Ст 83 ТК РФ

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

1. Статья 83 посвящена обстоятельствам, которые возникают независимо от воли сторон и влекут за собой прекращение трудового договора. Перечислим эти обстоятельства:

1) призыв работников на военную службу или направление их на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Решение о призыве может быть принято только после достижения гражданами 18 лет. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, призываются на военную службу два раза в год — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ, за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля и с 1 ноября по 31 декабря;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, — с 1 мая по 15 июля.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение.

Основанием для прекращения трудового договора с работником, призванным на военную службу, является повестка военного комиссариата о явке на призывной пункт для отправки по месту прохождения военной службы, а направленным на альтернативную гражданскую службу — предписание военного комиссариата для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (см. Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663*(72), ст. 14 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

Если трудовой договор прекращается в связи с призывом на военную службу (направлением на альтернативную гражданскую), работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Пункт 2 ч. 1 ст. 83 применим только к лицам, которые приняты на работу на место (должность) работника, незаконно уволенного и позднее восстановленного на прежнее место работы (в должности) решением государственной инспекции труда или суда. Основанием для увольнения в данном случае будет являться соответствующее решение о восстановлении на этой работе работника, ранее ее выполнявшего.

Таким образом, по п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нельзя уволить работника, если нет решения государственной инспекции труда или суда о восстановлении на том же рабочем месте (в той же должности) ранее уволенного работника. Так, не может быть уволен работник, принятый на место уволенного и восстановленного на прежнее место работы работника по решению самого работодателя. То же касается работника, принятого вместо лица, призванного на военную службу, но впоследствии освобожденного от несения службы и возвратившегося на работу в ту же организацию, если вопрос о его восстановлении на прежней работе не решен судом или государственной инспекцией труда.

Согласно ч. 2 ст. 83 работнику, подлежащему увольнению с работы в связи с восстановлением ранее уволенного, работодатель обязан предложить другую имеющуюся в организации работу. И только в том случае, если он не имеет такой возможности или работник отказывается от перевода на другую работу, прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 83 будет правомерным.

Работникам, увольняемым на основании п. 2 ч. 1 ст. 83, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

3) неизбрание на должность. Это обстоятельство прекращает трудовой договор лишь в том случае, если он был заключен в связи с избранием данного работника на должность на определенный срок, в том числе по результатам конкурса.

При этом выборы (неизбрание) или конкурс должны проводиться в точном соответствии с условиями и порядком проведения выборов (конкурса), установленными законом, иным нормативным правовым актом или уставом организации. Если же будут установлены существенные нарушения, то прекращение трудового договора нельзя считать обоснованным;

4) осуждение работника к наказанию. Данное обстоятельство прекращает трудовой договор только при наличии следующих условий:

а) работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы;

б) приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в законную силу.

К числу наказаний, исключающих возможность продолжения прежней работы, относятся:

— лишение права занимать определенные должности (ст. 47 Уголовного кодекса РФ);

— арест (ст. 54 Уголовного кодекса РФ);

— лишение свободы (ст. 56, 57 Уголовного кодекса РФ).

Если примененная к работнику мера наказания не исключает возможность продолжения прежней работы, он не может быть уволен по п. 4 ч. 1 ст. 83;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности. Оно служит основанием для прекращения трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 83 при условии, что этот факт установлен медицинским заключением.

Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (см. Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»*(73)).

При увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности, им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

6) факт смерти работника либо работодателя — физического лица, являющийся основанием для прекращения трудового договора по п. 6 ч. 1 ст. 83, устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»*(74). Трудовой договор в связи со смертью работника (работодателя — физического лица) прекращается на основании копии свидетельства о смерти, выданного в установленном порядке соответствующим органом записи актов гражданского состояния.

Признание работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, — в течение шести месяцев (ст. 45 Гражданского кодекса РФ). Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 Гражданского кодекса РФ).

Требование о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим рассматриваются в порядке особого производства. Он заключается в том, что лицо, обратившееся в суд, должно объяснить, для какой цели ему необходимо такое признание. Например, работник просит признать безвестно отсутствующим работодателя — физического лица для прекращения с ним трудового договора и получения не выплаченной ему заработной платы. Или работодатель выдвигает данное требование в отношении работника, с которым не может прекратить трудовой договор до признания его безвестно отсутствующим.

Обращаясь в суд с требованием о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, заявитель должен доказать не только отсутствие сведений о таком гражданине, но и то, что невозможно установить место его нахождения;

7) прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 83, т.е. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозможность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. Полномочия Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в данной области определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(75).

Правительство РФ в соответствии с этим Законом, а также на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение (ст. 10). Так, для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них применяется положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304*(76).

Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст. 11).

Под чрезвычайной ситуацией данный Закон (ст. 1) понимает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное положение в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции РФ может вводиться на территории РФ или в отдельных ее местностях при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»*(77). Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межрелигиозные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»*(78));

8) дисквалификация или иное административное наказание, если это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Если же к работнику применено, например, административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или штрафа (ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83, так как подобные наказания не мешают исполнению обязанностей по трудовому договору. В то же время дисквалификация работника исключает возможность выполнения им работы, предусмотренной трудовым договором.

Дисквалификация (как вид административного наказания) применяется к работникам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях), а суть дисквалификации заключается в лишении работника права занимать указанные должности или осуществлять указанные функции. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Прекращение трудового договора на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 возможно независимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи увольнение работника по данному основанию допускается, если работодатель лишен возможности перевести работника с его письменного согласия на другую работу.

Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805*(79), определяет Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ (далее именуются соответственно — реестр, уполномоченный федеральный орган) и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Соответствующий федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с Кодексом составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

— по истечении срока дисквалификации;

— во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права). Эти обстоятельства служат основанием для прекращения трудового договора, если влекут за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9 ч. 1 ст. 83).

По данному основанию трудовой договор прекращается только в случае, если работник с его письменного согласия не может быть переведен на другую имеющуюся у данного работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.

Необходимо обратить внимание на двухмесячный срок, о котором говорит законодатель в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи. Если же срок, на который приостановлено специальное право, не превышает двух месяцев, то работодатель в соответствии со ст. 76 ТК должен отстранить работника от работы на соответствующий срок (см. комментарий к этой статье);

10) прекращение допуска к государственной тайне, когда выполняемая работа требует такого допуска. Данное обстоятельство влечет прекращение трудового договора, если:

— условие о неразглашении государственной тайны предусмотрено трудовым договором с работником;

— исполнение обязанностей по занимаемой в соответствии с договором должности связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

— основание прекращения допуска к государственной тайне соответствует действующему законодательству (см. комментарий к ст. 57 и пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).

В ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» перечислены следующие основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Работник вправе обжаловать решение руководителя организации о прекращении допуска его к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора с ним в вышестоящую организацию или в суд.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи не допускается, если работодатель имеет возможность перевести работника с его согласия на другую работу;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

Данное основание прекращения трудового договора дает работодателю право прекратить трудовой договор с работником, неправомерно восстановленным на работе, независимо от того, как долго работник проработал после восстановления. При этом работодатель не обязан предлагать увольняемому работнику другие имеющиеся у него вакантные должности. Однако он вправе это сделать, если сочтет необходимым;

12) прекращение трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства по п. 12 ч. 1 ст. 83 допускается, если количество указанных работников у данного работодателя превышает их допустимую долю, предусмотренную постановлением Правительства РФ для работодателей, осуществляющих определенные виды экономической деятельности на территории РФ.

С учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ (ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

По данному основанию трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников (ч. 3 ст. 83).

Потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы ежегодно определяет Правительство РФ. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(80) квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли;

13) возникновение установленных ТК, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, если эти ограничения исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Так, ст. 351.1 ТК перечисляет сферы трудовой деятельности, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Это следующие сферы: образование, воспитание, развитие несовершеннолетних, организация их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеский спорт, культура и искусство с участием несовершеннолетних.

2. Как уже отмечалось, прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 2, 8, 9, 10 или 13 ч. 1 комментируемой статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иначе говоря, работодатель обязан в этой ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в организации, где занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их при условии, что это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статья 83 ТК РФ

Кадровикам не понаслышке знакома статья 83 ТК РФ: она содержит исчерпывающий перечень оснований увольнения, не зависящих от воли сторон. Расскажем, как применять их правильно.

Согласно нормам действующего законодательства, трудовые отношения можно прекратить:

  • по инициативе работодателя (ст.81 ТК РФ);
  • по решению работника (ст.80 ТК РФ);
  • по взаимной договоренности (ст.78 ТК РФ);
  • по истечении срока действия трудового договора (ст.79 ТК РФ);
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст.83 ТК РФ).

Подробнее о статье 83 ТК РФ читайте в статьях:

  • Уволить по результатам испытания можно, только если сотруднику объяснили причины
  • Как увольнять сотрудников в нестандартных случаях
  • Когда можно уволить сотрудника на больничном

Чаще всего в кадровой практике встречаются случаи увольнения работника по собственному желанию. Гораздо реже работодатели увольняют персонал в одностороннем порядке. Процедура прекращения трудового договора по ст.81 ТК РФ — довольно хлопотная и потенциально конфликтная. Поэтому куда проще оформить увольнение по соглашению сторон, выплатив увольняемому работнику компенсацию. Деталям процесса посвящена статья «Как оформить увольнение по соглашению сотрудника и организации». Но еще реже кадровикам приходится иметь дело с увольнением, обусловленным внешними обстоятельствами — когда ни работодатель, ни работник не планировали прекращать отношения, но вынуждены это сделать. Анализ положений ст.83 ТК РФ с комментариями поможет разобраться в вопросе.

Скачать документы по теме:

Статья 83 ТК РФ (с комментариями по каждому пункту)

Первая часть комментируемой нормы закрепляет перечень обстоятельств, вынуждающих стороны прекратить трудовые отношения, хотят они того или нет. Статья 83 Трудового кодекса РФ насчитывает целых тринадцать пунктов, из них только один (12-й) в актуальной редакции утратил силу. Трудовой договор придется расторгнуть, если:

  • работника призвали на военную или альтернативную гражданскую службу (п.1 ст.83 ТК РФ), не избрали на выборную должность (п.3) либо осудили к наказанию, исключающему возможность дальнейшей работы (п.4);
  • сотрудник, ранее занимавший должность, восстановлен на работе по решению ГИТ или суда (п.2);
  • работник или работодатель-физическое лицо умирает либо официально признается пропавшим без вести (п.6);
  • работника признали полностью неспособным к труду по медицинским показаниям (п.5) или дисквалифицировали в порядке административного наказания (п.8);
  • срок действия специального права, необходимого для выполнения работы, истек, либо действие лицензии или другого документа, дающего такое право, приостановлен (п.9);
  • наступили чрезвычайные обстоятельства, признанные органами государственной власти и препятствующие продолжению трудовых отношений (п.7);
  • работа требует допуска к государственной тайне, которого работник лишился (п.10);
  • решение суда или ГИТ, по которому работник восстанавливается в прежней должности, отменено или признано незаконным (п.11);
  • на работника распространяется законодательное ограничение на занятие определенными видами трудовой деятельности (п.13).

Вторая часть обязывает работодателя предложить перевод на другую должность каждому работнику, увольняемому по пп.2, 8-10 и 13 данной статьи. Как это происходит на практике, показывает следующий пример.

По решению суда Н., бывший сотрудник компании «Гамма», восстановлен в должности бухгалтера. На момент вступления в силу судебного решения «Гамма» уже приняла в штат нового бухгалтера — С., работающего по бессрочному трудовому договору. По закону работодатель обязан восстановить Н. на работе и снять с должности бухгалтера С. Поскольку ситуация попадает под действие п.2 ст.83 Трудового кодекса, прежде, чем прекратить трудовой договор, необходимо предложить С. альтернативную работу. Согласно штатному расписанию, «Гамма» располагает только двумя вакансиями — секретаря и помощника бухгалтера. Поскольку речь идет о должностях с меньшей зарплатой, С. категорически отказывается от перевода. Получив отказ, отдел кадров готовит приказ о прекращении трудового договора.

Работодатель должен предлагать все имеющиеся незанятые должности, соответствующие квалификации работника или нижестоящие (даже заранее зная, что тот откажется от перевода на менее престижную или более трудоемкую работу).

Прежде всего речь идет о вакансиях в местности, где проживает или в настоящее время трудится работник. Если у компании есть удаленные филиалы, можно предложить перевод в другую местность.

Как применяется статья 83 Трудового кодекса РФ

С первым пунктом, как правило, проблем не возникает. Ссылка на п.1 ст.83 ТК РФ появляется в трудовой книжке работника, увольняемого из-за призыва в армию или на альтернативную гражданскую службу. Основанием в данном случае считается повестка (предписание военкомата). Не забудьте выплатить увольняемому сотруднику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч.3 ст.178 ТК РФ).

Аналогичная компенсация полагается при увольнении по п.2 ст.83 ТК РФ. Применять его можно только к лицам, принятым на должность незаконно уволенного и позже восстановленного сотрудника, и только если нет возможности перевести их на другие позиции в компании. Основание — решение суда или ГИТ. Схема оформления процедуры детально описана в статье «Восстанавливаем уволенную сотрудницу в связи с ее беременностью». Если спустя какое-то время решение о восстановлении на работе отменяется или признается незаконным, применяется предусмотренный п.11 ст.83 ТК РФ алгоритм. Причем на этот раз работодатель не обязан предлагать перевод, даже если у него есть такая возможность.

Если работник, занимавший выборную должность, не избран на новый срок (например, по результатам конкурса), в силу вступает п.3 ст.83 ТК РФ. Здесь важно убедиться, что выборы проходили в соответствии с требованиями закона и локальных нормативных актов.

Нередко допускаются нарушения при прекращении трудового договора с осужденными работниками (п.4 ст.83 ТК РФ).

Справка

Увольнение правомерно при соблюдении двух условий:

  1. работник осужден к наказанию, полностью исключающему возможность работы (а это лишение свободы, арест или мера ответственности, лишающая права занимать определенные должности);
  2. приговор суда успел вступить в законную силу.

Нельзя увольнять работника, в отношении которого суд не успел вынести решение или выбрал наказание, не исключающее возможность работать в прежнем режиме.

Много проблемных увольнений связано с нетрудоспособностью (пункт 5 статьи 83 ТК РФ). Недобросовестные работодатели применяют данное основание к частично нетрудоспособным лицам либо не выплачивают выходное пособие при увольнении. Между тем, частичная утрата трудоспособности требует не увольнения, а перевода на более подходящую по медицинским показаниям работу.

Чтобы прекратить трудовые отношения на основании п.6 ст.83 ТК РФ, необходимо доказать факт смерти или безвестного отсутствия работника (или работодателя, если речь идет о физическом лице). Доказательством считается свидетельство о смерти или решение суда о признании гражданина безвестно пропавшим или умершим. Объявить человека умершим можно только при отсутствии сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст.45 ГК РФ); пропавшим без вести — если сведения не поступают в течение года (ст.42 ГК РФ).

Комментарий к статье 83 ТК РФ в 2018 году поможет избежать ошибок при оформлении увольнения в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств. Иногда не так-то просто разобраться, о каких именно обстоятельствах идет речь. Ориентиром служит решение местных или федеральных властей: если техногенная авария, природная катастрофа, эпидемия или иное бедствие официально признается чрезвычайной ситуацией, если в данной местности вводится чрезвычайное положение — можно применять п.7 ст.83 ТК РФ.

Пункты 8-10 применяются только при условии, что административное наказание, лишение специального права либо отказ в доступе к гостайне действительно становятся помехой для выполнения должностных обязанностей. Например, штраф или предупреждение (ст.3.4 и 3.5 КоАП РФ) — не повод прощаться с работником, в отличие от дисквалификации или лишения лицензии, необходимой специалисту для работы. Но даже в этом случае следует сначала предложить сотруднику все возможные варианты перевода:

Последний, тринадцатый пункт добавлен федеральным законом №387-ФЗ от 23.12.2010г. в связи с установлением ограничений на занятие педагогической деятельностью. Теперь, согласно ст.331 Трудового кодекса, запрещено работать педагогами лицам, лишенным данного права на основании судебного приговора или имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Запрет распространяется также на работников, имевших судимость или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против:

  • жизни и здоровья;
  • чести и достоинства, свободы личности;
  • половой свободы и половой неприкосновенности;
  • здоровья населения;
  • общественной нравственности и безопасности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • безопасности государства и основ конституционного строя.

Нельзя поручать педагогическую деятельность лицам, признанным недееспособными или имеющим заболевания, опасные для окружающих (см. «Перечень», утвержденный постановлением правительства РФ №715 от 1.12.2004г.). Подробнее об этом читайте в статьях «Как оформить прием на работу педагогического работника» и «Как оформить увольнение педагогического работника».

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

3) неизбрание на должность;

4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;

12) утратил силу. — Федеральный закон от 01.12.2014 N 409-ФЗ;

13) возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 01.12.2014 N 409-ФЗ.

документа: Трудовой кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 83 ТК РФ, судебная практика применения

Позиции Конституционного Суда РФ

Норма п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ о прекращении договора ввиду неизбрания на должность не применяется к выборным должностным лицам местного самоуправления

..Что касается положения пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, то оно направлено на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, т.е., согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенных 15 собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2).

Поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления — это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П).

…отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П)

Пункт 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — увольнение ввиду истечения срока действия специального права — не нарушает права граждан

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 9 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, обусловлено невозможностью исполнения трудовых обязанностей лицом, лишенным специального права, и не зависит от волеизъявления работодателя.

Кроме того, частью второй статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена гарантия для лиц, увольняемых по указанному основанию: прекращение трудового договора с ними допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Таким образом, оспариваемая заявителем норма не может расцениваться как нарушающая его конституционные права (определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 750-О)

Пункт 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — прекращение трудового договора ввиду прекращения допуска к государственной тайне — не нарушает права граждан

Увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, носит объективный характер, поскольку обусловлено невозможностью выполнения им работы, требующей допуска к государственной тайне, и имеет целью обеспечение защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Увольнение по данному основанию допускается только в том случае, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья; при этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями и трудовым договором, — и в других местностях (часть вторая статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, для работников предусмотрена дополнительная гарантия, направленная на сохранение трудовых отношений.

Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте (определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 942-О).

Верховный Суд РФ о прекращении трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ

По пункту 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ увольнению подлежит работник в сфере образования вне зависимости от даты принятия его на работу

В п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, приведена правовая позиция, в соответствии с которой, «возникшие до 7 января 2011 г. трудовые отношения с работником, осуществляющим трудовые функции в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних детей и имевшим судимость за преступление против жизни и здоровья, после вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ подлежат прекращению на основании п. 13 части первой ст. 83 ТК РФ». Приведено следующее обоснование.

Внося изменения в Трудовой кодекс РФ, законодатель установил ограничение права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий лиц, что обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, и направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.

Поскольку трудовые отношения носят длящийся характер, указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.

Одновременно с внесением в Трудовой кодекс РФ изменений, предусматривающих ограничение на занятие педагогической деятельностью, законодателем было введено и новое основание прекращения трудового договора.

Так, согласно новому п. 13 части первой ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае возникновения установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Из содержания данной нормы следует, что увольнение по указанному выше основанию обусловлено невозможностью исполнения трудовых обязанностей лицом в случае возникновения ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, и не зависит от волеизъявления работодателя (п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *