Статья 357 трудового кодекса РФ

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.
Комментарий к ст. 357
1. Состоящие на федеральной государственной службе в федеральной инспекции труда (региональных и межрегиональных государственных инспекциях труда) государственные правовые инспекторы и инспекторы по охране труда осуществляют принадлежащие им права и выполняют обязанности (ст. 358 ТК РФ) с учетом разделения их функций. Правовые инспекторы надзирают (контролируют) за соблюдением всего законодательства о труде, а инспекторы по охране труда — за исполнением норм охраны труда. В своей деятельности они независимы (ст. 359 ТК РФ), вправе ее координировать с другими органами надзора и контроля (ст. 365 ТК РФ) и несут ответственность за противоправные нарушения в соответствии с законодательством (ст. 364 ТК РФ).
Полномочия федеральной инспекции труда и ее должностных лиц по рассмотрению административных правонарушений, а также порядок производства по этим делам урегулированы ст. 23.12 и разд. 4 КоАП РФ.
2. Приведенными в комментируемой статье правами государственные инспекторы обладают и в отношении воинских частей. Приказом «О выполнении в Вооруженных Силах Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов о труде и охране труда» от 12 апреля 2000 г. N 167 министр обороны Российской Федерации обязывает командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) военных организаций оказывать содействие государственным инспекторам труда при проведении ими в воинских частях государственного надзора и контроля в этой области. Законом предусмотрен особый порядок инспектирования указанных организаций (ч. 2 ст. 360 ТК РФ).
3. Государственные инспекторы труда продолжают выполнять свои обязанности и в том случае, если трудовые споры рассматриваются другими органами (ст. ст. 382 и 402 — 404 ТК РФ). Например, при получении жалобы выборного профсоюзного органа инспекция обязана в течение месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене локального нормативного акта, ставшего предметом спора (ст. 372 ТК РФ). В то же время исковое заявление, принятое к рассмотрению судом, или состоявшееся судебное решение (независимо от вступления его в законную силу) исключают возможность вынесения государственным инспектором предписания, но не лишает его иных прав, в том числе на проведение контрольной проверки. Ее результаты могут быть использованы участниками судебного процесса в целях объективного разрешения спора. Наряду с этим инспекторы труда могут быть привлечены к судебному разбирательству в качестве экспертов, которые должны быть незаинтересованными в исходе дела и не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы (ст. ст. 79 и 85 ГПК РФ). По результатам ранее проведенной проверки в организации инспектор труда может быть допрошен судом в качестве свидетеля. Компетенция суда по разрешению этих споров предусмотрена ст. ст. 391 и 413 ТК РФ.
Вынесенное государственным инспектором предписание подлежит исполнению работодателем в обязательном порядке, поскольку устранение от его исполнения образует состав административного правонарушения (см. комментарий к ст. 419). При обжаловании предписания (в течение указанного в статье срока) работодателем или его представителем в судебном порядке (ст. 361 ТК) суд вправе приостановить его действие до вступления в законную силу решения суда. Заявление об оспаривании данного предписания подается в суд по месту нахождения государственной инспекции труда в порядке, определенном гл. 25 ГПК РФ.

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *