Права ребенка на улице

Ребенок в школе

После поступления ребёнка в школу, у него возникают с одной стороны права, а с другой обязанности, и если про последние регулярно напоминают, то вот насчёт того, какие у него права, как у самого школьника, так и у родителей не всегда достаточно ясное представление. Хотя и обязанности не мешает лишний раз изучить, чтобы точно знать, что ваш ребёнок должен делать, а что нет.

Права

Права и обязанности ребенка в школе и дома достаточно четко прописаны в нормативных актах. Начать следует с того, что законодательство России гарантирует возможность получить среднее образование бесплатно, хотя при желании у родителей есть возможность устроить чадо в платную школу.

С самого начала первоклассника следует ознакомить со школьным уставом и другими принятыми в образовательном учреждении правилам – их необходимо вывесить на видном месте, чтобы любой мог их изучить.

В этом Уставе следует предусмотреть возможность ускоренного обучения для тех детей, которые могут освоить некоторые предметы быстрее сверстников. Вместе с тем и для отстающих требуется проведение специальных курсов.

У каждого школьника должна быть возможность поучаствовать в управлении школой, и возможность обратиться в комиссию по урегулированию споров при необходимости.

По достижении восьми лет ребёнок получает возможность создать или поучаствовать в каком-либо общественном движении. Исключением будут те, что имеют религиозный либо политический характер, – в них участвовать нельзя.

Есть у школьников и право на проведение собраний и митингов, но лишь в свободное от учёбы время и без нарушения школьных правил.

Всем детям гарантируется право бесплатного использования школьной библиотеки.

Детям, как и остальным гражданам, Конституцией страны и законом «Об образовании» дано право на уважение человеческого достоинства, свободу совести и выражение мнений, наконец – право отказаться от принудительного труда.

Учащийся с согласия своих представителей (родителей, опекунов) может перевестись в другую школу.

Оценка учебных успехов каждого школьника должна быть объективной и базировать на уровне его знаний без учёта посторонних факторов. Учителя обязаны проявлять непредвзятое и одинаковое ко всем отношение.

Обратите внимание! Информирование детей об их правах обязательно. Для этого используются информационные стенды, на которых, помимо информации о правах, должны быть также контакты школьной администрации и инстанций, в которые можно обратиться для защиты прав ребёнка.

Обязанности

В обязанности учащегося школы входит:

  • Соблюдение Устава и правил школы, выполнение требований школьных работников, соответствующих правилам.
  • Добросовестное обучение и посещение уроков.
  • Бережное отношение к школьному имуществу.
  • Уважительное отношение к сотрудникам школы и другим учащимся.
  • Соблюдение техники безопасности и порядка, включая пришкольную территорию.

Формы нарушений прав

Они могут быть многообразными, и иногда нелегко определить, что права ребёнка нарушены. Перечислим лишь наиболее частые из них:

  • Если основная учебная программа является обязательной, то дополнительная, то есть, посещение кружков, факультативов, и других занятий после уроков – исключительно добровольна, и учеников нельзя к ней принуждать.
  • Равным образом недопустимо принуждение к участию в различных внеклассных мероприятиях, например, праздничных выступлениях и демонстрациях, трудовой деятельности, не входящей в учебную программу, включая дежурство после уроков, мытьё полов в классе и тому подобное. Привлечение учеников ко всему перечисленному возможно исключительно с их согласия.
  • Недопуск до уроков из-за опоздания или «неправильного» внешнего вида. Учителя не могут решать, допускать ли детей до уроков – если те нарушают школьные правила, применяться в их отношении должны наказания в соответствии с этими правилами, включающие замечания или предупреждения, а то и исключение, но не отстранение от конкретного урока – такого наказания предусмотрено в них быть не может.
  • Не допускается возложение на школьников административных обязанностей, таких как поддержание дисциплины в классе – например, ответственности за дежурных.
  • Запрещено навязывать свои политические или религиозные убеждения. А значит, имеющие отношение к религии предметы могут быть исключительно факультативными, не могут проводиться никакие мероприятия, имеющие религиозный характер. Также запрещена политическая пропаганда и, если учитель занимается ей – это повод для разбирательства.
  • Вразрез с законодательством идёт и такая привычная многим учителям, в первую очередь «старой закалки» мера, как публичное порицание, или так называемая «проработка». В её ходе завуч или учитель может публично осудить поведение учащегося или нескольких перед лицом его одноклассников или всей школы, потребовав при этом выйти вперёд. Вместо подобных мер, явно сопряжённых с психологическим давлением, проблемы в поведении ученика или с его успеваемостью нужно обсуждать с глазу на глаз.

Дополнительная информация Скорее нарушение прав родителей: принуждение к выплате периодических сборов на школьные нужды. В действительности, такие сборы могут происходить лишь на добровольной основе, и нельзя никого принуждать к выплатам, а тем более наказывать ребёнка за их отсутствие.

  • Учитель не может позволять себе разговор на повышенных тонах, шантаж, угрозы и тем более физическое насилие – всё это является либо психологическим, либо физическим насилием, и может стать поводом даже для разбирательства в прокуратуре.

Это только часть нарушений прав ребёнка, которые могут происходить в школе, а ведь помимо учителей, он может подвергаться также насилию со стороны других школьников. Вследствие возраста дети могут скрывать от родителей подобные факты, а потому в семье следует всегда «держать руку» на пульсе и защищать своего ребёнка.

Что делать и куда обращаться при нарушении прав

Если вы считаете, что права были нарушены, первым делом нужно обратиться непосредственно к педагогу, допустившему нарушение, либо сразу к администрации школы – в зависимости от ситуации и характера нарушения. Они должны дать разъяснения по поводу проблемы. Если же их оказалось недостаточно, стоит оформить письменную жалобу на имя директора, чтобы получить официальный ответ.

Если проблема не решена и делу требуется дать дальнейший ход, то органы, в которые нужно будет для этого обратиться, следует выбрать, смотря по тому, какое нарушение было допущено. Варианты следующие:

  • Местное управление Рособрнадзора.
  • Общество защиты прав потребителей образовательных услуг.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Органы опеки и попечительства.
  • Уполномоченный по правам ребёнка в регионе.
  • Прокуратура.
  • Полиция.
  • Суд.

Важно! Если вы подозреваете учителя в занижении оценок, сначала следует провести тестирование ребёнка и выявить уровень его знаний при помощи экспертов. Если окажется, что оценки не соответствуют ему, проводится дальнейшее разбирательство с привлечением директора и далее управления Рособрнадзора.

Чтобы грамотно отстаивать права ребёнка в школе, важно хорошо знать их. Законодательством школьники защищены от любого произвола и, если пользоваться им, никто не сможет терроризировать вашего ребёнка при помощи служебного положения или применять к нему свои собственные методы воспитания, выходящие за рамки того, что должен делать учитель.

Права ребенка в школе и дома.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

МБОУ «СОШ №12»

414 004, ул. В. Барсовой, д.8, кор.1, г. Астрахань

тел. 35-73-33, факс (8512) 35-73-05

Исследовательская работа по теме:

«ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ И ДОМА»

Иевлева Юлия Николаевна

ученица 8 «Б»класса

МБОУ «СОШ № 12»

г.Астрахань

ул.Зеленгинская, 1/134

дом.тел. 47-94-01

Научный руководитель

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №12»

Пихтина

Ольга Александровна

г. Астрахань, 2012 год

Введение 3

Права ребенка в школе и дома

Глава 1. Права детей во всём мире

1.1. Правовая защита детей. 3

1.2. Международные документы о защите прав детей. 5

Глава 2. Права ребенка в школе 6

Глава 3. Права ребенка дома 8

Заключение 9

Литература

Приложение

Введение

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и полностью раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства — считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Конечно, тема прав ребенка в современном обществе актуальна, и я решила провести исследование в этом направлении.

Целью моей работы является исследование уровня знаний детей о своих правах, и определение степени соблюдения прав ребёнка в школе и дома.

Для раскрытия поставленной цели, я определила следующие задачи:

1. исследовать причины защиты прав ребёнка в современном обществе;

2. выяснить, знают ли учащиеся о своих правах в школе, и как они соблюдаются;

3.выяснить степень осведомлённости учеников о своих правах дома и уровне их соблюдения.

Методами моего исследования являются:

  1. изучение и анализ литературы соответствующей тематики;
  2. опросы;
  3. анкетирование;
  4. работа в сети Интернет.

Глава 1. Права детей во всём мире.

1.1. Правовая защита детей.

«…Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит», говорил Януш Корчак.

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей. Детство — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится. Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта. Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности.

К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.

1.2. Международные документы о защите прав детей.

Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство».

Правам ребенка (им согласно документу является человеческое существо в возрасте до 18 лет) в Конвенции посвящено 54 статьи. Их принято делить на несколько групп:

  1. Основные права: на жизнь, имя, гражданство и др.
  2. Права, призванные обеспечить детям нормальную семейную жизнь.
  3. Права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести, религии и др.
  4. Права, сохраняющие здоровье и содействующие физическому развитию детей.
  5. Права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в частности право на образование.
  6. Права, защищающие ребенка в необычных, опасных ситуациях: на войне, в заключении и др.

Возможности реализации прав ребенка в различных регионах и государствах, конечно, неодинаковы. Но все государства, подписавшие конвенцию, обязаны выполнять ее положение в соответствии с ее «духом и буквой». А дух конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Глава 2. Права ребенка в школе.

Для выяснения степени уровня знаний школьников, некоторым учащимся были заданы следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в нашей школе?
  2. Какие права в нашей школе вы имеете?
  3. Какие обязанности есть у учеников в нашей школе?

Опрошенные респонденты отметили в основном, что у них есть право на бесплатное образование и на неприкосновенность. К обязанностям школьников они отнесли: посещать школу, добросовестно учиться, осуществлять дежурство по школе и классу, не портить имущество школы, соблюдать дисциплину.

В нашей школе имеются определённые правила поведения:

1. Общие правила поведения.

2. Поведение на занятиях.

3. Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий.

4. Поведение учащихся в столовой.

5. Обязанности дежурного по классу.

6. Рекомендации к внешнему виду учащихся.

Было проведено социологическое исследование по вопросу «Защита прав ребенка» среди учащихся и учителей.

Сравнивая результаты анкетирования учащихся и учителей, получены данные, позволяющие сделать вывод: что в большей степени дети и учителя знают, где зафиксированы права ребенка в школе (48 и 100%) и в семье (39 и 100%). Основным гарантом по реализации прав ребенка считают — родителей (43 и 79%); учащиеся считают, что права ребенка в школе соблюдаются (72%). Каждой категории респондентов известно кто такой омбудсмен (63 и 97%) соответственно. По мнению учителей лишь 42% разграничивают права и обязанности, что является показателем недостаточной освещенности данного вопроса. Среди учащихся основными правами детей в школе и семье были указаны: на образование – 83%; на свое мнение, свободу слова -69%; на отдых, игры, развлечения – 61%; на свободу, семью – 24%; на защиту, лечение -17%. Учителя указали основными правами в семье: на жизнь, имя, гражданство -100%; на семью – 100%; на мнение, свободу совести, религии – 89%; на сохранение здоровья – 78%; в школе: на образование –100%; на развитие и защиту – 93%. Учащиеся считают необходимым расширение прав ребенка (37%). Сложилось мнение, что чаще всего нарушаются права ребенка в семье (61 и 59%). В случае нарушения прав ребенка наши учащиеся будут обращаться: к уполномоченному по правам ребенка – 41%; к родителям – 26%; в полицию, в КДН – 18%; к учителям — 14%; на телефон доверия – 10%.

Глава 3. Права ребенка дома

Семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства, отвечающий за социализацию новых поколений. Некоторые права детей дома:

  1. Право на жизнь;
  2. Право не подвергаться насилию;
  3. Право на личную неприкосновенность;
  4. Право на проживание в семне;
  5. Право на заботу и содержание со стороны родителей;
  6. Право на получение образования в школе в учебное время;
  7. Право на организацию отдыха, занятости, досуга.

Обязанности родителей (законных представителей):

  1. Не допускать того, чтобы несовершеннолетние в учебное время находились в Интернетзалах, развлекательных комплексах и заведениях.
  2. Не допускать употребления несовершеннолетними психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной продукции, курения табака.
  3. Принимать меры по недопущению участия несовершеннолетних в конкурсах красоты.
  4. Принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних в игорных заведениях; организациях, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию.
  5. Принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних без сопровождения родителей в организациях общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной продукции, пива.

Что будет, если нарушишь Закон? Закон предусматривает, что в зоне ответственности за судьбу ребенка находяться: семья, школа, общество, органы власти. Наказания родителей, предусмотренные Законом:

  1. Предупреждение, административный штраф, при угрозе жизни и здоровью ребенка – отобрание его у родителей и лишение их родительских прав.

Главные защитники прав ребенка – родители. Но родители не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи общества, государства. Государство обязано выделять необходимые денежные средства на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, на питание, культуру детей. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать работу школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений. Реализуя новую демографическую политику, государство не обязывает граждан к рождению детей, они самостоятельно принимают данное решение, автоматически беря на себя все обязательства по содержанию и воспитанию детей. Просмотрев статистику по Астраханской Области, можно сделать вывод: основной причиной неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей (ненадлежащий уход за малолетними, побои, оставление их без медицинской помощи и питания, антисанитарные условия проживания, грязное белье и одежда) является пьянство родителей и в основном матерей.

Заключение

Цивилизованное общество, каким является человеческое общество XXI века, не может себе позволить нарушения прав ребенка. В первую очередь, необходимо сохранение ответственного отношения к браку, основанного на взаимном уважении партнеров. Обдуманно вступив в брак, в дальнейшем такие родители будут любить, и уважать свих детей. С целью охраны нравственного, физического здоровья детей также необходимо укреплять институт семьи. Всем известно, что нигде ребенку не может быть так комфортно, как в семье. Но в реальности не все семьи одинаково благополучны. Сложившаяся практика позволяет сделать вывод, что на законодательном уровне недооцениваются последствия неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. Неисполнение обязанностей чаще всего объяснялось злоупотреблением алкоголя, поэтому, я считаю, необходимо законодательно установить серьезные меры правового воздействия к таким родителям.

Когда малыш ей скажет: «мама»,

Впервые с нежностью взглянув в глаза.

Он верит: его крепко держит папа,

И не прольется детская слеза.

Когда семья надежна и дружна,

Глаза детей сияют ярче всех свечей.

Семья же каждому ребеночку нужна –

Родители, не обманите ожидания детей! (Иевлева Юлия)

Литература

1. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М. Народное образование, 1995.-112 с.

2. Каширцева Е., Шабельник Е. Права на каждый день. М., Вита-пресс, 1995 –

124 с.

3. Кодекс о браке и семье РСФСР. М.,Юридическая литература, 1993.-80 с.

4. Орлов В.С. Правовая охрана детства. М., Знание, 1975.-192 с.

5. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984

6. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

7. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)

8. «Новая газета», №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

9. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

10.Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.

11. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

12. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ)

Зимненко Б.Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции. Справочное пособие. – М.: Статут, Российская академия правосудия РАП, 2005. – 540 с. – С. 159.

См. Приложение 1. Анкета

См. Приложение №2

Каждый ребенок имеет право состоять в различных детских (с 8 лет) и юношеских (с 14 лет) общественных организациях, ориентированных на организацию досуга, развитие творческих и спортивных способностей. Государство (на различных уровнях) должно всячески способствовать деятельности подобных организаций, организовывая рекламные кампании, давая им налоговые льготы и муниципальные помещения в пользование, поощряя привлечение спонсоров и меценатов для улучшения материальной базы. Экономические права ребенка Независимо от места появления на свет, национальности и цвета кожи ребенок имеет право быть защищенным от непосильного труда – законодательными актами фиксируются минимальный возраст приема на работу, особые условия труда и оплаты. Кроме этого, несовершеннолетние граждане подлежат и социальной защите, то есть им положены пособия, оздоровление и т.д.

Обязанности ребёнка: в школе, дома, на улице.

Рассмотрим подробнее, какие права у ребенка в семье:

  1. Личные неимущественные:
    • на информацию о родителях — права ребенка на знакомство с кровными родителями особенно важны в случае усыновления или лишения последних родительских прав;
    • на проживание и беспрепятственное общение с родственниками — без существенных причин, оговоренных в законах, никто не может забрать малыша у родителей или запретить с ними общаться, это же право распространяется и на других родственников;
    • на получение заботы от обоих родителей — и отец, и мать обязаны воспитывать свое дитя и обеспечивать ему всестороннее развитие.
  2. Имущественные — подразумевают получение от родителей (опекунов) материального содержания, необходимого для жизни и развития: жилого пространства, одежды, обуви, питания и т.д.

Девиантным или отклоняющимся поведением называют а) несоответствие поведения человека его социальному статусу б) любое социальное перемещение индивида в пределах своей группы в) любое изменение в поведении человека как следствие перемен в его жизни г) несоблюдение принятых в обществе норм 13. Бывший владелец ресторана в северном городе приобретает отель на побережье.

ВниманиеЭто пример а) процесса социализации б) процесса глобализации в) социальной мобильности г) социальной поляризации 14. По какому признаку выделена такая крупная социальная группа, как нация? а) религиозному б) социально-классовому в) этническому г) территориальному 15.
Основанная на кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью хозяйственной деятельности, финансами и интересами, называется а) род б) семья в) клан г) каста 16.

Права и обязанности детей на улице

Вы, может быть, это подразумеваете, но никогда не озвучивали это ребёнку и ребёнок постесняется закричать, позвать на помощь в опасной ситуации. Поскольку родители постоянно твердят детям о том, что нужно тихо себя вести в общественных местах, уважительно относиться к старшим, эти установки укрепляются в сознании ребёнка, и когда ему грозит опасность от взрослого человека, ребёнок не может перебороть страх нарушить запреты родителей. Хоть ребёнок и осознаёт, что ситуация в данный момент складывается так, что он должен защищаться от агрессивного взрослого, в подсознании крепко сидят родительские запреты и наставления: взрослых нужно слушаться, вести себя надо прилично. Поэтому, родители должны проговорить ребёнку правила поведения в критической ситуации: постороннего взрослого (если он просит, требует что-то) не только можно не слушаться, но и нужно ответить категорическим отказом.
Мизулина напомнила, что сейчас уполномоченные по правам ребенка работают в 23 субъектах РФ, между тем они должны работать во всех российских регионах. Участники круглого стола рекомендуют полномочным представителям президента РФ в федеральных округах рассмотреть вопрос о проведении региональных совещаний по вопросу продвижения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. К уполномоченному по правам ребенка в городе Москве в 2007 году поступило 1654 обращения, отмечается в докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году Алексея Голованя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *