Передача государственного имущества

Передача недвижимого имущества — что это такое?

В данном случае многое будет зависеть от наименования сторон. Если это физические лица, в том числе и родственники, то под подобной передачей понимается временное или постоянное изменение собственника. Если изменение является временным, то здесь уместно говорить о договоре аренды или условного проката. Если это постоянное изменение, то в данном случае квартира и любой другой объект переходит на основании договора по купли-продажи, либо по ряду безвозмездных сделок, которыми являются в большей части наследственные процедуры. Поэтому такой процесс предполагает смену собственника.

Особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность называется формальной приватизацией. В этом случае муниципальный объект меняет свое первоначальное значение и передается в пользование в частную собственность. Помимо этого, если одной стороной является РФ, то изменение собственности может быть проведено посредством государственного торга.

Какие есть способы передачи имущества?

В текущем году к таким способам относятся следующие:

  • Дарение;
  • Формальная купля-продажа;
  • Аренда в должном порядке;
  • Федеральная приватизация;
  • Мена;
  • Любые наследственные безналоговые сделки по отчуждению собственности;
  • Государственные торги.

Важно знать, что в порядке приватизации не имеют право участвовать организации и учреждения, регистрация которых проходила на территории России. В силу статьи 182-ой Жилищного Кодекса государственное здание и любой другой объект не может подвергнуться отчуждению в адрес предприятия. Правовой смысл смены собственности заключается в улучшении положения населения в части жилищного сегмента. Поэтому приватизация предполагает только частную собственность без каких-либо исключений.

Жилищный Кодекс РФ — статья 182

Передача имущества из публичной в частную собственность — особые способы

Если речь идет о частной собственности, то наиболее важным и ключевым особым способом по изменению наименования собственности недвижимого объекта является именно приватизация. Если объект находится в государственной собственности, и представляет собой именно жилищный сегмент то, при такой необходимости он будет подлежать приватизации.

В каждом регионе определенное количество объектов принадлежит специальному приватизационного фонду, который предполагает передачу их в частную собственность. От частных лиц прием заявлений и документов проводится не реже одного раза в год, с обязательным извещением об этом в средствах массовой информации (статья 190-я ЖК РФ). Круг частных лиц, имеющих право участвовать в данной процедуре, не связан с какими-либо ограничениями. Это процедура является полностью публичной.

Статья 190 ЖК РФ скачать

Изменение способа исполнения передачи имущества

Данное изменение после завершения процедуры перехода из публичной формы в частную возможно только в соответствии с решением территориального судебного органа. Если изменение публичного порядка в частный проводится посредством государственного торга, то после его завершения исполнение преференций выигравшего данный аукцион являются императивными. Документы текущий собственных получает ровно через 10 дней, путем обращения в территориальный Росреестр. Изменение порядка исполнения решения суда о передаче имущества невозможно к проведению без решения апелляционной инстанции. В противном случае любые действия по отношению к частному лицу, как к текущему собственнику, будут незаконными.

О порядке передачи имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность

Жевлакович М.С., кандидат юридических наук, консультант отдела правового обеспечения Правового управления Управления делами Президента Российской Федерации.

В статье освещены особенности передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями российского законодательства.

Ключевые слова: муниципальная собственность, федеральное имущество, право собственности, передача имущества.

Согласно ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1> (далее — Закон N 131-ФЗ) взаимное перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями должно быть завершено до 1 января 2008 г.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

Несмотря на то, что процесс передачи имущества из собственности одного публичного образования в собственность другого до сих пор не завершен, тем не менее истечение указанного срока не освобождает исполнителя от необходимости выполнить соответствующее поручение законодателя.

Вышеназванная просрочка обусловлена возникновением потребности в перераспределении имущества между публично-правовыми образованиями по мере передачи новых полномочий муниципальным образованиям, следовательно, процесс перераспределения имущества сложно определить точными временными рамками.

В письме Минэкономразвития России от 19.06.2008 N 8150-АЛ/Д08 <2> дается разъяснение, что указанный срок завершения перераспределения имущества не является пресекательным, после его истечения сохраняется возможность передавать имущество, руководствуясь нормами п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <3> (далее — Закон N 122-ФЗ).

<2> СПС «КонсультантПлюс».
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1. Ст. 25, N 40. Ст. 3985; 2006. N 1. Ст. 10, N 44. Ст. 4537; 2007. N 1. Ст. 21; N 43. Ст. 5084.

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться:

  • имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП) и федеральных государственных учреждений (далее — ФГУ), отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
  • имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
  • имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников ФГУП и ФГУ, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен Законом N 122-ФЗ, в соответствии с которым находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:

  • если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 50 Закона N 131-ФЗ.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В результате исполнения государственной функции по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность могут быть приняты следующие решения:

  • о передаче имущества на иной уровень собственности;
  • о внесении соответствующих изменений в реестр федерального имущества;
  • об отказе в передаче имущества.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную необходимо представить следующие документы:

а) выписку из реестра федерального имущества, содержащую сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

б) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданную не ранее чем за один месяц до ее направления в соответствующий государственный орган;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления ФГУП, ФГУ соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

д) согласие (письмо) ФГУП, ФГУ на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

е) заверенную в установленном порядке копию устава ФГУП, ФГУ, предлагаемых к передаче либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

ж) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГУП, ФГУ, предлагаемых к передаче либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, соответственно, предлагается к передаче;

з) справку организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;

и) кадастровую карту (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;

к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;

л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, в случае, если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;

м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено ФГУП, ФГУ, предлагаемые к передаче либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

К предложению о передаче имущества наряду с названными документами прилагается перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, в двух экземплярах, в том числе один экземпляр на магнитном носителе. Форма перечня утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» <4>.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 25. Ст. 2734.

Перечень оснований для отказа в передаче имущества на иной уровень собственности:

  • передача не относится к правоотношениям, урегулированным ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ;
  • имущество не может находиться в муниципальной собственности;
  • перечень представленных заявителем документов не соответствует нормативу.

Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия решений органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Права на находящиеся в муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Передача имущества, закрепленного за ФГУП или ФГУ, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае передаточный акт от передающей стороны подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.

Право собственности на федеральное имущество, передаваемое в муниципальную собственность, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.

Процессуальным законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность обжаловать действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции по передаче федерального имущества в муниципальную собственность, в суде, в соответствии с подведомственностью дел.

Например, ФГУП «АПК «Воскресенский» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения в поселке Назарьево (далее — спорные объекты), а также об обязании администрации Одинцовского муниципального района Московской области в трехмесячный срок принять от ФГУП «АПК «Воскресенский» в муниципальную собственность спорные объекты.

Спорные объекты находятся на балансе ФГУП «АПК «Воскресенский» и представляют собой единый комплекс муниципального водоснабжения в поселке Назарьево, обеспечивающий решение задач, не входящих в компетенцию предприятия, поскольку оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны профилю деятельности сельскохозяйственного предприятия и не предусматриваются его уставной деятельностью.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ организация водоснабжения населения в границах поселения отнесена к вопросам местного значения поселения.

Кроме того, спорные объекты относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания в п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее — Постановление N 3020-1), а также в абз. 4 п. 1 приложения N 3 к этому Постановлению сказано, что объектами, относящимся к муниципальной собственности, являются, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов. Данный вывод подтвержден в п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15.

Спорные объекты находятся на территории поселка Назарьево, непосредственно подсоединены к жилым домам этих поселков и используются для водоснабжения этих домов. Следовательно, указанные объекты предназначены для организации водоснабжения населения поселка Назарьево, то есть для решения вопросов местного значения этого поселка, и в силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ должны находиться в собственности данного муниципального образования.

Поскольку спорные объекты не отвечают требованиям абз. 1 — 4 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, они не могут находиться в федеральной собственности и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность того муниципального образования, для решения вопросов местного значения которого они предназначены (п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ, абз. 6 — 8 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).

Следовательно, спорные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП «АПК «Воскресенский», должны быть переданы в собственность Одинцовского муниципального района Московской области.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 ФГУП «АПК «Воскресенский» в 2005 году подготовило для передачи в муниципальную собственность Одинцовского района перечень спорных объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУП «АПК «Воскресенский» и находящихся в собственности Российской Федерации.

Однако администрация Одинцовского района указанный перечень до сих пор не согласовала, решение по приемке спорных объектов в муниципальную собственность не приняла, несмотря на обязанность по принятию спорных объектов в муниципальную собственность (п. 5 Постановления N 3020-1).

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (далее — Постановление N 235), п. 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность, утвержденного Постановлением N 235, п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.

Органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме (п. 5 Постановления N 235).

Заявитель неоднократно обращался в администрацию Одинцовского района и в правительство Московской области с просьбой ускорить процедуру передачи спорных объектов в муниципальную собственность. Однако администрация Одинцовского района не произвела действий, предусмотренных Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, а также Постановлением N 235.

Следовательно, бездействие администрации Одинцовского района, выразившееся в уклонении от принятия в муниципальную собственность спорных объектов, незаконно <5>.

<5> Об этом же свидетельствует и судебная практика (например, Определение ВАС РФ от 03.07.2009 N ВАС-7468/09, Постановления ФАС Центрального округа от 22.04.2009 по делу N А54-2743/2008-С8, ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 по делу N А65-29388/2009, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 по делу N А48-3156/2010, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 N 18АП-1239/2008, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 N 17АП-5347/2010-ГК, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 N 15АП-10305/2010, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 N 15АП-7975/2008, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу N А65-29388/2009, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А78-5053/2010).

Суд присяжных: проблемы, возникающие при отборе кандидатов в присяжные заседатели

Возбуждение уголовного дела в отношении специальных субъектов уголовного судопроизводства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *