О разглашении персональных данных

Персональные данные: понятие и правовые особенности

Обозначенная правовая категория нашла свое отражение в ФЗ «О персональных данных» № 152. Согласно ему, под персональными данными предполагаются любые сведения, носящие личный характер, и относящиеся непосредственно к конкретному физическому лицу.

Проблема в этом юридическом аспекте вовсе не в том, что граждане, падкие на сплетни, любят перемывать друг другу кости.

Проблема, по большей части, лежит в плоскости недобросовестности действий государственных учреждений и коммерческих корпораций, которые в силу своего функционирования, имеют доступ к огромному числу персональных данных.

Обычно мы не уделяем внимания тому, как часто мы ставим подпись в согласии о предоставлении персональных данных о себе. А ведь такой документ нам преподносят почти во всех учреждениях: больницы, банки, магазины, работодатели и др.

По умолчанию мы верим в то, что сведения не выйдут за пределы наших отношений с данной структурой. Но ведь это совсем не так.

Все правила доступа к персональным данным и принципы их обработки четко прописаны в ФЗ № 152.

Какие данные имеют статус персональных?

Даже не заглядывая в ФЗ, а лишь на основании сведений ст. 137 УК РФ, можно определить, что в качестве персональных данных могут быть рассмотрены две категории:

  • Частная жизнь;
  • Информация, которая представляет семейную или личную тайну граждан.

Частная жизнь – очень широкая категория, под которую подпадают сведения о труде человека, его здоровье и интимной жизни, расовые, религиозные и иные убеждения, место жительства или рождения и многое другое.

Семейная тайна, как очевидно из самого названия, содержит сведения, которые относятся к отношениям личного характера внутри семьи. Личная тайна есть скрытый от глаз чужих людей абсолютно любой биографический факт.

Исходя из судебной практики, в качестве личных сведений признавались:

  • ФИО, адреса и контактные телефоны, паспортные данные, идентификационные номера;
  • Личная электронная переписка;
  • Сведения геолокации;
  • Детализация телефонных переговоров.

В чем особенности состава преступления?

Вопросы верной квалификации данного преступного деяния имеют место быть. Это обусловлено, прежде всего, нематериальным характером объекта преступления. Выступает объектом – частная жизнь и право на неприкосновенность.

Для того, что сведения были признаны частной жизнью, необходимо, чтобы они не имели причастности к другим личностям. Они не должны нарушать интересы окружающих субъектов.

Регулируются вопросы частной жизни нормами морали или человеческой нравственности.

Объективная сторона имеет характерную активную направленность и может протекать в одной из трех форм:

  • Незаконные сбор информации;
  • Ее незаконное распространение;
  • Публичное оглашение запрещенных сведений.

Прямой умысел и полное осознание противоправности совершаемого деяния есть субъективная сторона по ст. 137 УК РФ.

Человек не делает это случайно, он намеренно идет на это, преследуя свои личные мотивы. Мотив, впрочем, значения для квалификации не имеет.

Субъект деяния – общий – вменяемое лицо, которому исполнилось 16 лет.

Квалифицирующим признаком по ст. 137 УК РФ признается использование своего служебного положения или должностного преимущества в распространении чужих личных сведений.

Для суда не имеет значения, где конкретно работает это лицо. Важно лишь, что имея доступ к персональным данным, он незаконно осуществляет их распространение.

Ответственность за разглашение персональных данных гражданина

Различия особенности распространения сведений о жизни человека и характер такой информации, преступные действия могут различным образом регулироваться.

Так, та информация, которая отражена в персональных документах человека и по умолчанию составляет его личную тайну, отражена в ГК РФ.

Отсюда и наказание за разглашение персональных данных такого характера содержится в КоАП РФ.

Административная ответственность

Представлена широким перечнем видов ответственности за незаконное разглашение личных данных, которые защищены государством.

Подследственность данного преступного деяния лежит на органах правопорядка:

  1. Если без предусмотренной на то законодательной необходимости происходит сбор персональной информации, это грозит штрафов 1000—3000 руб., 5000-10000 руб., 30000-50000 руб. для граждан, должностных лиц и компаний соответственно.
  2. Если Вы не дали письменное согласие на обработку своих данных, то нарушителю грозит штраф 3000—5000 руб., 10000-20000 руб., 15000-70000 руб. для граждан, должностных лиц и компаний соответственно.
  3. Нарушение оператором правил обработки данных наказывается штрафами 700-1700 руб., 3000—6000 руб., 15000-30000 руб. для граждан, должностных лиц и компаний соответственно.
  4. Когда оператор нарушает правила предоставления данных субъекту, на него может быть возложена денежная санкция в размере 1000—2000 руб., 4000—6000 руб., 20000-40000 руб. для граждан, должностных лиц и компаний соответственно.
  5. Несоблюдение любых сроков в работе с данными – штраф для граждан и должностных лиц в размере, предусмотренном предыдущем пунктом, для компаний – 25000-40000 руб.
  6. Ошибки в поддержании безопасности данных наказываются взысканием до 2000 руб., до 10000 руб., до 50000 руб. для граждан, должностных лиц и компаний соответственно.
  7. Ошибки в работе с персональными данными, зафиксированные у работников государственных и муниципальных учреждений – до 6000 руб. для всех.

УК РФ, в отличие от КоАП РФ, имеет в своем арсенале кроме денежных санкций, таких как штраф за разглашение персональных данных, и иные виды наказания.

Уголовная ответственность

В УК РФ данная статья имеет совсем другое название – «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

Уголовное деяние будет иметь место, когда распространение личных данных ставит под угрозу жизнь человека, его моральное или нравственное состояние, безопасность в обществе.

Итак, ст. 137 УК РФ применима в таких ситуациях:

Незаконное распространение или сбор, а равно и публичное выступление с данной информацией может наказываться:

  • Штрафом, который соответствует доходам за 1,5 года осужденного, или в размере до 200 000 руб.;
  • Исполнением обязательных работ до 360 часов;
  • Привлечение к исполнительным работам до 1 года;
  • Принудительные работы до 2 лет;
  • 4 месяца ареста или лишение свободы, но не более 2 лет.

При совершении тех же самых преступных действий, но дополнительно при злоупотреблении своего должностного положения для этих целей, виды наказания будут выглядеть немного иначе:

  • Денежное взыскание 100000-300000 руб.;
  • Лишение права занимать ту самую должность или вести схожую деятельность до 5 лет;
  • Привлечение к принудительным работам максимально на 4 года;
  • Арест не более 6 месяцев или лишение свободы – максимум на 4 года.

В 2013 году в статью была и введена и ее последняя третья часть. Она регулирует точно такое же публичное разглашение, но касается сугубо тех сведений, которые относятся к преступлениям, потерпевшей стороной в которых выступало несовершеннолетнее лицо.

Любая болтовня о последствиях таких преступлений, ухудшении морального, психического или физического здоровья подростка подпадает под квалификацию ч. 3 ст. 137.

Наказание варьируется следующим образом:

  • Денежное взыскание в пределах 150000-350000 руб.;
  • Штраф, соответствующий доходу осужденного от 18 месяцев до 3 лет;
  • 3-5 лет лишения права занимать конкретные должности или вести определенные роды деятельности;
  • Привлечение к принудительным работам 3-5 лет;
  • До 6 месяцев ареста или до 5 лет нахождения в тюрьме.

Очевидно, что преступление о разглашении личных сведений чужих людей, не такое уж безобидное. При наличии отягчающих обстоятельств, которые отражены в ч.2 или ч.3 можно надолго загреметь за решетку.

Каждый потерпевший по ст. 137 УК РФ имеет законное право в гражданском порядке требовать возмещение моральной компенсации за содеянное.

Судебная практика

К 2019 году число преступлений против личной неприкосновенности значительно возросло. Чего только стоят виртуальные недоброжелатели или недобросовестные предприниматели, которые, к примеру, продают информацию о долгах и жизни клиентов коллекторам.

Серьезный протест и неприятие получило введение нового закона, согласно которому государство имеет право следить за личной перепиской или звонками каждого гражданина своей страны.

Тотальный контроль такого характера непонятен многим. Ведь государство должно являться гарантом прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, а не нарушать их.

Сложность квалификации уголовного деяния заключается в том, что некоторые профессии, в частности, журналисты имеют право, прописанное специальном законе, разглашать личные данные.

При этом такое разглашение должно быть осуществлено в рамках общественных интересов. Где грань между интересами общества и нарушением закона – непонятно.

Суды в первую очередь руководствуются тем, что они обязаны, как защитить нарушенные права на личную неприкосновенность граждан, так и не вмешиваться в свободу слова и действия, которая также закреплена в главном законе страны.

Как правило, в судах такие дела заканчиваются примирением. Если же этого не происходит чаще в качестве меры наказания применяются денежные взыскания.

Однако, в ситуациях, которые кстати сегодня широко распространены, когда обвиняемый выкладывает в общем доступе в Интернете интимные видео или фото своих бывших подруг, используются принудительные или исправительные работы. Ч.1 ст. 137 УК РФ рассматриваться будет в мировом суде.

Персональные данные — предмет, который хоть и не имеет точной материальной ценности, но защищается государством в полной мере.

Очень жаль, что многие не понимают, что, распуская сплетни или намеренно передавая или даже продавая сведения о личной жизни других людей, они нарушают гарантированные права и свободы, ущемляют безопасность окружающих и порождают ненужные конфликты.

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция)

27 июля 2006 года N 152-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ, от 27.12.2009 N 363-ФЗ, от 28.06.2010 N 123-ФЗ, от 27.07.2010 N 204-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ от 23.12.2010 N 359-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.07.2011 N 261-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 23.07.2013 N 205-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 21.07.2014 N 242-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 22.02.2017 N 16-ФЗ, от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 31.12.2017 N 498-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Цель настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных
  • Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных
    • Статья 5. Принципы обработки персональных данных
    • Статья 6. Условия обработки персональных данных
    • Статья 7. Конфиденциальность персональных данных
    • Статья 8. Общедоступные источники персональных данных
    • Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
    • Статья 10. Специальные категории персональных данных
    • Статья 11. Биометрические персональные данные
    • Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
    • Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных
  • Глава 3. Права субъекта персональных данных
    • Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным
    • Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации
    • Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных
    • Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора
  • Глава 4. Обязанности оператора
    • Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных
    • Статья 18.1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом
    • Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке
    • Статья 20. Обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
    • Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных
    • Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных
    • Статья 22.1. Лица, ответственные за организацию обработки персональных данных в организациях
  • Глава 5. Государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
    • Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
    • Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 25. Заключительные положения

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *