Обособленное подразделение организации

Понятие обособленного подразделения.

В Гражданском кодексе упоминание обособленного подразделения содержится в ст. 55, где даны определения филиалов и представительств:

  • представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

  • филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Отметим, что в НК РФ представлено более широкое понятие обособленного подразделения, чем в ГК РФ. Судите сами.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми. Именно последние, не указанные в ЕГРЮЛ, вызывают на практике массу вопросов. Ведь не всегда в той или иной конкретной ситуации с уверенностью можно сказать, что у организации возникло обособленное подразделение (например, при строительстве объектов в другой местности, при заключении договоров с дистанционными работниками и т. д.).

Признаки обособленного подразделения.

Для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков. При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Оборудование рабочих мест.

В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается создание обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03-02-07/1/3617, от 26.03.2014 № 03-02-07/1/13157, от 17.07.2013 № 03-02-07/1/27861).

Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Территориальная обособленность.

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст. 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

К сведению:

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

* * *

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

Филиалы и обособленные подразделения организации

Обособленным подразделением является любое территориально удаленное от местонахождения организации подразделение, в котором созданы стационарные рабочие места (то есть на срок более одного месяца) независимо от того, отражено ли создание такого подразделения в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено (ст. 11 НК РФ).

Обособленным подразделением может являться филиал или представительство. Однако отличие обособленного подразделения от филиала и представительства все же существует (ст. 55 ГК РФ).

Разница между филиалом и обособленным подразделением обусловлена тем, что филиал это обособленное подразделение юридического лица, расположенное удаленно от места его нахождения и осуществляющее функции головной организации (либо их часть), в том числе функции представительства. Представительством, в свою очередь, является обособленное подразделение организации, расположенное удаленно от ее местонахождения и представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Простое же обособленное подразделение (территориально удаленное и имеющее стационарные рабочие места) в отличие от филиала не вправе осуществлять функции головной организации (ст. 55 ГК РФ).

Кроме этого, отличие филиала от обособленного подразделения также заключается в том, что сведения о филиале должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. Сведения же о простом обособленном подразделении, имеющем стационарные рабочие места, вносить в ЕГРЮЛ не нужно (ст. 55 ГК РФ).

Иными словами, обособленное подразделение – это и филиал, и представительство, и обычное обособленное подразделение, не имеющее статуса филиала или представительства.

Филиал или обособленное подразделение: отличия (таблица)

Делая выбор между обособленным подразделением или филиалом, в первую очередь нужно понимать какие именно функции будут возложены на данное подразделение, планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерского учета, будет ли подразделение иметь отдельные расчетные счета. Для удобства приведем основные отличия в виде таблицы.

Филиал, представительство, обособленное подразделение – различия:


п/п
Простое обособленное подразделение, имеющее стационарные рабочие места Филиал Представительство
1 Функции подразделения
Работник ведет трудовую деятельность на рабочем месте (ст. 11 НК РФ). Осуществляет все или часть функций головной организации. Осуществляет функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Представляет и защищает интересы самой организации (ст. 55 ГК РФ).
2 Возможность ведения коммерческой деятельности подразделением
Может вести коммерческую деятельность через рабочие места (ст. 11 НК РФ, ст. 55 ГК РФ). Может вести коммерческую деятельность (ст. 55 ГК РФ). Не может вести коммерческую деятельность (ст. 55 ГК РФ).
3 Необходимость уведомления налоговой инспекции о создании подразделения
Необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение одного месяца со дня создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 4 ст. 83 НК РФ). Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ), поскольку сведения о филиале нужно внести в ЕГРЮЛ. Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ), поскольку сведения о представительстве нужно внести в ЕГРЮЛ.
4 Отражение сведений о подразделении в ЕГРЮЛ
Сведения не указываются в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 83 НК РФ). Сведения указываются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения указываются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ).
5 Порядок создания подразделения
Приказ генерального директора (директора) (п. 1 ст. 5, подп. 4 п. 3 ст. 40 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Решение собственника организации (п. 1 ст. 5 закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, ст. 5 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Решение собственника организации (п. 1 ст. 5 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, ст. 5 закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
6 Возможность самостоятельного ведения подразделением бухгалтерского учета
Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех обособленных подразделений (п. 8 ПБУ 4/99). Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех филиалов (п. 8 ПБУ 4/99, Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27). Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех представительств (п. 8 ПБУ 4/99, Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27).
7 Возможность открытия подразделением собственного расчетного счета в банке
Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И).

В чем специфика филиала и представительства?

Из определений, данных в Гражданском и Налоговом кодексах, а также в ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ следует, что существует две формы ОП – филиал и представительство.

Чем отличается филиал от обособленного подразделения? Согласно нормам действующего законодательства, филиал – это одна из форм ОП. Вопрос «обособленное подразделение или филиал — в чем разница» не очень точен, ведь это термины разного уровня. ОП для филиала является более общим понятием, оно включает в себя филиал. Правильнее было бы задать вопрос: «чем отличается филиал от представительства». Ответ на вопрос далее, а прежде рассмотрим, какими призаками обладает ОП:

  • оно является территориально обособленным от юридического лица;
  • у него имеются оборудованные рабочие места;
  • факт создания обособленного офиса в виде филиала или представительства предприятие должно указывать в учредительных и других документах;
  • действие руководства ОП осуществляется на основании доверенности от имени организации.

Исходя из ГК РФ и ФЗ-14 устанавливаются две формы ОП:

  1. Представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ) — представояет интересы юридического лица.
  2. Филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ) 1 не только представляет интересы, но и осуществляет функции головной организации: полностью или частично

Таким образом, у филиала и представительства несколько разные функции.

НК РФ указывает только на обособленность и наличие стационарных рабочих мест как признак ОП, без перечисления конкретных форм. В законодательстве указано, что сведения о создании нового филиала или представительства должны быть внесены в учредительные документы, а также их необходимо сообщить ИФНС для включения в ЕГРЮЛ. Условие территориальной обособленности считается соблюденным, если ОП географически находится отдельно от главного офиса на территории, и они подконтрольны разным налоговым инспекциям. Таким образом, ОП не обязательно должно быть расположено в другом городе.

Обособленное подразделение при УСН

Многих предпринимателей, желающих открыть ОП, пугает возможность утраты работы по УСН. В каких случаях действительно стоит этого опасаться?

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, не вправе применять УСН, организации, имеющие филиалы. Следовательно, если данные о создании ОП не внесены в учредительные документы и ЕГРЮЛ, то такое юридическое лицо вправе применять УСН. При условии, что соблюдаются все остальные положения, указанные в данной норме. Соответственно не имеют права на использование УСН владельцы филиалов. Отметим, что до 1 января 2016 года подпункт 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ запрещал применение УСН для представительств. В настоящее время такое ограничение снято и представительства; ОП тоже имеют право пользоваться этой системой налогообложения.

Организация, применяющая УСН, при создании ОП (кроме филиала), обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения этого трерриториального отделения. Об этом говорит пункт 1 статьи 83 НК РФ. Для этого необходимо направить в налоговый орган сообщение по форме № С-09-3-1 об открытии ОП в течение одного месяца со дня создания. После его получения, налоговый орган в течение пяти дней осуществит постановку на учет.

За уклонение от постановки на учет предусмотрены штрафные санкции. Например, за нарушение срока постановки грозит штраф 200 рублей (статья 126 НК РФ). За ведение деятельности без постановки на учет предусмотрено более суровое наказание — 10% от суммы доходов, но не менее 40 000 рублей (пункт 2 статьи 116 НК РФ).

Отчетность обособленного подразделения в 2019 году

Юридические лица, имеющие ОП и применяющие УСН, исчисляют налоговую базу и сумму налога в целом по организации с учетом всех доходов и расходов. При этом, уплата налога производится в налоговом органе по месту нахождения главного офиса вне зависимости от того, где находятся подразделение.

При его открытии юридическое лицо, использующее УСН, становится налоговым агентом по уплате НДФЛ, не только в своем основном офисе, но и в подразделении. Отчетность и уплата этого налога производится по месту регистрации ОП. Если же организация имеет несколько ОП, то отчетность и уплата налога должна производиться по месту регистрации каждого из них. Поскольку глава 23 НК РФ не дает права налоговым агентам самостоятельно выбирать подразделение для исчисления и уплаты налогов. Это же утверждение содержит письмо Минфина от 23 декабря 2016 г. № 03-04-06/77778.

Что касается постановки на учет в ФСС и ПФР, то с 1 января 2015 года такая обязанность отменена на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ. Она сохранена только для тех отделений, которые отвечают следующим признакам:

  • самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц;
  • выделено на отдельный баланс;
  • имеет расчетный счет.

Если не выполняется, хотя бы одно условие, ставить его на учет не нужно.

Доля прибыли обособленного подразделения

Уплата налогов и авансовых платежей производится исходя из доли прибыли. Для ее расчета за основу принимается один из двух показателей:

  • среднесписочная численность работников обособленного подразделения (далее СЧОП);
  • расходы на оплату труда работников обособленного подразделения (далее ОТОП).

Выбранный показатель, согласно статье 288 НК РФ, необходимо отразить в учетной налоговой политике. Решение о внесении изменений в налоговую политику принимается с начала налогового года. Об этом говорит статья 313 НК РФ.

Расчет доли прибыли по ОП производится в соответствии с определенным алгоритмом:

Расчет удельного веса, выбранного показателя — СЧОП или ОТОП

Удельный вес СЧОП = СЧОП / СЧОРГ * 100%

или

Удельный вес ОТОП = ОТОП / ОТОРГ * 100%, где СЧОРГ и ОТОРГ показатели по организации в целом.

Расчет удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества ОП (далее ОСОП)

Удельный вес ОСОП = ОСОП / ОСОРГ * 100%, где ОСОРГ – остаточная стоимость амортизируемого имущества организации.

Расчет доли прибыли обособленного подразделения (далее ДПОП)

ДПОП = (Удельный вес СЧОП + Удельный вес ОСОП) / 2

или

ДПОП = (Удельный вес ОТОП + Удельный вес ОСОП) / 2.

Таким образом производится расчет доли прибыли по обособленному подразделению, пример желательно привести в налоговой политике или в иной документации организации.

Отдельно стоит отметить, что при выборе показателя расходов на оплату труда для расчета доли прибыли, необходимо учитывать расходы на зарплату сотрудников, не входящих в штат предприятия. То есть работающих на основании гражданско-правовых договоров и договоров подряда.

>Ответственность

Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет организация. В Гражданском кодексе не установлена отдельная ответственность для ОП.

Признак территориальной обособленности подразделения

Разъяснений понятия территориальной обособленности подразделений в налоговом законодательстве не содержится. По мнению налогоплательщиков, территориальная обособленность подразумевает, что места нахождения основной организации и ее подразделения находятся в различных административно-территориальных объектах, определенных в соответствии с ОКАТО.

В некоторых судебных решениях можно встретить определение с более строгими условиями. Так, по мнению представителей ФАС Северо-Западного и Северо-Кавказского округов, «под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу» (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4).

Значит, подразделение является территориально обособленным от головной организации, если находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Поскольку место нахождения организации — это место ее государственной регистрации (п. 2 ст. 11 и ст. 54 НК РФ), подразделение не будет считаться обособленным, если оно и сама организация находятся на территории одного административно-территориального образования. Аналогичный вывод содержит Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2007 по делу N А42-2218/2006.

По мнению Минфина России, территориальная обособленность от места нахождения самой организации может определяться территорией города, улицы или района в городе. Такое мнение существует уже давно (см. Письмо Минфина России от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87). Подобная территориальная обособленность может состоять и в подведомственности иному территориальному налоговому органу (см. Письмо Минфина России от 07.07.2006 N 03-01-10/3-149, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2005 по делу N А56-48067/2004).

Как правило, в разъяснениях финансовых органов подразделение предлагается признавать территориально обособленным в случае его нахождения:

  • по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика (Письмо Минфина России от 07.07.2006 N 03-01-10/3-149, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2005 по делу N А56-48067/2004);
  • по иному почтовому адресу (Письма Минфина России от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, от 29.11.2004 N 03-03-01-02/45, от 09.11.2004 N 03-03-01-04/1/103, от 21.10.2004 N 03-03-01-04/1-78).

Первое из предложенных решений представляется менее удачным, прежде всего потому, что место нахождения самой организации может также отличаться от адреса, указанного в ее учредительных документах. В связи с этим все чаще налоговые и судебные инстанции предпочитают признавать обособленными подразделения, имеющие отличающийся от основного почтовый адрес. Соответственно, подразделения организации, находящиеся на ее территории и имеющие одинаковый с ней почтовый адрес, в силу отсутствия территориальной обособленности не могут рассматриваться в смысле НК РФ как обособленные (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2006 N А74-1273/06-Ф02-4571/06-С1 по делу N А74-1273/06, Московского округа от 21.08.2007, 28.08.2007 N КА-А40/8267-07 по делу N А40-73186/06-99-353, Поволжского округа от 06.09.2006 по делу N А65-5878/2005-СА1-23, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2007, 07.05.2007 N 09АП-4826/2007-АК по делу N А40-73186/06-99-353).

В отдельных случаях проверяющие могут обратить внимание и на тот факт, что в договоре найма помещения, где находится подразделение, не указано, что оно находится на территории основной организации (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2007 N 17АП-1415/2007-АК по делу N А60-32501/06-С6). Подобные случаи характерны прежде всего для споров о признании обособленными подразделениями общежитий предприятий.

Таким образом, территориально обособленным следует считать подразделение, имеющее иной почтовый адрес по сравнению с местом нахождения основной организации. Для целей учета и налогового контроля особое внимание следует уделять обособленным подразделениям организации, находящимся за пределами административно-территориальной единицы регистрации основной организации и в связи с этим подконтрольным иному налоговому органу. У организации возникает обязанность их постановки на учет в налоговом органе (по правилам п. 1 ст. 83 и п. 1 ст. 84 НК РФ).

Понятие «рабочее место»

Определения рабочего места НК РФ не содержит, поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ допустимо применить это понятие в значении, приданном ему в иных отраслях законодательства. Для данной ситуации допустимо использовать понятие, установленное в Трудовом кодексе РФ.

Согласно ст. 209 ТК РФ рабочим признается «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

Согласно абз. 2 ст. 20 ТК РФ работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Указание конкретного рабочего места на основании ст. 57 ТК РФ в обязательном порядке должно быть включено в текст заключенного трудового договора. При этом когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, в трудовом договоре должно быть приведено не только место работы с указанием обособленного структурного подразделения, но и его место нахождения.

Обязательным признаком рабочего места является контроль (прямой или косвенный) над ним со стороны работодателя. Под этим следует понимать право работодателя:

  • на законном основании входить в помещение, где оборудовано рабочее место;
  • оборудовать это место в соответствии с его функциональным назначением (с соблюдением правил по охране труда);
  • непосредственно осуществлять контроль над деятельностью работника, для чего он должен состоять с последним в трудовых отношениях, оформленных в порядке, установленном законом.

Требование подконтрольности работодателю рабочего места позволяет признать обособленным подразделением организации и помещения, где оборудованы соответствующие рабочие места, но в отношении которых организация не является собственником или арендатором.

Определяя понятие рабочего места как «места, в котором работник должен находиться» (но не обязательно находится в данный момент), законодатель позволяет признать обособленным подразделением и помещения, где оборудованы стационарные рабочие места, но по тем или иным причинам отсутствуют работники данной организации, а значит, и не осуществляется трудовая деятельность.

Вместе с тем в данном случае возникает проблема: как следует поступить, если трудовую деятельность в помещении, принадлежащем налогоплательщику, осуществляют работники иной организации? По мнению специалистов налоговых органов (Письма УФНС России по г. Москве от 22.03.2005 N 20-12/19402, от 12.11.2004 N 23-10/72962), в таком случае обособленное подразделение не может быть признано созданным. Основным аргументом для такого вывода может служить то обстоятельство, что, хотя в данном помещении созданы оборудованные рабочие места, они не предполагают нахождение на них работников налогоплательщика. Соответственно, не выполняется один из обязательных критериев для признания данного места рабочим. Такое разъяснение не универсально, и налогового спора удастся избежать, скорее всего, только при наличии доказательств, что эти рабочие места изначально создавались для чужих сотрудников и сама организация никогда не вела свою деятельность через данное подразделение. Во всех остальных случаях применение подобной аргументации может быть поставлено под сомнение как не основанное на нормах закона.

Определение ст. 209 ТК РФ распространяется на ситуации, при которых возникают отношения работника и работодателя, являющихся сторонами трудового договора (контракта).

Это обстоятельство позволяет налогоплательщикам при заключении между сторонами гражданско-правового, а не трудового договора (например, договора подряда) утверждать, что рабочее место не было создано. Налоговые органы будут вынуждены дополнительно в судебном порядке доказывать, что между сторонами договора фактически имели место трудовые отношения и при возникновении спора, связанного с квалификацией договора, следует исходить из его содержания, а не названия. Правом самостоятельно переквалифицировать такой вид договора из гражданско-правового в трудовой налоговые органы не наделены.

Какие рабочие места можно считать оборудованными?

Важно разделять такие понятия, как «создание рабочего места» и «оборудование рабочего места». Не всякое созданное рабочее место можно признать оборудованным с момента его создания. НК РФ требует наличия у обособленного подразделения организации именно оборудованных рабочих мест.

Признак оборудованности означает, что рабочее место функционально приспособлено для осуществления вида деятельности, для которого подразделение создается, а условия труда пригодны для нахождения на этом месте работника.

Оборудование рабочего места может подтверждаться в т.ч. документами о материальной ответственности, содержащими указания на конкретное имущество, вверяемое работнику. Необходимое для работы имущество может быть передано под отчет работнику и по акту инвентаризации.

Если к оборудованию рабочих мест предъявляются специальные требования, без соблюдения которых ведение деятельности невозможно (запрещено), при отсутствии установленных законодательством документов наличие оборудованных стационарных рабочих мест само по себе не приводит к образованию обособленного подразделения организации.

Вместе с тем некоторые судебные инстанции продолжают настаивать на следующем: под оборудованием стационарных рабочих мест в обособленном подразделении подразумевается не только создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, но и само исполнение таких (трудовых) обязанностей (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 N 09АП-10255/07-АК по делу N А40-10267/07-141-57).

Однако подобное определение, на наш взгляд, расходится с нормами законодательства, разграничивающими собственно процедуру оборудования рабочего места и процесс исполнения трудовых функций работником. Нет в НК РФ и требования, что оборудование рабочих мест должно быть произведено именно данной организацией, а не иными лицами.

Таким образом, оборудованным следует считать рабочее место, функционально приспособленное для осуществления вида деятельности, для которого оно создается, и пригодное для нахождения на этом месте работника. Иногда к оборудованию рабочих мест предъявляются специальные требования, без соблюдения которых ведение деятельности невозможно (запрещено).

Факт соблюдения этих требований должен быть обязательно подтвержден документально. В тексте НК РФ прямо указано: по месту нахождения обособленного подразделения должны быть «оборудованы стационарные рабочие места». Использованное в тексте нормы множественное число подразумевает наличие нескольких, как минимум двух рабочих мест.

Тем не менее известны и случаи, когда судьи не соглашались с таким буквальным толкованием нормы закона и признавали обособленным подразделение, где было оборудовано только одно рабочее место. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2002 по делу N А26-6342/01-02-12/178 суд указал: из смысла п. 2 ст. 11 НК РФ следует, что множественное число термина «стационарные рабочие места» применено в связи с возможностью создания множества обособленных подразделений.

Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием приведенной нормы обособленным подразделением должно признаваться любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором имеется хотя бы одно рабочее стационарное место.

Для признания наличия у организации обособленного подразделения оборудование одного стационарного рабочего места считают достаточным и сотрудники налоговых органов, и представители Минфина России, и некоторые судебные инстанции (Письмо Минфина России от 19.12.2008 N 03-02-07/1-522, Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02).

В разъяснении, данном по этому поводу в Письме МНС России, такой подход, в частности, объяснялся следующим образом: «В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест.

Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Учитывая вышеизложенное, создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения».

По нашему мнению, тем не менее следует исходить из буквального текста действующей нормы НК РФ.

В целях налогового контроля и учета налогоплательщиков наличие обособленного подразделения должно определяться присутствием двух и более стационарных рабочих мест. Правомерность подобного вывода подтверждается и судебной практикой некоторых регионов (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 N 09АП-10131/2009-АК, 09АП-10366/2009-АК по делу N А40-69990/08-126-303).

Таким образом, обособленным может быть признано подразделение, по месту нахождения которого оборудовано два и более стационарных рабочих места.

Если по месту нахождения подразделения оборудовано только одно рабочее место, высока вероятность возникновения спорной ситуации, причиной которой является неоднозначность толкования нормативных предписаний п. 2 ст. 11 НК РФ.

Критерии признания рабочего места стационарным

Именно оборудование по месту нахождения подразделения стационарных рабочих мест, подконтрольных организации и предназначенных для ее работников, и является основным «универсальным» признаком создания обособленного подразделения для всех без исключения организаций. Факт создания стационарных рабочих мест — юридически значимое обстоятельство для целей признания обособленного подразделения организации созданным.

Поэтому при рассмотрении подобных споров суд в обязательном порядке должен исследовать доказательства, подтверждающие создание стационарных рабочих мест.

Рабочее место согласно п. 2 ст. 11 НК РФ считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

Признание рабочего места стационарным не зависит от периодичности посещения его работником и от времени пребывания на нем.

Не имеет правового значения и форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте (Письма Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176, от 19.12.2008 N 03-02-07/1-522, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А по делу N А32-38550/2005-23/1025).

Таким образом, с учетом вышеуказанных особенностей для целей налогообложения может применяться следующее комплексное определение понятия стационарного рабочего места.

Стационарное рабочее место — место (в т.ч. участок помещения или помещение), созданное на срок более одного месяца, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Место нахождения обособленного подразделения

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Данная норма определяет место нахождения обособленного подразделения для российской, но не для иностранной организации. Российскими организациями согласно п. 2 ст. 11 НК РФ признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, не являются таковыми также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Для обособленных подразделений иностранных организаций в НК РФ не установлены правила определения места их нахождения.

В отдельных разъяснениях налоговых органов можно встретить следующее мнение: из п. 2 ст. 11 НК РФ, а также норм ТК РФ следует, что одним из основных признаков создания обособленного подразделения организации является осуществление ею деятельности через свое подразделение (см. Письмо Управления МНС России по г. Москве от 04.01.2003 N 26-12/777).

В некоторых судебных решениях основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения считается фактическое его функционирование или способность к такому функционированию (Постановления ФАС Московского округа от 08.04.2009 N КА-А41/2428-09 по делу N А41-11518/08, Уральского округа от 10.01.2007 N Ф09-11609/06-С3 по делу N А47-5768/06, Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005 <1>).

<1> В качестве обоснования такого толкования приводится ссылка на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.07.2003 N 2235/03. Это не является корректным, т.к. это Постановление подобного или сходного по своему содержанию или звучанию текста не содержит.

С такой позицией нельзя согласиться. Во-первых, предложенный «основной квалифицирующий признак» на самом деле предусматривает целых два признака:

  • «фактическое функционирование»;
  • «способность к фактическому функционированию».

Причем благодаря союзу «или» достаточным является наличие одного из них. Следовательно, таковым можно признать именно второй признак, поскольку без способности к фактическому функционированию он малореален. Следовательно, опять же для признания обособленного подразделения созданным не требуется дожидаться начала его «фактического функционирования». Во-вторых, упоминаемые критерии ни одной из норм НК РФ не предусмотрены.

Более того, зачастую судебные инстанции в своих решениях прямо указывают: «Для создания обособленного подразделения в том понимании этого термина, которое применяется в целях налогообложения, достаточно факта создания стационарных рабочих мест, факт отсутствия деятельности по этим адресам не имеет правового значения для квалификации спорных правоотношений» (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 по делу N А26-11293/2005).

Подтверждение факта выполнения в обособленном подразделении трудовых обязанностей работниками необходимо лишь для квалификации действия организации через обособленное подразделение (Постановление ФАС Московского округа от 13.08.2009 N КА-А40/7409-09 по делу N А40-92222/08-140-460), но не для подтверждения самого факта его создания. Обособленное подразделение возникнет и в случае, если в нем вообще не будет вестись никакая деятельность (например, имеется помещение, принадлежащее организации, и в нем находится только сторож). Тем более не требуется обязательное подтверждение, что «обособленные подразделения оказывали услуги сторонним лицам» <1>.

<1> Такой критерий можно встретить в аргументации сторон в налоговом споре. Например, на необходимости его соблюдения настаивали представители налогового органа в деле N А33-13621/2006 (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 N А33-13621/2006-03АП-937/2007).

Требование о необходимости фактической деятельности организации через свое обособленное подразделение можно в косвенной форме усмотреть из нормы п. 4 ст. 83 НК РФ, согласно которой «при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения». Однако, на наш взгляд, данного нормативного указания для такого вывода недостаточно, да и его буквальный смысл иной.

Во-первых, в пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность организации сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, «в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения)». Упоминания о «деятельности через обособленное подразделение» в данном случае нет. При этом, как и в случае с п. 4 ст. 83 НК РФ, срок исчисляется именно с момента создания обособленного подразделения.

Таким образом, создание обособленного подразделения обусловливает обязанность организации встать на налоговый учет по месту его нахождения, и данная обязанность не зависит от наличия деятельности через обособленное подразделение.

Во-вторых, норму п. 4 ст. 83 НК РФ вполне можно истолковать и так: для целей налогового контроля и учета со дня создания обособленного подразделения организация признается осуществляющей деятельность через это подразделение.

Гораздо сложнее обстоит дело с нормой п. 2 ст. 11 НК РФ, содержащей определение места нахождения обособленного подразделения российской организации. Таковым признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Соответственно, раз в определении НК РФ говорится об оборудовании стационарных рабочих мест именно по месту нахождения обособленного подразделения организации, то если российская организация не ведет деятельность через свое обособленное подразделение, мы с формальной точки зрения не сможем установить и его место нахождения, а значит, не сможем и определить, что рабочие места оборудованы именно по месту нахождения обособленного подразделения.

На этом основании вполне возможно сделать вывод: для признания факта создания обособленного подразделения у российской организации необходимо надлежащее подтверждение осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Тем не менее НК РФ не дает прямого ответа, как быть, если деятельность организации через свое обособленное подразделение происходит нерегулярно или эпизодически. По нашему мнению, даже если организация осуществляла деятельность через свое подразделение лишь однажды, требования НК РФ можно считать соблюденными.

Следует также отметить: п. 2 ст. 11 НК РФ определяет место нахождения обособленного подразделения только для российской, но не для иностранной организации. Для признания факта создания обособленных подразделений иностранных организаций законодатель не требует подтверждения ведения через них деятельности.

Выявленный двойной подход в нормативном регулировании деятельности обособленных подразделений российских и иностранных организаций может быть устранен. Для решения этой проблемы можно использовать ранее выявленный нами альтернативный подход к буквальному толкованию п. 4 ст. 83 НК РФ.

Таким образом, со дня создания обособленного подразделения организация признается осуществляющей деятельность через него, и представление в налоговый орган доказательств, подтверждающих фактическое осуществление деятельности через обособленное подразделение, не требуется ни для иностранных, ни для российских организаций.

Момент создания обособленного подразделения

Ответ на вопрос, с какого момента обособленное подразделение организации следует считать созданным, важен для правильного исполнения предусмотренных в НК РФ обязанностей организации:

  • письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ);
  • встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 83 НК РФ).

По мнению ряда судебных инстанций, срок, исчисляемый «со дня создания обособленного подразделения», начинает течь именно с момента оборудования организацией территориально обособленных стационарных мест для осуществления деятельности через обособленное подразделение (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 по делу N А56-40913/2006, Уральского округа от 27.10.2008 N Ф09-7766/08-С3 по делу N А60-2706/08, Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А по делу N А32-38550/2005-23/1025, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 по делу N А26-11293/2005).

Попутно отметим: и здесь суды, во-первых, обращают внимание именно на факт создания рабочего места, а не на дату начала фактической работы на нем работника; во-вторых, упоминают о рабочем месте не только во множественном, но и (в отдельных случаях) в единственном числе. Подобный подход можно встретить, например, в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 N Ф03-5338/2009 по делу N А59-814/2009, Западно-Сибирского округа от 13.02.2007 N Ф04-210/2007(31193-А81-3) по делу N А81-3104/2006, Волго-Вятского округа от 27.04.2006 по делу N А29-7451/2005А, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2008 N 17АП-3491/2008-АК по делу N А60-2706/2008.

Предложение признавать моментом создания обособленного подразделения дату оборудования одного рабочего места можно рассматривать в двух аспектах:

  • с позиции достаточности одного рабочего места для признания обособленного подразделения созданным (о несоответствии такого подхода буквальному тексту НК РФ уже говорилось выше);
  • в том смысле, что предусмотренный п. 4 ст. 83 НК РФ срок начинает течь с даты оборудования первого из рабочих мест вне зависимости от того, когда были созданы и оборудованы остальные рабочие места, необходимые для нормальной работы обособленного подразделения.

Конечно, само предложение считать моментом создания обособленного подразделения оборудование первого рабочего места нельзя признать правомерным, т.к. оно не основано на нормах НК РФ и, как уже говорилось, одного оборудованного рабочего места для признания обособленного подразделения созданным недостаточно. Но при этом возникает и другой вопрос: можно ли признать обособленное подразделение созданным, если в нем оборудованы не все рабочие места, необходимые для нормальной работы подразделения?

На наш взгляд, вывод, зафиксированный в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.2005 N Ф04-8961/2004(7233-А45-27), от 20.01.2005 N Ф04-8961/2004(7233-А45-27), о необходимости исчисления срока постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения с момента создания стационарного рабочего места (а не его оборудования) и уж тем более с момента начала деятельности по месту его нахождения неправомерен.

Сходная неточность присутствует и в Постановлениях ФАС Уральского округа от 07.02.2008 N Ф09-141/08-С2 по делу N А07-23174/06, от 10.01.2007 N Ф09-11609/06-С3 по делу N А47-5768/06, от 28.06.2006 N Ф09-5528/06-С7 по делу N А50-44261/05, от 14.02.2006 N Ф09-583/06-С7 по делу N А60-28560/05.

Некорректными следует признать и Постановления ФАС этого округа, где указано, что «обособленное подразделение следует считать созданным с момента создания стационарных рабочих мест, то есть с момента начала осуществления организацией деятельности по месту нахождения обособленного подразделения либо возникновения возможности ее осуществления» (от 15.10.2009 N Ф09-7950/09-С3 по делу N А60-4829/2009-С6, от 23.10.2008 N Ф09-7714/08-С3 по делу N А60-1607/08).

Исходя из комплексного анализа норм п. 2 ст. 11 и п. 4 ст. 83 НК РФ, моментом создания обособленного подразделения организации при соблюдении всех остальных условий этой статьи следует считать дату оборудования по месту нахождения такого подразделения не первого, а именно второго стационарного (предназначенного для работы на срок более одного месяца) рабочего места.

Если же говорить об универсальном правиле, то дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков, установленных ст. 11 НК РФ.

А.П.Зрелов

К. ю. н.,

член Совета по совершенствованию

налогового законодательства

и правоприменительной практики

при Торгово-промышленной палате РФ

Когда расходы следует распределять равномерно по периодам

Международные выставки: вопросы налогообложения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *