Объяснительная в ГИБДД

Для чего составляется объяснительная при ДТП

Объяснительная — это документ, который составляет либо сам водитель, попавший в ДТП, либо прибывший на место аварии инспектор ГИБДД.

В нем указываются данные гражданина, а также обстоятельства, которые привели к возникновению подобной ситуации.

Для участников ДТП это возможность в письменной форме выразить свое представление о происшествии и указать степень своей причастности к нему. Такой документ впоследствии будет использован при решении о вынесении наказания виновному.

Как составить расписку при ДТП? Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в этой статье.

Обычно сотрудник ДПС выдает уже готовые бланки объяснительной при ДТП. Он может его и заполнить на месте водителя, если он по каким-либо причинам не в состоянии это сделать сам.

При ДТП, кроме протокола, составляются объяснительные каждым из водителей.

Водитель не обязан сразу же заполнять данную бумагу. По закону на рассмотрение дела о ДТП отводится два месяца, в течение которых и собираются все данные с участников аварии. Однако лучше не затягивать с заполнением этого документа.

Объяснительные составляют оба водителя, чьи автотранспортные средства участвовали в аварии. После того, как они попадают к дознавателю, он анализирует оба документа, проводит дополнительную экспертизу, если это требуется, и выносить решение по происшествию.

Как составить объяснительную

Для оформления объяснений при ДТП нужно иметь с собой гражданский паспорт или записанные паспортные данные. В таком документе их обязательно нужно будет указывать.

Очень важно внимательно и скрупулезно заполнять бланк, так как если вы напишите что-то не то, вам могут грозить серьезные последствия со стороны органов власти.

Скачать образец объяснительной.

Не допускайте грамматических ошибок, исправлений и прочих помарок. Ведь вы заполняете важный документ. Следует также придерживаться точных выражений, без использования просторечной лексики, которые бы не вызвали откровенный смех у сотрудников Госавтоинспекции, поэтому что-то вроде “он тупо въехал мне в зад” не следует писать.

Объяснительная — это важный документ, который пишется водителем после ДТП, а значит никаких ошибок в нем не должно быть.

В документе указываем:

  • точные дата и время аварии;
  • номера/марку вашей машины;
  • были ли пассажиры в ней, и если да, то сколько;
  • как двигался автомобиль, по какой траектории;
  • положение, занимаемое вами на проезжей части;
  • скорость перед ДТП;
  • данные о прочих ТС, участвовавших в происшествии;
  • сведения о свидетелях и пострадавших при ДТП;
  • требование мед. освидетельствования другого водителя;
  • место прописки и работы;
  • контактные данные;
  • подпись.

Он составляется в свободной форме, но с перечислением всех вышеуказанных данных.

Все типы объяснительных можно разбить на три категории:

  • если вы виновны в ДТП;
  • если невиновны;
  • если вы не уверены в степени своей виновности в произошедшем.

Каждый из подробных типов мы рассмотрим отдельно.

Виновен в ДТП

Вы можете, как честный человек, во всем признаться и расписать свою вину в объяснительной. На такое отваживаются единицы, но помните, что если происшествие было зафиксировано на камеру, то у вас не будет иного выхода.

Лучше всего в этом случае оттянуть время и посоветоваться с опытным юристом, прежде чем совершать неудобные поступки. В разговоре с инспектором вы можете сослаться на п.1 ст.51 Конституции РФ, в которой указано, что гражданин не обязан давать свидетельские показания против себя, своего мужа/жены и прочих близких родственников.

Если вы знаете, что вы виновны в аварии, то можете воспользоваться п.1 ст.51 Конституции РФ и ничего не писать в объяснительной.

При написании объяснительной, укажите номер статьи Конституции и напишите, что отказываетесь от комментариев по поводу произошедшего, согласно имеющемуся у вас праву.

Как оформить соглашение о возмещении ущерба при ДТП? Об этом можно прочитать в этой статье.

Это наиболее выгодная стратегия поведения. Ведь если вы начнете лгать, а еще и зафиксируете свое вранье в письменной форме, то, кроме возможного штрафа или лишения прав, вас приговорят к более суровому наказанию.

Что не нужно при этом писать в объяснительной:

  • не увидел знак/разметку/светофор (подобные действия приравниваются к неспособности правильно оценить дорожную обстановку, которая и повлекла ДТП);
  • совершил нарушение неумышленно (“другая машина подрезала” и т.д.);
  • находился вчера/сегодня в легкой/средней стадии алкогольного опьянения;
  • наличие длительного стажа вождения (не имеет никакого значения для ГИБДД или суда, так как и опытные водители нарушают ПДД).

Не виновен в аварии

Самое главное — сразу в конце документа указать, что вы не признаете ни в какой степени свою вину в происшествии. При заполнении бланка просто, но в подробностях расскажите о случившемся, с уточнением, что лично вы ни одного правила дорожного движения не нарушали.

Если одной из причин аварии были плохие погодные условия, то обязательно напишите и об этом тоже.

Если не знаете степень своей виновности

Один из вариантов — снова сослаться на статью 51 Конституции, о чем и написать в объяснительной. После ДТП обратиться к автоюристу за разъяснениями.

Если вы не знаете, насколько вы виновны в аварии, то лучше проконсультироваться с автоюристом перед написанием объяснительной.

Важно уточнить еще следующие данные:

  • условия видимости (были ли дождь, снег, туман и т.д.);
  • степень освещенности проезжей части (были ли исправны фонарные столбы и т.д.);
  • состояние дорожного покрытия (лед, наличие луж и т.д.);
  • метеорологические условия.

Эти сведения в дальнейшем помогут вам доказать, что: либо никакого состава правонарушения с вашей стороны не было, либо нарушение не было очень серьезным в связи с обстоятельствами, которые не зависели от вас лично.

Порядок оформления в случае неспособности водителя составить документ

Если водитель в момент ДТП находился в сильном алкогольном или наркотическом опьянении, или получил очень серьезные травмы, то за него объяснительную заполняет сам инспектор ГИБДД. Здесь важно помнить, что ставить свою подпись под документом, который вы не в состоянии прочесть, не следует. Ведь вы не знаете, что именно написал там сотрудник ДПС.

В случае, если с вами были пассажиры, которые не пострадали в аварии или находятся в адекватном состоянии, то попросите их прочесть документ и разъяснить вам, насколько точно указаны все данные. Только после этого можно поставить подпись.

Водитель может быть в сильном шоковом состоянии, и не отвечать за свои поступки. Тогда лучше указать это в объяснительной со ссылкой на ту же 51-ую статью Конституции РФ.

Объяснительная — один из документов, который наравне с протоколом, отображает обстоятельства, повлекшие ДТП; данные участников аварии и признание/непризнание себя виновными. То есть эта бумага позволяет водителю объяснить, как произошло ДТП с его точки зрения.

Бланк такого документа предоставляется самим инспектором ГИБДД. Водителю нужно внимательно и аккуратно его заполнить с указанием своих паспортных данных, сведений о своем ТС и ТС прочих лиц, которые участвовали в ДТП, а также всех деталях произошедшего. Ему также следует написать свои контактные данные и заверить документ подписью. Если он не может сделать это сам, то за него бланк оформляет сотрудник ДПС.

>Устройство автомобилей

Порядок выпуска автотранспортных средств на линию



Общие сведения о выпуске подвижного состава на линию

25.12.2017 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств.

В общем случае за выпуск на линию подвижного состава автотранспортных предприятий несут ответственность три должностных лица:

— диспетчер – за правильность оформления путевой документации и проверку водительского удостоверения (нельзя выдавать путевку, не проверив водительское удостоверение);

— медицинский работник – за проверку состояния здоровья водителя;

— механик-контролер (механик КТП) – за исправность транспортного средства, выпускаемого на линию. Каждое должностное лицо подписывает путевой лист в соответствующих графах.
Механик проверяет автомобиль последним, и после его проверки транспортное средство (ТС) может выезжать на линию, поэтому он должен убедиться не только в исправности автомобиля, но и в наличии допусков ТС к работе со стороны диспетчера и медика.

В отдельных случаях допускается совмещение обязанностей диспетчера и механика-контролера одним должностным лицом.
На должность механика-контролера (в отдельных случаях – механика-диспетчера) по выпуску автотранспорта принимается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 1 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.

Последовательность операций, выполняемых механиком-контролером (механиком КТП) перед выпуском автомобиля на линию приведена ниже.

***

Проверка документации

Механик проверяет наличие в путевых листах:

  • штампа предприятия и подписи диспетчера;
  • штампа и подписи медицинского работника;
  • записей о дате выпуска ТС на линию и дате возвращения в транспортное предприятие (фиксирует в планшете механика);
  • записей показаний спидометра и остатков топлива;
  • отметок о метеорологических и дорожных условиях;
  • записей и отметок работников ГИБДД и других должностных лиц.

После того, как транспортное средство подано на КТП для проверки, необходимо взять у водителя путевой лист (путевка выдается диспетчером, после чего водитель обязан пройти медицинский осмотр у медика) и проверить правильность его заполнения, в т. ч.:

  • проверить правильность даты и времени выезда автомобиля на линию и возвращения с линии; зафиксировать эти данные в планшете механика;
  • проверить соответствие фамилии водителя в путевом листе с фамилией водителя, выезжающего на линию (при необходимости – по водительскому удостоверению);
  • проверить наличие в путевке подписи диспетчера и штампа медицинского работника о допуске водителя к работе;
  • проверить соответствие типа подвижного состава характеру перевозимого груза (т. е. на бензовозе, например, нельзя перевозить песок и т. п.);
  • проверить наличие в путевке специальных записей для водителей автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также записей о метеорологических и дорожных условиях;
  • проверить соответствие реальных показаний спидометра записям в путевом листе.

В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
В случае, если на механика КТП возлагается контроль за своевременностью прохождения транспортными средствами планового технического обслуживания (ТО1, ТО2, СО), необходимо проверить, нет ли выпускаемого автомобиля в списках на очередное ТО.

Следует отметить, что с 1 марта 2019 года в порядок оформления путевых листов введены некоторые изменения. Так, например, при оформлении путевого листа нет необходимости ставить штампы (слово «штамп» в новых требованиях не упоминается вообще). Поэтому механик-контролер не должен требовать от водителя наличия штампов медика либо какого-нибудь другого должностного лица, да и вообще каких-либо штампов в путевом листе, поскольку новым законом это требование не предусмотрено.
Кроме того, медицинский работник при оформлении путевого листа обязан ставить в соответствующей графе только свою фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью указывать фамилию, имя и отчество.

Еще одно изменение касается сроков, на которые можно выдавать путевой лист водителю. Если раньше закон разрешал выдачу путевого листа сроком на один месяц, при этом в течение этого периода водитель мог неоднократно выезжать и заезжать в гараж, то в настоящее время путевой лист должен выдаваться либо на один день, либо на один рейс, при этом продолжительность рейса не ограничивается. Т. е. если водитель занят перевозкой грузов во всей стране, и длительность его поездки превышает месяц или даже значительно больше, закон разрешает весь этот период использовать один путевой лист.
Но стоит водителю вернуться в гараж к месту постоянной дислокации, следующий выезд разрешается только по новому путевому листу.

Некоторые новшества введены в терминологию. Так, в новых нормативных документах термины «гараж», «место постоянной стоянки» и т. п. заменены единым понятием – «парковка» («парковочное место»). Также в терминологии добавлено новое понятие «предсменный контроль технического состояния», которое используется наряду с понятием «предрейсовый контроль».

Как и ранее, в путевом листе необходимо указывать точную информацию о владельце транспортного средства. Юридические лица указывают ОГРН, индивидуальные предприниматели — ОГРИП. Как упоминается выше, печать и штамп в заголовочной части путевки теперь не являются обязательными реквизитами.

(Приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в редакции от 1 марта 2019 года.)

***

Осмотр автотранспортного средства

После проверки правильности оформления путевой документации механик приступает к проверке технического состояния автотранспортного средства.
При этом в обязательном порядке проверяются:

Внешний вид автотранспортного средства, общая комплектность и наличие повреждений на кузове и элементах конструкции:

  • автомобиль должен быть чистым, не иметь подтеков ГСМ из агрегатов и систем;
  • автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с конструктивными требованиями: наличие зеркал заднего вида, стандартных номерных знаков (в т. ч. нанесенных на кузов), стекол кабины, фар, фонарей, запасного колеса (или колес), брызговиков и т. п.;
  • если на автомобиле планируется перевозить насыпные грузы он должен быть укомплектован палаткой для предохранения от россыпи;
  • на автомобиле не должно быть следов повреждений, имеющих признаки участия в ДТП, если таковые не зарегистрированы ранее;
  • проверяется исправность замков дверей кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн;
  • проверяется отсутствие внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства (например, незаконная установка газового оборудования, дополнительного топливного бака, световых приборов и т. п.)

В кабине автомобиля проверяются следующие элементы:

  • приборная панель на наличие сигналов предупреждающих значков, свидетельствующих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения;
  • проверка обзорности с места водителя (лобовые стекла не должны иметь трещин, затемнений, штор и т. п., другие стекла кабины должны иметь хороший обзор);
  • проверка обзора в зеркалах заднего вида;
  • проверка ремней безопасности и подголовников;
  • проверка исправности механизмов фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
  • проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол;
  • проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем, противооткатными упорами и знаком аварийной остановки;
  • работоспособность тахографа (при наличии);
  • исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)

Проверка исправности тормозной системы:

  • утечка тормозной жидкости (визуально по подтекам на колесах со стороны рабочих цилиндров, из трубопроводов и шлангов, главного цилиндра и гидровакуумного усилителя);
  • утечка воздуха из пневматического привода тормозов (на слух при заглушенном двигателе и номинальном давлении в пневмоприводе);
  • ход штоков тормозных камер (для пневмоприводных тормозных систем);
  • свободный и полный ход педали тормоза;
  • работа гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов
  • работоспособность стояночного тормоза



Проверка исправности рулевого управления:

  • общий осмотр состояния и крепления элементов рулевой трапеции и рулевого механизма;
  • проверка отсутствия деформации рулевых тяг (особенно поперечной тяги);
  • проверка люфта в шарнирных сочленениях рулевых тяг (водитель слегка вращает рулевое колесо в разные стороны, при этом люфта в сочленениях тяг и рычагах быть не должно);
  • проверка герметичности рулевого механизма (отсутствие подтеков смазки) и ГУР (отсутствие подтеков жидкости из трубопроводов и элементов усилителя);
  • проверка свободного хода рулевого колеса; для автомобилей с ГУР или ЭУР выполняется при заглушенном двигателе, после чего двигатель запускается и проверяется эффективность работы усилителя руля

Проверка состояния колес и шин:

  • соответствие шин данному типу транспортного средства;
  • состояние протектора (глубина рисунка, однотипность шин на всех колесах);
  • крепление колес к ступицам (крепежные элементы должны быть хорошо затянуты; проверяется визуально или простукиванием специальным молотком с длинной ручкой);
  • давление в шинах (проверяется манометром);
  • отсутствие признаков отслоения и повреждения элементов покрышки (визуально);
  • наличие и состояние шипов или цепей противоскольжения (при необходимости);
  • проверка состояния держателя запасного колеса

Проверка работоспособности световой и звуковой сигнализации, световых приборов и электрооборудования (водитель по сигналу механика включает приборы):

  • состояние и работоспособность фар (ближний и дальний свет, габаритная подсветка фар);
  • состояние и работоспособность габаритов, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего хода, фонарей подсветки номерных знаков (обращать внимание на цветовую гамму приборов – запрещается размещение впереди фонарей красного цвета);
  • состояние и работоспособность дополнительных световых сигналов (указатель автопоезда, сигнализатор перевозки опасных грузов и т. п.); работоспособность стеклоочистителей;
  • исправность клаксона (звукового сигнала);
  • наличие установленных без соответствующего разрешения дополнительных световых приборов

Если автомобиль-тягач выпускается на линию с прицепом или полуприцепом:

  • проверка состояния тягово-сцепного устройства (фаркопа): фаркоп должен быть надежно закреплен в поперечине, детали головки не иметь значительных люфтов, износ зева фаркопа не должен превышать нормы, обязательно наличие предохранительной шпильки;
  • наличие и состояние страховочных тросов, предохраняющих увод прицепа при самопроизвольной расцепке с тягачом;
  • состояние дышла прицепа (износ петли дышла, наличие повреждений и деформаций элементов конструкции дышла);
  • состояние седельного устройства тягача;
  • проверка положения опор полуприцепа и работоспособность механизма их подъема и опускания;
  • проверка состояния тормозной системы и системы световой сигнализации прицепного ТС осуществляется совместно с соответствующими системами тягача

По результатам проведенного технического осмотра в путевом листе проставляется соответствующая отметка о допуске ТС к работе, подтверждаемая подписью механика.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.

***

Ответственность

В соответствии с действующим законодательством за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
При этом должностные лица, ответственные за выпуск подвижного состава на линию, а также водители, уклонившиеся от предрейсовых процедур, в зависимости от правонарушения, могут быть подвержены административному наказанию в виде штрафа от 20 тыс. руб (для должностных лиц) до 100 тыс. руб (для юридических лиц).

Следует иметь в виду, что механик-контролер подчиняется непосредственно руководителю автотранспортного предприятия (либо предприятия, эксплуатирующего автотранспорт для нужд производства), и на его действия и решения не могут влиять другие должностные лица (главный инженер, заместители директора и т. п.). Т. е. распоряжениям со стороны, например, главного инженера «… ладно, пусть сегодня выезжает, а завтра обязательно починим…» механик-контролер подчиняться не обязан, и за выпуск неисправного транспорта на линию ответственность будет нести он, а не главный инженер.

***

Обязанности механика при возвращении автомобиля с линии

Как оформить и куда подать бланк объяснительной при ДТП

Образец объяснительной при ДТП необходимо заполнять после аварийной ситуации. В объяснительном документе следует отразить личные данные пострадавшего гражданина, а также произвести объективное описание аварийной ситуации. Для того, чтобы составить полную картину случившегося, участники ДТП в подробностях излагают собственную версию того, как именно произошла авария. Важно отметить куда, в какую сторону и с какой скоростью двигались оба водителя.

Бланк объяснительной при ДТП содержит определенный набор ориентировочных положений с желаемой информацией. Соблюдать каждый пункт необязательно. Также требование сотрудников ГИБДД переписать объяснительную не является правомерным. В случае, если есть необходимость дополнить документ, в конце прописывается недостающая информация.

Объяснительная участника ДТП пишется лично пострадавшим. Если гражданин не согласен с конкретными действиями сотрудников ГИБДД в процессе выяснения обстоятельств аварии, то важно отразить все факты в объяснительном документе.

Согласно правилам ОСАГО, при наличии схемы ДТП пострадавший не будет освобожден от заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии. Два экземпляра бланков страховая компания предоставляет водителю при оформлении договора об обязательном страховании. В случае, если участников ДТП двое, то заполняется один бланк, в котором фиксируются все разногласия между водителями. Когда участников аварии более двух, то каждый водитель заполняет индивидуальный бланк извещения.

На отправление бланков заказным письмом страховщику дается пять рабочих дней. Вместе с бланком пострадавший направляет заявление о страховой выплате (скачать ). К пакету документов следует приложить справку о ДТП, представленную органами полиции, постановление об административном правонарушении и копию протокола.

Подробное описание аварийной ситуации.

В части документа, где содержится описание аварийной ситуации, необходимо отразить на основании каких законодательных актов пострадавший считает себя невиновным в ДТП. Согласно статье 4.2 КоАП, в отношении участника аварии могут применяться обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Также на основании статьи 25.1 КоАП гражданин вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы.

Согласно действующему законодательству дознаватель изучает ситуацию ДТП в течение двух месяцев. Дознаватель обязуется опросить всех участников ДТП, и только после сбора всей информации вынести вердикт. Допускается заполнение объяснительной как в день аварии, так и позже.

После того, как объяснение будет составлено, его следует опустить в желтый ящик в ГИБДД, либо предоставляется лично дознавателю. Дознаватель проводит анализ объяснительных документов всех участников ДТП. В случае необходимости проводятся дополнительные виды экспертиз.

В случае, если будет доказано, что водители виноваты в аварии в равной степени — ответственность и выплаты они также разделят поровну. Подробнее об этом читайте в этой статье https://roadadvice.club/3979-vyplaty-po-osago-pri-oboyudnoi-vine-poryadok-deistvii-sluchai-otkaza

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *