности или при приобщении работником к делу подложных документов.

Понятие, виды, и порядок разрешения трудовых споров

Трудовыми спорами называются поступившие в соответствии с законом на разрешение юрисдикционного органа неурегулированные разногласия работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в социально-партнерском либо индивидуальном порядке новых условий труда.

Основными нормативными правовыми актами о порядке рассмотрения трудовых споров являются: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Трудовые споры бывают индивидуальными и коллективными.

Согласно статье 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

В соответствии со статьей 398 ТК РФ, коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения4), утверждаются на соответствующем собрании(конференции работников). Собрание правомочно, если присутствует более половины работающих, конференция правомочна, если присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников.

Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.

Порядок разрешения коллективного трудового спорасостоит из следующих этапов:

— рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией ;

— рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

— в трудовом арбитраже.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Примирительные процедуры – это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника или в трудовом арбитраже.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ход разрешения коллективного трудового спора, то работники или и: представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров. — презентация

1 Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

2 Индивидуальный трудовой спор неурегулированные разногласия между работодателем работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллек­тивного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об уста­новлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заяв­ лено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

3 Трудовой спор это спор об установлении нового трудового субъективного права, например права на получение зарплаты в более высоком размере или льготой преимуществ, а также спор между сто­ронами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже установленных в нормативных актах и включенных в трудовой дого­вор. Иногда спор ведется о том, как надо толковать или применять закон, ту или иную статью коллективного договора или иных согла­шений о труде.

4 Виды споров ИсковыеНеисковые КоллективныеИндивидуальные

5 Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров Комиссии по трудовым спорам (КТС) Суды

6 Подведомственность трудовых споров это распределение компетенции по их разрешению между органами, наделенными пра­вом рассматривать трудовые споры и выносить юридически обяза­тельные для их субъектов решения. Правильное определение подве­домственности конкретного трудового спора играет большую практи­ческую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудитель­ном порядке.

7 По подведомственности все трудовые споры можно разделить на рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда; непосредственно в суде, минуя КТС.

8 Трудовые споры по вопросам применения трудового законода­ тельства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора, соглашений рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями

9 Определить подведомственность трудового спора значит уста­новить юрисдикционный орган, который управомочен разбирать кон­кретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон. Так, КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры искового характера, за исключением тех, которые могут быть разрешены непосредственно в суде.

10 Основными нормативными актами, которые определяют поря­док рассмотрения трудовых споров, являются трудовой кодекс (ТК), гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

11 Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция В отличие от КЗоТ новый ТК предусматривает образование ко­миссии по трудовым спорам на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием (кон­ференцией) работников организации или делегируются представи­тельным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции). Члены КТС должны быть знакомы с нормами трудового законода­тельства и объективно подходить к решению вопроса о его примене­нии. Не допускается избрание в состав КТС каких-либо временных кандидатов. Представители работодателя назначаются в Комиссию руководите­лем организации.

12 Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению инди­видуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключени­ем споров, по которым ТК и иными федеральными зако­нами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385). Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудо­вым спорам, если работник самостоятельно пли с участием своего предста­вителя не урегулировал разногласие при непосредственных переговорах с работодателем.

13 Компетенция КТС это определенная законом сфера ее дея­ тельности по разрешению трудовых споров. Комиссия рассматривает все споры как членов профсоюза, так и не членов профсоюза, по применению законов и иных нормативных правовых актов о труде и соглашений о труде, за исключением индивидуальных трудовых спо­ров, подлежащих непосредственному разрешению в суде.

14 КТС разрешает следующие споры: о признании недействительными условий, включенных в со­держание трудового договора. об оплате труда о рабочем времени и времени отдыха о правомерности изменения работодателем существенных усло­вий трудового договора об оплате труда, о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увели­чении объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников о законности применения дисциплинарных взысканий о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка, например в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии о предоставлении льгот и преимуществ работнику, когда обя­занность работодателя обусловлена нормативным правовым актом, коллективным или трудовым договором другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены ТК к непосредственной компетенции суда

15 КТС неподведомственны споры по вопросам установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок; изменения штатов исчисления трудового стажа для предоставления льгот и пре­имуществ, когда законом или нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их рассмотрения установления или изменения условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов)

16 Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС и сроки обжалования их решений Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехме­ сячный срок со дня, когда ей узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу

17 Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосовани­ем простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении комиссии по трудовым спорам указываются: 1.наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работ­ника; 2.даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; 3.фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутство­вавших на заседании; 4.существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной норма­тивный правовой акт); 5.результаты голосования.

18 Копии решения КТС в 3-дневный срок со дня его принятия вру­ чаются работнику и руководителю организации. Решение КТС может быть обжаловано в суд сторонами трудового спора в 10-дневный срок со дня вручения им копии. Решение КТС подлежит обязательному исполнению, а в случае отказа работодателем его исполнит» обеспечивается в принуди­тельном порядке судебным приставом.

19 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям РаботникаРаботодателя

20 Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные тру­довые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей физических лиц; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

Работник имеет право написать жалобу в трудовую комиссию или в суд в течение 3-х месяцев с момента нарушения его трудовых прав работодателем. Сроков обращения в трудовую инспекцию законодательством не установлено.
Чтобы суд начал рассматривать спор между конкретным работником и работодателем, работник должен написать исковое заявление в суд.

Решение суда, трудовой комиссии или трудовой инспекции обязательно для исполнения работодателем. Если работодатель этого не делает, то работник имеет право подать иск в суд высшей инстанции.

Обращение в трудовую комиссию или инспекцию не лишает работника права самостоятельно обратиться в суд. Разница заключается в том, что при обращении в суд, работник сам собирает доказательства нарушения его прав. Зачастую сделать это совсем не просто – работодатель будет всячески противиться и мешать.

Если же работник напишет жалобу на работодателя в инспекцию по труду, то доказательства будут они собирать в ходе внеплановой проверки. Если жалоба будет подана в комиссию, то обе стороны должны будут представить доказательства.

Принципы рассмотрения трудовых споров 
 3592

Принципы рассмотрения трудовых споров представляют собой базовые положения института трудового права. Они характеризуют сам порядок, т.е. процесс рассмотрения трудовых споров, его организацию и деятельность субъектов процессуальных правоотношений.

Принципы порядка рассмотрения трудовых споров – это основные положения, определяющие единство и комплексность данного института трудового права, существенные черты его содержания и направленность развития системы норм, регулирующих этот порядок.

Выделяются следующие принципы рассмотрения трудовых споров.

1. Принцип обеспечения защиты трудовых прав сторон трудового договораозначает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно предусмотреть создание такой системы рассмотрения трудовых споров, которая гарантировала бы участникам трудовых отношений возможность обращения в юрисдикционные органы в максимально удобном варианте. Данные органы обязаны рассмотреть поступившие споры и вынести по ним законные и обоснованные решения. Выносимое решение – это средство защиты прав и законных интересов сторон спора.

2. Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров предполагает обязанность сторон спора и органа, рассматривающего данный спор, неуклонно соблюдать в процессе рассмотрения и разрешения трудового спора нормы материального и процессуального законодательства. Кроме того, каждая из сторон трудового спора не должна нарушать права и законные интересы другой стороны указанного спора.

3. Принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споровоснован на том, что стороны трудовых отношений обязаны строго выполнять требования трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и взаимные обязательства. В случае возникновения трудового спора его стороны не имеют никаких особых преимуществ на любой его стадии. Стороны трудового спора обязаны подчиниться законно вынесенному решению по конкретному спору.

4. Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, является продолжением и отражением системы разрешения этих споров.

Как правило, трудовые споры сначала должны рассматриваться непосредственно в организациях, что значительно упрощает процедуру сбора доказательств и рассмотрения споров, сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение трудового спора переносится в суды, наиболее близкие по своему расположению к организации, к которой предъявляется требование.

5. Принцип обеспечения гласности при рассмотрении и разрешении трудовых споровподразумевает открытость заседаний юрисдикционных органов, на которых рассматриваются трудовые споры, возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц. В закрытом порядке рассматриваются только споры, в процессе которых затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью соблюдения охраняемой законом тайны. В комиссии по трудовым спорам и суде любая из спорящих сторон вправе заявить мотивированный отвод любому из их членов.

6. Принцип обеспечения объективности и полноты исследования материалов и доказательствбазируется на том, что трудовые споры должны рассматриваться с учетом общих принципов гражданского судопроизводства, в частности, на основе всестороннего изучения всех предоставленных сторонами материалов и доказательств, проверки соответствия юридических фактов законодательству, исключения субъективного подхода.

7. Принцип бесплатности рассмотрения трудовых споровобусловлен тем, что нельзя ставить защиту трудовых прав работника в зависимость от возможности и способности уплатить определенную денежную сумму. При предъявлении требования по трудовому спору истцы-работники во всех юрисдикционных органах освобождены от государственной пошлины и других расходов, связанных с ведением трудового дела (стр. 393 ТК РФ).

8. Принцип быстроты рассмотрения трудовых споров обеспечивается сокращенными сроками по сравнению с другими гражданско-правовыми спорами. Сроки могут быть исковыми и процессуальными.

Исковой (давностный) срок – установленный законом период времени для обращения в юрисдикционный орган с целью защиты нарушенного права или законного интереса.

Исковые сроки по трудовым делам следующие:

а) для обращения работника в комиссию по трудовым спорам – трехмесячный со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

б) для обращения работника по иску в суд – трехмесячный, а по делам об увольнении – месячный со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

в) для обращения работника в вышестоящий орган – трехмесячный со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – месячный;

г) для обращения работодателя в суд с иском к работнику о возмещении вреда, причиненного работодателю, – годичный со дня обнаружения причиненного вреда.

Пропуск срока обращения в суд не может служить основанием для отказа в принятии и рассмотрении искового заявления. Кроме того, не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление1. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, вопрос о пропуске срока обращения в суд разрешается судом в судебном заседании, в том числе предварительном, и лишь при условии, если об этом заявлено ответчиком. В случае признания причин пропуска срока уважительными суд вправе восстановить данный срок и рассмотреть спор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *