Первые части заявок

Применение ст. 69 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок

Расскажем, как происходит проверка вторых частей заявок на электронный аукцион согласно статье 69 Закона 44-ФЗ, почему заказчик может отклонить заявку и на что обратить внимание поставщику при ее составлении.

Статья 69. Рассмотрение вторых частей заявок

Как известно, для участия в электронном аукционе в рамках 44-ФЗ потенциальный поставщик должен подготовить заявку, которая состоит из двух частей. 1 часть заявки рассматривают в самом начале, на ее основании заказчик принимает решение о допуске участника к самим торгам. Вторая же часть заявок рассматривается уже после аукциона.

К сожалению, многие поставщики несерьезно относятся ко второй части заявок на электронный аукцион, так как бытует мнение, что гораздо важнее грамотно составить 1 часть и получить допуск к аукциону. Между тем, нередки случаи, когда наспех составленная вторая часть заявки стоит участнику контракта.

Вторые части рассматриваются только после проведения торгов, когда уже определен победитель, однако это не значит, что заказчик не может отклонить неграмотную заявку, лишив победителя контракта. Все это прописано в тексте закона 44-ФЗ в статье 69 («Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе»).

В отличие от 1 части заявки, вторая часть не является анонимной. Главная задача – дать заказчику полное представление о компании-поставщике и ее деятельности. Список документов и информации, которая должна быть представлены во второй части, определены статьей 66 Закона 44-ФЗ.

Во вторую часть заявки на аукцион в электронной форме должны входить:

— наименование компании-поставщика, а также все контактные данные: адрес, телефон и т.д. Здесь же указываются номер ИНН, сведение о регистрации предприятия, сведения о руководителе, учредителях и главном бухгалтере;

— список документов, которые подтверждают, что профессиональный уровень поставщика соответствует заявленным заказчиком требованиям. Это могут быть сертификаты, лицензия и т.д.;

— сертификаты на определенные группы товаров. Если тендер подразумевает закупку товаров, подлежащих обязательной сертификации, то поставщик должен приложить копии всех документов, подтверждающих наличие данной сертификации у его товара;

— решение учредителя компании-поставщика об одобрении совершения крупной сделки (в том случае, если таковое предусмотрено учредительными документами компании);

— прочие документы, если они необходимы, исходя из специфики конкретной закупки.

Дополнительные требования ко вторым частям заявок

Также стоит отметить, что при осуществлении закупок сложных, инновационных и технологичных товаров, услуг или работ, вступают в силу дополнительные требования к участникам. Все они касаются таких сфер, как реставрационные работы с памятниками архитектуры, сложные технологичные строительные работы, услуги по отдыху и оздоровлению детей, работы с ядерными материалами и другие. Все дополнительные требования отражены в статье 31 Закона 44-ФЗ.

Важно Согласно статье 69, заказчик не имеет права требовать дополнительные документы от поставщика, если это не предусмотрено особыми положениями 44-ФЗ или другими нормативными актами.

Дополнительные требования включают в себя документы, подтверждающие:

— Наличие финансовых ресурсов у компании;

— Наличие в собственности недвижимости, оборудования, техники и транспорта;

— Опыт работы в аналогичной сфере;

— Доказательства чистоты деловой репутации;

— Наличие на предприятии необходимых специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.

Рассмотрение вторых частей заявок электронного аукциона

Основная задача заказчика при рассмотрении вторых частей заявок по 44-ФЗ – проверить все предоставленные сведения на соответствие действительности. Чем более четко и подробности участник аукциона распишет всю необходимую информацию, тем больше шансов, что его заявка не будет отклонена в самый последний момент.

Рассмотрение вторых частей заявок начинается после завершения торгов на электронном аукционе, то есть, после определения победителя. Механика работы на электронных торговых площадках такова, что вторая часть заявки просто не направляется заказчику до тех пор, пока аукцион не будет завершен. Это необходимо для того, чтобы обеспечить анонимность участников во время подачи ценовых предложений и сохранить здоровую конкуренцию.

По итогам рассмотрения вторых частей заявок победитель может остаться победителем, а может отдать свое место участнику, занявшему второе или даже третье место.

Срок рассмотрения вторых частей заявок заказчиком, согласно 44-ФЗ – не более 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола аукциона. Рассматривает вторые части заявок специально созданная для этого аукционная комиссия. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение, соответствует ли 2 часть заявки участника-победителя всем заявленным законом требованиям. Если да, то инициируется процедура заключения контракта.

Отказ в заключении контракта. Отклонение второй части заявки

Заказчик имеет право отклонить вторую часть заявки, если она не соответствует всем требованиям (пункт 6 статьи 69 Закона 44-ФЗ). В таком случае участнику будет отказано в праве заключить контракт, это право переходит к частнику, занявшему второе (или третье) место.

Причины, по которым вторая часть заявки может быть отклонена:

— Участник не предоставил все необходимые документы в полном объеме. В данном случае будет достаточно нехватки одного сертификата или лицензии для того, чтобы потерять право на заключение контракта (п.1,3,5,6,7,8 статьи 62);

— Участник не предоставил документы, необходимые для аккредитации на конкретной торговой электронной площадке. Поскольку учредительные документы о компании-участнике чаще всего направляются заказчику самой площадкой (эти документы предоставляются при аккредитации), то недостаток документов для регистрации автоматически ставит под угрозу и само участие в аукционе;

-Участник предоставил ложные сведения. Если заказчик находит хотя бы одно несоответствие в документации участника, это становится поводом для отказа в заключении контракта;

— Участник не соответствует прочим требованиям закона о госзакупках 44-ФЗ. Законодательство предъявляет особые требованиям к потенциальным поставщикам, в том числе, в зависимости от конкретной сферы их деятельности. Несоответствие этим требованиям (а также дополнительным требованиям) становится причиной отказа от контракта.

После рассмотрения вторых частей заявок заказчик составляет и публикует общий протокол итогов электронного аукциона, в котором называется окончательный победитель. В течение 5 рабочих дней после публикации протокола заказчик направляет признанному победителю проект государственного контракта, которые планируется заключить.

Участник имеет право не согласиться с отклонением заявки. В том случае, если участник не получил от заказчика разъяснений относительно причины отклонения, он может обратиться к заказчику за дополнительными пояснениями. Если и после данных пояснений участник уверен, что отклонение незаконно, он должен как можно скорее обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу. Сделать это нужно до того, как заказчик успеет заключить контракт с новым поставщиком.

В том случае, если все вторые части заявок, поступившие на аукцион, признаны несоответствующими требованиям, то данный электронный аукцион автоматически признается несостоявшимся.

Особенности и практика рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе

Некоторые участники забывают предоставить те или иные сведения об организации, включая ИНН в тексте второй части заявки. Если вы столкнулись с такой проблемой, то это вовсе не значит, что ваша заявка будет отклонена. Дело в том, что, помимо самих 1 и 2 частей, во время рассмотрения документов, сама электронная площадка посылает заказчику документы и сведения об организации, которые включают в себя, в числе прочего, выписку из ЕГРЮП, где и содержится номер ИНН.

Это значит, что, даже если вы забыли указать ИНН и другие сведения в заявке, заказчик все равно не сможет отклонить вашу кандидатуру. Тем не менее, следует быть внимательными и ознакомиться со всеми соответствующими статьями закона.

Спорным вопросом является и наличие документа, подтверждающего согласие на крупную сделку. В том случае, когда заявка не содержит ни документа, подтверждающего согласие, ни документа, говорящего о том, что сделка не является крупной, возникает путаница. Некоторые заказчики отклоняют такие заявки на участие в аукционе, некоторые нет. Тем не менее, участнику следует знать, что законодательство формально не требует подтверждать такие сделки. Отсутствие документа автоматически говорит о том, что сделка для компании крупной не является. Спорные моменты решаются в суде, как правило, в пользу участника.

Кроме основных документов, заказчики также должны не забывать прикладывать дополнительные документы для определенного типа контрактов. Это касается, прежде всего, контрактов для субъектов малого предпринимательства (СМП) – потенциальный поставщик обязан доказать свою к ним принадлежность. Кроме того, не стоит забывать и про документы, доказывающие, что поставщик не является оффшорной организацией.

Избежать отклонения второй части заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ просто – необходимо тщательно и подробно указывать все необходимые сведения об организации и качестве товара (услуги). Грамотно составленная вторая часть – гарант того, что вы 100% получите контракт после победы в аукционе.

Вторая часть заявки по 44-ФЗ

Дополнительные требования к документам

При закупках сложных, инновационных и технологичных товаров, работ, услуг устанавливаются дополнительные требования к участникам аукциона.

Соответствие дополнительным требованиям подтверждается документами в составе второй части заявки аукциона по 44-ФЗ по работам и услугам:

  • Сохранение объектов культурного наследия, реставрация музейных фондов, документов
  • Специализированные строительные работы от 10 миллионов рублей
  • Строительство, ремонт, реконструкция особо опасных, сложных, уникальных объектов стоимостью от 150 млн. рублей для государственных и от 50 млн. рублей для муниципальных нужд
  • Услуги общественного питания или поставки продуктов для образовательных, социальных, медицинских организаций от 500 тыс. рублей
  • Специализированные транспортные услуги (речные, морские, ж/д перевозки)
  • Работы по определению кадастровой стоимости
  • Услуги по отдыху и оздоровлению детей
  • Сооружение объектов использования атомной энергии, работа с ядерными материалами
  • Проведение технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов с госучастием

Дополнительные требования отражены в 31 статье 44-ФЗ и Постановлении Правительства №99 об установлении дополнительных требований к участникам закупок по 44-ФЗ

Перечень дополнительных требований:

  • финансовые ресурсы
  • наличие в собственности или на законном основании: недвижимости, оборудования, транспорта, техники
  • опыт работы по предмету контракта не менее 20% от начальной цены (с учетом правопреемства)
  • доказательства деловой репутации
  • необходимое количество специалистов
  • соответствие работников уровню квалификации

Вторые части заявок электронного аукциона должны содержать документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям:

  • Копия контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта
  • Выписка из реестра прав на недвижимое имущество до 90 дней, копия договора аренды от 2-х лет с регистрацией
  • Перечень оборудования в собственности, аренде, лизинге, копии инвентарных карточек учета объектов

Требование иных документов в составе первой и второй частей заявки электронного аукциона по 44-ФЗ не допускается.

2. Ключевые сроки по 44-ФЗ, о которых нужно знать участнику закупки

Для того, чтобы эффективно принимать участие в госзакупках, а также уметь отстаивать свои законные права и интересы, участники закупок должны знать регламентированные даты и сроки, установленные в 44-ФЗ и сопутствующих НПА.

Во-первых, это необходимо для того, чтобы иметь возможность проконтролировать действия Заказчика, Специализированной организации или Уполномоченного органа и, в случае необходимости, подать жалобу в ФАС.

Во-вторых, чтобы вовремя подавать свои заявки, запросы на разъяснение положений документации или результатов проведенной закупки, размещать протоколы разногласий по контракту, а также подписывать контракт с Заказчиком.

В-третьих, чтобы вовремя получать возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, а также оплату по контракту.

Помимо тех сроков, что были указаны в первом разделе статьи, участнику нужно знать:

  • сроки подготовки, подачи и рассмотрения жалобы по 44-ФЗ в ФАС;
  • сроки действия банковских гарантий, предоставляемых участниками в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
  • сроки подачи заявок;
  • сроки подачи запросов на разъяснение положений документации или результатов проведенной закупки;
  • сроки предоставления разъяснений по 44-ФЗ со стороны Заказчика (оператора электронной площадки);
  • сроки рассмотрения протокола разногласий по 44-ФЗ;
  • сроки продления подачи заявок, в случае внесения изменений в извещение (документацию).

3. Калькуляторы сроков по 44-ФЗ

Многие Заказчики и поставщики периодически пытаются прибегнуть к помощи различных калькуляторов сроков проведения закупочных процедур, калькуляторов расчета НМЦК, размера обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта. До недавнего времени в открытом доступе такие калькуляторы можно было найти на сайте НАИЗ. Но законодательство не стоит на месте и они потеряли свою актуальность.

Недавний мониторинг интернет пространства показал, что в открытом доступе адекватных калькуляторов по определению сроков нет. По крайней мере, мне их найти не удалось. Обычные таблицы сроков по 44-ФЗ я в расчет не беру, они периодически встречаются на разных ресурсах. Но хочу вас предостеречь. Большинство таких таблиц не содержит полной информации по срокам или информация в них уже устарела. Поэтому будьте осторожны!

И здесь возникает вопрос. Где найти актуальные таблицы сроков по 44-ФЗ с последними изменениями в законодательстве?

Если вы работаете со стороны Заказчика и вам необходим автоматизированный сервис по расчету сроков, то отличным решением будет предложение от компании Персис. Это программа “Эконом-Эксперт”, которая в значительной мере облегчает жизнь Заказчику. В ней можно не только рассчитывать сроки, но и формировать отчеты, проводить учет и контроль проводимых закупок, выгружать информацию в ЕИС и выполнять множество других задач. Подробнее узнать о данной программе, а также получить тестовый доступ к ней можно .

Другим вариантом является самостоятельная подготовка таких таблиц со сроками для личного пользования. Вы просто скачиваете актуальную версию 44-ФЗ с сайта “Консультант Плюс” и формируете для себя таблицу со сроками. Этот вариант потребует от вас определенного времени, но это абсолютно бесплатно и доступно каждому.

И наконец, есть третий вариант — это воспользоваться готовым решением. Специально для моих клиентов и посетителей сайта я подготовил электронный сборник “Успевай в срок! Даты и сроки по 44-ФЗ, которые нужно знать!”. Настоящий сборник состоит из 21 таблицы в формате excel. На сегодняшний день это самая полная и актуальная информация со сроками по 44-ФЗ. Сборник будет одинаково полезен, как Заказчикам, так и участникам закупок. Приобрести его можно . Стоимость этого сборника чисто символическая, а вот экономия времени и польза просто колоссальная. Эти таблицы можно распечатать на листах формата А4 и использовать как настольную шпаргалку в вашей повседневной работе.

В завершении своей статьи хочу сказать о том, что знание и соблюдение установленных в Федеральном законе № 44-ФЗ сроков убережет вас от массы лишних проблем, штрафов и финансовых потерь.

Если статья была для вас полезной, ставьте лайки и делитесь информацией с друзьями и коллегами в социальных сетях. До встречи в новых статьях.

Что именно нужно указать в 1 части заявки по 44-ФЗ?

Первая часть заявки для участия в электронном аукционе должна содержать информацию в соответствии со ст. 66 №44-ФЗ, где говорится, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Первая часть заявки должна содержать согласие на поставку товара (выполнение работ или оказание услуг).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *