Ст 360 ТК РФ

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации .
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей .

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры .

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается .

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации .

Комментарий к статье 360 ТК РФ

1. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей, помимо ТК и Конвенции N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.), являются Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875.

2. В соответствии со ст. 16 указанной Конвенции МОТ организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Данное правило конкретизируется в названном выше Федеральном законе, который устанавливает, что плановые проверки в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя могут быть проведены не чаще чем один раз в три года. Количество внеплановых проверок максимальным пределом не ограничено. Такие проверки могут проводиться по обращениям работников или их представителей, при получении информации о нарушении законодательства о труде иным образом, для проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства о труде, а также на основании поручений Президента РФ и Правительства РФ. Анонимные обращения органами федеральной инспекции труда не рассматриваются и не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.

Конкретная проверка соблюдения законодательства о труде проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя соответствующей инспекции труда (его заместителя), требования к содержанию которого установлены ст. 14 указанного Федерального закона. Срок проведения проверки не должен превышать 20 календарных дней, а в отношении работодателей — субъектов малого предпринимательства — 50 час. для малого предприятия и 15 час. для микропредприятия в год.

3. Государственный инспектор труда при проведении внеплановой проверки в случае получения информации о нарушении законодательства о труде вправе не извещать об этом работодателя или его представителя и проводить проверку в их отсутствие.

4. По результатам инспекционной проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы (заключения) проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле федеральной инспекции труда (ст. 16 указанного Федерального закона).

5. Специфика организации инспекционных проверок, проводимых в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, состоит: а) в ограничении круга государственных инспекторов труда, имеющих право на проведение проверок, только инспекторами, заблаговременно получившими соответствующий допуск; б) в проведении исключительно выездных проверок, причем по общему правилу в присутствии представителя работодателя; в) в фактическом ограничении проведения проверок в особых условиях функционирования подконтрольных организаций (маневры, учения, проведение контртеррористической операции, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).

Другой комментарий к статье 360 Трудового Кодекса РФ

В данной статье подробно регламентируется порядок инспектирования работодателей. Согласно ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Контроль в форме проверки проводится только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Плановые проверки проводятся:

— не чаще чем один раз в три года;

— на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Соблюдение требований трудового законодательства

Прокуратурой района в октябре 2018 года по информации, размещенной в средствах массовой информации, проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, а также законодательства об образовании в деятельности Комитета образования администрации Тевризского муниципального района Омской области, по результатам которой установлено следующее.

14.08.2018 проведена проверка готовности к началу 2018-2019 учебного года БОУ «Журавлевская СОШ», в связи с чем, составлен акт проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Распоряжением Главы Тевризского муниципального района Омской области утвержден состав комиссии по организации и проведению оценки готовности муниципальных образовательных учреждений Тевризского муниципального района Омской области к началу 2018-2019 учебного года.

Однако в ходе проверки установлено, что специалист, представляющий Роспотребнадзор, проверяющий целостность окон и других санитарно-эпидемиологических требований, в состав комиссии включен не был, в связи с чем, акт проверки организации, осуществляющий образовательную деятельность к началу 2018-2019 учебного года был составлен без учета соблюдения санитарно – эпидемиологических требований, а именно установлено, что в здании БОУ «Журавлевская СОШ», в спортивном зале имеются окна с разбитыми стеклопакетами, при этом стеклопакеты завещаны пленкой.

Кроме того, установлено, что Комитет образования администрации Тевризского муниципального района Омской области издал Приказ о предоставлении отпуска работнику.

Приказом директору БОУ «Журавлевская СОШ» предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 56 календарных дней. Однако в нарушение норм трудового законодательства приказ составлен за 8 календарных дней до начала отпуска.

Помимо этого, работник не был ознакомлен с приказом о предоставлении отпуска, а также графиком предоставления отпусков.

Помимо указанных нарушений, проверка установила, что работниками Комитета образования администрации Тевризского муниципального района Омской области допускаются ошибки при составлении локальных документов.

Также, было установлено, что оплата ежегодного оплачиваемого отпуска директору школы была произведена с нарушением установленного законодательством срока.

В связи с выявленными многочисленными нарушениями норм федерального законодательства прокуратурой района в адрес председателя Комитета образования администрации Тевризского муниципального района Омской области внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а также вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *