Представитель налогоплательщика

Доверенность как подтверждение полномочий представителя налогоплательщика

В соответствии с гл. 4 НК РФ организация-налогоплательщик может иметь как законного, так и полномочного представителя, участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Законными представителями признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов. Как правило, в таком качестве выступает ее руководитель. Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. О том, каким образом обеспечиваются и подтверждаются полномочия последнего, расскажем в данной статье.

В соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки может быть выдано представляемым непосредственно третьему лицу.

При этом стоит отметить, что доверенность на совершение сделок должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Например, не оформляется нотариально доверенность для представительства в отношениях между организацией-налогоплательщиком и налоговым органом (Письмо ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@).

От имени юридического лица доверенность выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати организации.

Подтверждает ли полномочия представителя, выступающего от имени организации, незаверенная копия доверенности? Поскольку в законодательстве нет четкого ответа на этот вопрос, обратимся к судебной практике. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 28.12.2009 N Ф03-7808/2009 арбитры, ссылаясь на п. 5 ст. 185 ГК РФ, указали, что полномочия представителя налогоплательщика подтверждает оригинал доверенности или ее заверенная копия. Незаверенная ксерокопия доверенности не может выступать в качестве такого подтверждения.

Действие доверенности

В доверенности указывается срок ее действия, который не может превышать трех лет. Если срок не указан, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее предоставления (ст. 186 ГК РФ).

Действие доверенности прекращается в случаях (п. 1 ст. 188 ГК РФ):

  • истечения срока доверенности;
  • отмены доверенности лицом, выдавшим ее;
  • отказа лица, которому выдана доверенность;
  • прекращения деятельности юридического лица, от имени которого выдана доверенность;
  • прекращения деятельности юридического лица, которому выдана доверенность;
  • смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

При этом лицо, выдавшее доверенность, может в любое время отменить или передоверить ее, предварительно известив об этом получателя доверенности, а лицо, которому доверенность выдана, — отказаться от нее (п. 2 ст. 188 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 189 ГК РФ при прекращении действия доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть ее.

Обратите внимание! Лицо, которому выдана доверенность, может передоверить совершение действий, на которые оно уполномочено, другому лицу, если такое право прописано в доверенности либо имеются обстоятельства, вынуждающие совершить передоверие для охраны интересов выдавшего доверенность. При этом лицо, передавшее полномочия другому лицу, обязано известить об этом доверителя и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. При этом срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (ст. 187 ГК РФ).

Доверенность, представленная на бумажном носителе

Доверенность, предоставляемая уполномоченному(ым) представителю(ям) организации-налогоплательщика на бумажном носителе, должна содержать следующие реквизиты:

  • номер доверенности;
  • дата выдачи доверенности. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • срок действия доверенности;
  • отражение права передоверия полномочий в случае их наличия;
  • реквизиты организации-налогоплательщика, от имени которой (прямая доверенность) или за которую (в случае передоверия полномочий) уполномоченный представитель представляет интересы, а именно:

а) полное наименование организации;

б) ИНН/КПП организации;

в) место нахождения организации;

г) фамилия, имя, отчество руководителя организации;

  • реквизиты доверителя (лицо, выдавшее и подписавшее доверенность, если оно не является руководителем организации, то есть в случае передоверия);
  • реквизиты уполномоченного(ых) представителя(ей) (лица), которому предоставляется право взаимодействовать с налоговыми органами и подписывать отчетность:

а) полное наименование организации;

б) ИНН/КПП организации;

в) место нахождения организации;

г) фамилия, имя, отчество (полностью) физического лица, которому предоставляется право подписывать документы;

д) адрес регистрации физического лица;

е) паспортные данные (номер паспорта, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ) или данные другого документа, удостоверяющего личность физического лица;

  • реквизиты нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности): фамилия, имя, отчество нотариуса;
  • сведения о полномочиях.

Как упоминалось выше, оригинал (заверенная копия) доверенности предъявляется каждый раз при подаче налоговой отчетности уполномоченным представителем организации-налогоплательщика.

Информационное сообщение о доверенности, представляемое в электронном виде

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде.

Помимо указанных налогоплательщиков, на сегодняшний день электронный способ передачи налоговой отчетности используют и большинство остальных налогоплательщиков, на которых обязанность представлять отчетность в электронном виде не распространяется.

В связи с этим возникает вопрос: каков порядок подтверждения полномочий представителя организации-налогоплательщика, от имени которой он участвует в электронном документообороте с налоговыми органами, в частности представляет электронную отчетность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)?

В случае отправления в налоговый орган по ТКС уполномоченным представителем организации-налогоплательщика электронной налоговой декларации (расчета) с каждым электронным документом он обязан сформировать и отправить информационное сообщение о доверенности, выданной ему, о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах (далее — информационное сообщение о доверенности).

При этом до начала деятельности через уполномоченного представителя в обязательном порядке представляется в налоговый орган копия доверенности на бумажном носителе.

Форма и Формат информационного сообщения о доверенности утверждены Приказами ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (Приложение 1) и от 09.11.2010 N ММВ-7-6/534@ «Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5)» (Приложение 1) соответственно.

Методические рекомендации по формированию информационного сообщения о доверенности направлены Письмом ФНС России от 24.01.2011 N 6-8-04/0002@. Согласно п. 5 данных Рекомендаций информационное сообщение о доверенности представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом. В нем указываются реквизиты доверенности и полномочия лица — владельца сертификата ключа подписи (ЭЦП), которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи (ЭЦП).

По сути, заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде является отражением информации, находящейся на бумажном носителе — оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю.

Информационное сообщение о доверенности состоит из пяти блоков:

  1. «Сведения о представляемом лице»;
  2. «Сведения о доверителе»;
  3. «Сведения об уполномоченном представителе»;
  4. «Сведения об удостоверителе»;
  5. «Сведения о полномочиях представителя».

Блоки 1, 2, 3 и 5 обязательны для заполнения. Блок 4 заполняется только в том случае, если доверенность нотариально удостоверена. Рассмотрим подробнее порядок заполнения указанных блоков.

Сведения о представляемом лице. В данный блок заносится информация об организации-налогоплательщике, чьи интересы в налоговых органах представляет ее уполномоченный представитель. В нем указываются:

  • наименование организации/обособленного подразделения;
  • ИНН организации;
  • КПП организации;
  • адрес в Российской Федерации;
  • Ф.И.О. руководителя организации.

Сведения о доверителе. Отображается информация о юридическом лице (доверителе), наделяющем полномочиями представляемое лицо, а именно:

а) код доверителя. Различают следующие коды доверителя:

  • 01 — если доверенность подписывает руководитель организации-налогоплательщика и само представляемое лицо наделяет полномочиями представителя;
  • 02 — если доверенность за налогоплательщика подписывает лицо, представляющее налогоплательщика на основании его учредительных документов или законодательства РФ;
  • 03 — если доверенность подписывает уполномоченный представитель, имеющий право передоверять полномочия в соответствии с выданной ему доверенностью от представляемого лица, то есть если уполномоченный представитель передоверяет третьему лицу свои полномочия;

б) реквизиты юридического лица: ИНН и КПП организации, адрес в Российской Федерации, Ф.И.О. руководителя организации. Данные реквизиты не заполняются в случае проставления кода доверителя «01».

Сведения об уполномоченном представителе. Указывается информация о юридическом или физическом лице, представляющем от имени организации-налогоплательщика ее законные интересы в налоговых органах. В этом блоке должны быть заполнены реквизиты юридического и (или) физического лица. Для юридического лица обязательно указываются:

  • наименование организации/обособленного подразделения;
  • ИНН организации;
  • КПП организации;
  • адрес в Российской Федерации;
  • Ф.И.О. физического лица;
  • паспортные данные.

Сведения о полномочиях представителя. В этом блоке выбирается необходимый перечень полномочий по исполнению обязанностей в налоговых органах, приведенный в доверенности, а также возможно указание перечня мест осуществления полномочий, если это оговорено в доверенности. Для представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС уполномоченным представителем в целях отражения полномочий по исполнению обязанностей в налоговых органах как минимум должен быть указан код «01» (право подписывать налоговую декларацию). При предоставлении уполномоченному представителю полных полномочий указывается код «99».

Уполномоченные представители, подписывающие налоговую декларацию (подтверждающие достоверность и полноту сведений, указанных в декларации), подразделяются на два типа:

  1. налоговую декларацию представляет сам налогоплательщик, а подписывает ее сотрудник организации-налогоплательщика, не являющийся руководителем. В этом случае в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности указывается ИНН и КПП налогоплательщика, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» — код «02» (уполномоченный представитель) и фамилия, имя, отчество сотрудника организации-налогоплательщика;
  2. налоговую декларацию представляет организация — уполномоченный представитель. В этом случае в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности указывается ИНН и КПП организации — уполномоченного представителя, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» — код «02» (уполномоченный представитель), фамилия, имя, отчество сотрудника организации — уполномоченного представителя и полное наименование организации — уполномоченного представителя.

Рассмотрим на примере, как правильно оформить доверенность и внести сведения в информационное сообщение о доверенности.

Доверенность N 7

г. Нижний Новгород, семнадцатое января две тысячи одиннадцатого года

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 7 (далее — школа) (местонахождение: г. Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 9, ИНН/КПП — 5200000001/520001001) в лице директора Морозова Николая Ивановича, действующего на основании Устава, настоящей доверенностью уполномочивает

Савельеву Ольгу Константиновну, главного бухгалтера школы, 20.06.1980 года рождения, паспорт 22 04 567345, выдан ОВД Ленинского района г. Нижнего Новгорода 25 апреля 2001 г., место регистрации: г. Нижний Новгород, улица Профсоюзная, дом 10, кв. 7, осуществлять от имени школы следующие полномочия:

представлять интересы школы в отношениях с территориальными органами ФНС в Российской Федерации; подписывать бухгалтерские и финансовые документы, бухгалтерскую, статистическую, налоговую отчетность, которую школа обязана представлять в соответствии с действующим законодательством, и иные документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью школы; совершать все действия, связанные с представлением интересов школы в налоговых органах, с правом подписи, получения, представления документов, а также иными правами, предусмотренными действующим законодательством о налогах и сборах.

Доверенность выдана без права передоверия вышеуказанных полномочий другим лицам сроком на три года.

Морозов
Директор школы ——— (Морозов Николай Иванович)
(Подпись) (Ф.И.О.)

М.П.

Город Нижний Новгород, семнадцатое января две тысячи одиннадцатого года

Образец заполнения информационного сообщения по условным данным

Код по КНД 1166005
5221
—————————————
Код налогового органа
Информационное сообщение о доверенности,
выданной представителю о наделении его полномочиями
по исполнению обязанностей в налоговых органах
17.01.2011 7
———————— —————————
Дата доверенности Номер доверенности
17.01.2014
————————
Дата окончания
действия доверенности
Сведения о представляемом лице
Реквизиты юридического лица
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа N 7
—————————————————————————
Полное наименование организации или обособленного подразделения
5200000001
ИНН организации ————————————————
КПП организации
(обособленного 520001001
подразделения) ————————————————
ОГРН организации ________________________________________________
Адрес в Российской г. Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 9
Федерации ————————————————
ФИО руководителя Морозов Николай Иванович
организации ————————————————
ИНН руководителя
организации (при наличии) ________________________________________________
Должность руководителя Директор
организации ————————————————

Сведения о доверителе
—-¬
¦ 1 ¦ 1 — представляемое лицо; 2 — законный представитель (для физического
¦ ¦ лица); 3 — уполномоченный представитель
L—-
Сведения об уполномоченном представителе
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа N 7
—————————————————————————
Полное наименование организации или обособленного подразделения
5200000001
ИНН организации ————————————————
КПП организации
(обособленного 520001001
подразделения) ————————————————
ОГРН организации ________________________________________________
Адрес в Российской г. Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 9
Федерации ————————————————
Реквизиты физического лица
Савельева Ольга Константиновна
—————————————————————————
ФИО физического лица
ИНН физического лица ________________________________________________
ОГРНИП физического лица ________________________________________________
Адрес в Российской
Федерации ________________________________________________
Гражданство физического
лица (цифровой код из 643
ОКСМ) ————————————————
20.06.1980
Дата рождения ————————————————
Код документа,
удостоверяющего личность 21
физического лица ————————————————
22 04 567345, выдан ОВД Ленинского района
г. Нижнего Новгорода 25 апреля 2001 г., место
Сведения о документе, регистрации: г. Нижний Новгород,
удостоверяющем личность ул. Профсоюзная, дом 10, кв. 7
физического лица ————————————————
Сведения о полномочиях представителя
——T———————————————————-T———¬
¦Код ¦ Признак области полномочий ¦ Признак ¦
¦ ¦ ¦ выбора ¦
L—-+———————————————————-+———-
Полномочия представителя <*>
——T———————————————————-T———¬
¦01 ¦подписывать налоговую декларацию, др. отчетность ¦ + ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦02 ¦представлять налоговую декларацию, др. отчетность ¦ + ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦03 ¦получать документы в инспекции ФНС России ¦ + ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦04 ¦вносить изменения в документы налоговой отчетности ¦ + ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦05 ¦подписывать документы по постановке и снятию с учета ¦ + ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦06 ¦представлять документы по постановке и снятию с учета ¦ + ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦07 ¦получать в инспекции ФНС России документы по постановке ¦ + ¦
¦ ¦и снятию с учета, кроме свидетельства ¦ ¦
+—-+———————————————————-+———+

¦13 ¦представлять заявления и запросы на проведение сверки ¦ + ¦
¦ ¦расчетов с бюджетом, получению справок о состоянии ¦ ¦
¦ ¦расчетов с бюджетом ¦ ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦14 ¦получать в инспекции ФНС России акты сверок и справки о ¦ + ¦
¦ ¦состоянии расчетов с бюджетом ¦ ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦15 ¦подписывать акт сверки расчетов с бюджетом ¦ + ¦
+—-+———————————————————-+———+
¦16 ¦подписывать акт и решение налоговой проверки ¦ + ¦
L—-+———————————————————-+———-
———————————
<*> Перечень полномочий представителя может актуализироваться ФНС
России.
Актуальный перечень будет размещаться в виде Справочника на сайте ФГУП
ГНИВЦ ФНС России и ФАП ФНС России.
Савельева Савельева Ольга Константиновна
Уполномоченный представитель ———— ——————————
(подпись) (Ф.И.О.)

Л.Ларцева

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию

Сопровождение студентов и учащихся для участия в различных мероприятиях: особенности учета

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29 НК РФ

Статья 29 НК РФ дает определение уполномоченного представителя налогоплательщика. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (физическим лицом и (или) организацией) представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу указанного представительства одно лицо (представитель), обладающее соответствующими полномочиями (доверенностью), совершает действия (в налоговых правоотношениях, то есть для целей налогообложения) от имени другого лица (представляемого), в результате чего у последнего возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности.

Представителем может быть любое правоспособное лицо, то есть физическое лицо (не имеющее статуса индивидуального предпринимателя — с момента возникновения им гражданской дееспособности, имеющее статус индивидуального предпринимателя — с момента регистрации в таком качестве) и юридическое лицо — с момента его возникновения в установленном порядке.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика:

должностные лица налоговых органов (руководители (их заместители) налоговых инспекций);

должностные лица таможенных органов;

должностные лица органов государственных внебюджетных фондов;

должностные лица органов внутренних дел;

судьи;

следователи;

прокуроры.

Положения ст. 29 НК РФ не допускают возможности участия в налоговых правоотношениях в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика указанных выше лиц в силу занимаемой ими должности и независимо от того, что свои служебные обязанности они исполняют в другом соответствующем органе или районе.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Доверенность выдается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно положениям ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя.

Правила Гражданского кодекса РФ о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно.

В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Распространение правил Гражданского кодекса РФ, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, на индивидуальных предпринимателей не означает признание индивидуальных предпринимателей юридическими лицами.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Налоговые правоотношения регулируются законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Абзацем 2 п. 3 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Указанное положение применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя.

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» разъяснено, что положения абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Вышеуказанные разъяснения были даны в Письме Минфина России от 24 марта 2014 г. N 03-02-08/12763.

Отметим, что в п. 2 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии — старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ (Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

Кто признается уполномоченным представителем налогоплательщика?

Как установлено п. 1 ст. 29 НК РФ, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Физическое лицо, выступающее в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика, обязано обладать полной дееспособностью (ст. ст. 21, 27 ГК РФ). В качестве уполномоченного представителя налогоплательщика может быть любое физическое лицо или индивидуальный предприниматель, прошедший государственную регистрацию в установленном законом порядке.

Юридические лица вправе осуществлять представительские функции при наличии необходимой для этого правоспособности. В частности, коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), обладающие в соответствии с учредительными документами общей правоспособностью, могут осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, в том числе и оказывать услуги представительства в налоговых правоотношениях, а вот некоммерческие организации и унитарные предприятия, имеющие специальную правоспособность, могут осуществлять представительские функции только в случаях, когда это не противоречит закрепленным в учредительных документах целям их деятельности.

В пункте 2 ст. 29 НК РФ перечислены лица, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика — это должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Данное обстоятельство не мешает указанным лицам в общеустановленном порядке выступать в качестве законных представителей налогоплательщиков.

Пунктом 3 ст. 29 НК РФ определено, что уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Общий порядок оформления, выдачи и прекращения действия доверенностей регулируется ст. ст. 185 — 189 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем и скреплена печатью. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана главным (старшим) бухгалтером этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).

При выдаче доверенности следует учитывать, что объем полномочий представителя необходимо обозначать четко и ясно, поскольку за действия представителя, совершенные в пределах его полномочий, ответственность несет налогоплательщик, а сверх таких пределов — представитель.

Дата выдачи доверенности является обязательным реквизитом, без которого доверенность считается недействительной. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ).

Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает обязательную нотариальную форму только для доверенностей, выдаваемых на совершение сделок, требующих нотариальной формы (п. 2 ст. 185 ГК РФ). Следовательно, для доверенностей уполномоченных представителей налогоплательщика — физического лица в п. 3 ст. 29 НК РФ установлено специальное требование — нотариальное или приравненное к нему в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации удостоверение.

Уполномоченный представитель имеет право осуществлять представительство как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

В случае возмездного оказания услуг представительства отношения представительства могут оформляться между налогоплательщиком и представителем договором поручения (ст. ст. 971 — 979 ГК РФ), или агентским договором (ст.

ст. 1005 — 1011 ГК РФ), или договором доверительного управления имуществом (ст. ст. 1012 — 1026 ГК РФ), или договором коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ), или договором возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 — 783 ГК РФ), или другим подобного рода договором. Одним из условий такого договора является оплата

всех расходов, понесенных поверенным в связи с осуществлением обязанностей по договору, а также выплата доверителем в пользу поверенного вознаграждения за оказанные услуги. То есть если доверитель поручает налоговому представителю перечислить налоговые платежи в бюджет, то он должен предоставить представителю необходимые денежные средства для выполнения этого поручения и оплатить его услуги.

При этом в п. 8 Постановления ВАС РФ N 5 указывается, что при применении ст. 29 НК РФ судам общей юрисдикции и арбитражным судам необходимо иметь в виду: договоры доверительного управления, договоры комиссии и агентские договоры (в том случае, когда агент действует от собственного имени) не являются достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим, комиссионером или агентом интересов учредителя управления, комитента или принципала в сфере налогообложения. Если учредитель управления, комитент или принципал, с одной стороны, и доверительный управляющий, комиссионер или агент — с другой, достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего (комиссионера, агента) должны быть оформлены доверенностью с учетом требований ст. 29 НК РФ.

Помимо этого, когда доверенность выдается юридическому лицу, в доверенности необходимо учесть возможность представителя передоверить совершение порученных ему действий своим сотрудникам, поскольку непосредственными исполнителями данных поручений будут выступать именно они.

Может ли представитель исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налога?

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Из такой формулировки не ясно, что конкретно подразумевается под самостоятельным исполнением обязанности по уплате налога и какие случаи признаются исключением из этого правила.

Следствием указанной неопределенности были многочисленные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами о возможности уплаты налога представителем налогоплательщика, по результатам рассмотрений которых суды выносили противоположные решения.

Окончательную точку в этой проблеме поставил Конституционный Суд РФ в Определении от 22 января 2004 г. N 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО «Сибирский Тяжпромэлектропроект» и гражданки Тарасовой Галины Михайловны на нарушение конституционных прав и свобод абзацем 1 п. 1 ст. 45 НК РФ» , где высказал мнение, что содержание нормы п. 1 ст. 45 НК РФ не препятствует уплате налогов через представителя, но при этом должны выполняться одновременно следующие условия:

Экономика и жизнь. 2004. N 20.

представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями (то есть полномочиями на уплату налога) либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной согласно требованиям п. 3 ст. 29 НК РФ в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;

платежные документы должны быть оформлены и подписаны самим налогоплательщиком;

уплата налога должна производиться за счет собственных средств налогоплательщика, что предполагает списание денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, а не представителя.

Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий уплата налога представителем рассматривается как его уплата самим налогоплательщиком, что не противоречит требованиям ст. 45 НК РФ, поскольку субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя, а действия представителя расцениваются как действия самого налогоплательщика.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, налог будет считаться неуплаченным, а обязанность по уплате налога — неисполненной, что, в свою очередь, повлечет возникновение недоимки у налогоплательщика, начисление пени и штрафа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *