Налог на строение

Комментарий к Ст. 401 НК РФ

В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается следующее имущество:

1) жилой дом.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ). Жилой дом относится к жилым помещениям (п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ); 2) жилое помещение (квартира, комната).

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и требования, которым должно отвечать жилое помещение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ);

3) гараж, машино-место.

Гараж — это здание, предназначенное для хранения, паркирования, технического обслуживания автомобилей, а машино-место — это лишь часть стоянки (в гаражном комплексе), ограниченная конструкционными элементами или линиями разметки (Письмо УФНС России по г. Москве от 16 апреля 2012 г. N 20-14/033441@); 4) единый недвижимый комплекс.

Единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железных дорог, линий электропередачи, трубопроводов и других), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ).

При этом необходимо учитывать, что в ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ отсутствует норма, согласно которой единый недвижимый комплекс и находящийся под ним земельный участок являются одним объектом (то есть земельный участок является частью единого недвижимого комплекса); единый недвижимый комплекс не является сложной вещью, к единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями; соответственно, впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости).

Поскольку иное не установлено Гражданским кодексом РФ, Законом N 122-ФЗ, иным правовым актом, заявитель должен определить состав единого недвижимого комплекса (объекты, подлежащие включению в единый недвижимый комплекс), указав на это в заявлении о государственной регистрации прав. Кроме того, учитывая, что соответствующая информация не может быть получена из других источников, полагаем, что в заявлении о государственной регистрации прав следует отразить иные сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс, в том числе в случаях, если единый недвижимый комплекс является таковым, поскольку совокупность составляющих его объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей неразрывно связана технологически, — сведения о содержании такой технологической связи (Письмо Росреестра от 5 марта 2014 г. N 14-исх/02410-ГЕ/14 «Об оформлении прав на единый недвижимый комплекс»);

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение — это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Таким образом, часть здания представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений), являющееся конструктивной частью здания (его частью); отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такого и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания (Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23 июля 2014 г. N 10-2346-КЛ).

Закон N 221-ФЗ устанавливает требование к помещениям, являющимся объектами государственного кадастрового учета (исходя из ч. 7 ст. 27 Закона N 221-ФЗ помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении).

В законодательстве отсутствует определение понятия изолированности и обособленности помещений. Однако комплексный анализ законодательства позволяет сделать вывод, что под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью — возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений.

Изолированность и обособленность помещения определяется кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ (Письмо Росреестра от 9 января 2014 г. N 14-исх/00072-ГЕ/14).

Вышеуказанное имущество признается объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц в случае, если оно расположено как в пределах муниципального образования, так и в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

В целях гл. 32 НК РФ жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Отметим, что согласно ст. 2 Закона N 2003-1 объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц признавались следующие виды имущества:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество.

Налог на имущество физических лиц: особенности исчисления и взимания в управленческом контексте

В Российской Федерации с налогоплательщиков взимается ряд имущественных налогов, к которым относятся транспортный налог, земельный налог и налоги на имущество организаций и физических лиц. От эффективности их администрирования, полноты и своевременности уплаты зависят расходные возможности властей второго и третьего уровней. В предлагаемой статье объектом исследования является налог на имущество физических лиц (далее НИФЛ).

Налог на имущество физических лиц является одним из первых налогов рыночной экономики. Соответствующий закон был принят еще в 1991 году, который несколько раз корректировался после принятия Налогового кодекса РФ. Данный налог полностью поступает в бюджеты муниципальных образований. Следует отметить, что до недавнего времени в Налоговом кодексе РФ не было главы, регулирующей взимание этого налога. В силу принятия нового Федерального Закона «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового Кодекса РФ и признания утратившим силу № 284 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц»от 04.10.2014 г., в НК РФ части 2 включена новая глава № 32 «Налог на имущество физических лиц», которая устанавливает все основные нормы и правила по взиманию данного вида налога.

Вследствие отнесения НИФЛ к доходам местных бюджетов (см. Рисунок 1), все нормативно — правовые акты, содержащие обязательные к применению нормы в отношении данного вида налога, принимаются представительными органами местного самоуправления в рамках базовых норм установленных законами федерального уровня.

Таким образом, мы систематизировали нормативно-законодательные акты, регулирующие налогообложение имущества физических лиц:

1. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ;

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ;

3. Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 (в редакции от 02.11.2013 г. с учетом внесенных изменений и дополнений) – до 01.12.2014 г ..

4. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового Кодекса РФ и признания утратившим силу «О налогах на имущество физических лиц»

от 04.10.2014 г. № 284 ФЗ – с 01.01.2015 г. (далее ФЗ № 284).

Рисунок 1. Виды налогов в РФ

В результате принятого нового Закона ФЗ № 284 изменения коснулись всех элементов налогообложения, а также действий налогоплательщиков, которые, как и прежде, будут уплачивать данный вид налога, но по новым установленным правилам.

При уплате налога на имущество физических лиц налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемого объектом налогообложения.

При этом неважно, гражданином какого государства является собственник, он вообще может быть лицом без гражданства, то есть каждый владелец такого имущества обязан платить ежегодный налоговый сбор. Но иногда возникают ситуации, в которых собственниками (одним из собственников) являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане с ограниченной дееспособностью.

В данных ситуациях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества, в соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса РФ, возлагается на законных представителей налогоплательщика (рисунок 2).

Рисунок 2.Плательщики налога на имущество физических лиц

В ранее действоваввшем ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1(редакция от 02.11.2013г.) была установлена доля ответственности плательщика налога по исполнению налогового обязательства в зависимостиот вида собственности на имущество, признаваемого объектом налогообложения Данную зависимость можно наглядно рассмотреть на рисунке 3.

Рисунок 3.Ответственность налогоплательщика в зависимости от вида собственности

В соответствии с вновь принятым законом доля в праве общей собственности исключена из списка объектов налогообложения, но так же, как и раньше, участвует в процессе расчета суммы налога , что не меняет его размера при уплате в бюджет.

Следует отметить, что до внесения изменений в НК РФ, налоговые органы информацию об имуществе, находящемся в собственности у граждан, получали из органов Росреестра, но по мнению ФНС такая информация не всегда является своевременной и достоверной.

Нововведения инициировали процедуру в части обязанности налогоплательщика самостоятельно сообщать информацию в органы налоговой службы о приобретении имущества, которое выступает объектом налогообложения. При этом установлен конкретный срок уведомления ИФНС о факте приобретения объекта налогообложения — до 31 декабря года, следующего за годом возникновения права собственности (НК РФ ст.23 п.2.1). В случае несоблюдения сроков уведомления предусмотрена ответственность за сокрытие приобретения имущества (гл.16 НК РФ) в виде штрафа от 20 до 40 % от суммы налога.

Данные поправки должны внедряться постепенно, поскольку требуется «приучить» и дисциплинировать налогоплательщиков в отношении возникновения новых обязанностей. Налоговые службы, в свою очередь, должны контролировать полученные данные путем их параллельной сверки с предоставляемой информацией из органов Росреестра, которую они вынуждены будут использовать, на время переходного периода для разработки механизма выявления граждан, уклоняющихся от уплаты налога. Комитет Госдумы по бюджету и налогам, инициировав поправки в отношении новых обязанностей налогоплательщиков и введение санкций за их неисполнение, предполагаетповысить собираемость НИФЛ и соответственно, увеличить пополняемость бюджетов муниципальных образований.

Далее рассмотрим основные элементы налога на имущество физических лиц, систематизируем и поясним их особенности с учетом нововведений по данному виду налога.

1 элемент . ОБЪЕКТНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Объекты налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц прописаны в статье 401 главы 2 НК РФ и представлены автором в виде Таблицы 1 в сравнении с ФЗ от 09.12.1991 г. № 2003-1 (редакция от 02.11.2013г.)

Таблица 1. Объект налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц

ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1(редакция от 02.11.2013г.)

ФЗ № 284 от 04.10.2014 г.
( введена ст.32 НК РФ)

В и д ы о б ъ е к т а

п о я с н е н и е

1

жилые дома

индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также вспомогательных помещений для бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании

2

квартиры

Жилые помещения

Квартиры, комнаты

структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также вспомогательных помещений для бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении.

Изолированное

помещение , которое является недвижимым имуществом , пригодное для постоянного проживания людей

3

комнаты

часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире

4

Дачи

Жилое строение без права регистрации проживания в нем или жилой дом с правом регистрации проживания в нем, а так же хозяйственных строений и сооружений, возведенных на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенному им в целях отдыха и выращивания на нем сельскохозяйственных культур

5

Единый недвижимый комплекс

совокупность объединённых единым назначением вещей, либо неразрывно связанных друг с другом, либо находящихся на одном земельном участке, если на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов как на одну недвижимую вещь (здания, сооружения, линейные объекты (железные дороги, линии электропередач, трубопроводы).

6

гараж

здание, предназначенное для хранения, парковки, технического обслуживания автомобиля.

7

иные строения, помещения и сооружения

иные здания, строения, помещения и сооружения;

Строение, сооружение — это результат строительной деятельности для осуществления определённых потребительских функций;

Помещение — часть пространства здания или другого объекта недвижимого имущества , выделенная для самостоятельного использования;

Здание — это капитальное строение, имеющее фундамент и пригодное для проживания или ведения какой-либо деятельности.

8

доля в праве общей собственности на перечисленное выше недвижимое имущество

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними в определенных пропорциях.

9

Машино-место

места стоянки, предназначенные для размещения транспортного средства и являющиеся частью капитального строения (здания, сооружения, в том числе автомобильной стоянки)

10

Объект незавершенного строительства

здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек

Рассмотрев содержание таблицы, можно сделать следующий вывод, что введены новые объекты налогообложения, которые значительно увеличивают налоговую нагрузку налогоплательщиков и к ним относятся:

  1. объекты незавершенного строительства;
  2. машино-место;
  3. единый недвижимый комплекс.

Что касается дач, то они, по своей сути, приравнены к такому объекту налогообложения как жилой дом, но по новому закону дополнительно придётся платить налог за бани, гаражи и сараи, расположенные на участке.

Кроме того, исключен такой объект налогообложения, как доляв праве общей собственности на перечисленное выше недвижимое имущество, и ее отсутствие не повлияет на сумму налога, поскольку она сегодня продолжает учитываться при исчислении НИФЛ, как доля ответственности налогоплательщика.

При сопоставлении объектов налогообложения, перечисленных как в ст.2 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», так и в ФЗ № 284 от 04.10.2014 г. (Таблица 1) со ст. 130 ГК РФ, представленной в виде Модели на Рисунке 4, можно сделать следующий вывод, что все объекты налогообложения относились и относятся к недвижимому имуществу и подлежат регистрации в определенных государственных органах (управление ФС государственной регистрации, налоговые органы)

Рисунок 4. Модель движимого и недвижимого имущества

2 элемент . НАЛОГОВАЯ БАЗА

В основе определения налоговой базы при исчислении налога на имущество физических лиц за 2014 год признается инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, под которой понимается восстановительная стоимость объекта с учетом его физического износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги .

Определение восстановительной стоимости производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, которые введены Госстроем СССР. После вышеперечисленных действий осуществляется перевод в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для расчета налога на имущество физических лиц налоговой базой за 2014 г. признается суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения (т.е. сумма всех инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, расположенных в пределах границ юрисдикции представительного органа местного самоуправления), которую по состоянию на 1 января каждого года в налоговые органы представляют органы технической инвентаризации (ОТИ, БТИ).

Главным новшеством законопроекта, в отличие от ранее существующей практики, является то, что налоговая база за 2015 год будет определяться исходя из кадастровой стоимости имущества, которая приближена к рыночной и значительно выше инвентаризационной.

Кадастровая стоимость определяется региональными органами Росреестра при помощи метода массовой оценки, исходя из таких показателей как категория недвижимого имущества и вид его разрешенного использования. Данный вид стоимости является уникальным показателем, существующим только в России и используемым, как правило, для целей налогообложения. Информацию о кадастровой стоимости налогоплательщик получает самостоятельно в виде кадастровой справки, которая в дальнейшем передается в налоговый орган для расчета сумм налога.

Таким образом, можно отметить, что налоговая база, исчисленная исходя из кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной, вырастет в разы по сравнению с той, что рассчитывалась по данным инвентаризационной стоимости. Кадастровая стоимость напрямую зависит от места расположения объекта недвижимого имущества и срока его использования, материала из которого он построен и степени его износа, а так же других показателей, которые могут повлиять на выбор жилья некоторых социальных слоев населения. Например, для того, что бы снизить расходы на уплату налогов, среди налогоплательщиков может наблюдаться тенденция к миграции из новостроек в более старые дома, а из центра населенных пунктов на их окраины.

При исчислении налоговой базы будут учитываться минимальные квадратные метры путем вычета из общей жилой площади объекта налогообложения:

  • 50 кв. метров для жилых домов ;
  • 20 кв. метров для квартир ;
  • 10 кв. метров для комнат ;

Для единых недвижимых комплексов, в составе которого имеется хотя бы одно жилое помещение, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость за минусом налогового вычета в размере 1 миллиона рублей.

Например, кадастровая оценка находящейся в собственности квартиры составила 3 млн. 200 тыс рублей, а ее площадь равна 95 кв. метрам. При исчислении налоговой базы мы вычтем 20 кв.м. из 95 кв.м. площади квартиры, находящейся в собственности у физического лица. Налоговая база для исчисления налога при этом будет равна 2 526 315 рублей 79 копеек ((3 200 000 / 95) *(95 кв. м — 20 кв. м.)).

В результате можно сделать вывод, что в случае, если размер площади имущества являющегося объектом налогообложения менее или равен минимальным квадратным метрам, используемым для применения налогового вычета, то налоговая база на такой объект недвижимости будет равна нулю и следовательно налогоплательщик оплату налога на имущество физических лиц не осуществляет.

3 элемент . НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

Базовые налоговые ставки утверждены в определенных пределах Федеральным законодательством и устанавливаются в этих рамках представительными органами муниципального образования (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Ставки налога на имущество физических лиц

ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1

ФЗ № 284 от 04.10.2014 г.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения
(рублей)

Ставка налога до 2015 г. (%)

Кадастровая стоимость объектов налогообложения

(рублей)

Ставка налога с 01.01. 2015 г. (%)

До 300 000

(включительно)

До 0,1

(включительно)

0,1

(включительно)могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более, чем в 3 раза
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Повышенная ставка 2% для недвижимости кадастровая стоимость которой более 300 млн.руб. и объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п10 ст.378.2 НК РФ

0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.

От 300 000 до 500 000

(включительно)

Свыше 0,1 до 0,3

(включительно)

Свыше 500 000

Свыше 0,3 до 2,0

(включительно)

Как видно из таблицы, налоговые ставки, предусмотренные ФЗ №2003-1, увеличиваются относительносуммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Необходимо обратить внимание на то, что на переходный период, до принятия субъектом РФ соответствующего закона о переходе на уплату налога на имущество исходя из кадастровой стоимости,ставки будут продолжать зависеть от суммарной инвентаризационной стоимости, принадлежащего физическим лицам имущества, но умноженной на коэффициент-дефлятор.

Коэффициент-дефлятор — ежегодно устанавливаемый на календарный год коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

К примеру, на территории Свердловской области находится 94 муниципальных образования, и налоговые ставки некоторых из них, представлены в виде таблицы ( см. Таблицу 3).

Таблица 3. Размеры налоговых ставок установленных в муниципальных образованиях, находящихся на территории Свердловской области до 31.12.2014 г.

Территория муниципального образования

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения
(тыс.рублей)

Объект налогообложения

— жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, доли в праве общей собственности на указанное имущество

прочие нежилые помещения, строения и сооружения, доли в праве общей собственности на указанное имущество

Ставка налога (%)

Ставка налога (%)

г.Екатеринбург

До 300
(включительно)

0,1

0,1

От 300 до 500
(включительно)

0,25

0,3

Свыше 500 000

(2500 руб.+1% от суммы)

2

Городской округ Заречный

До 300
(включительно)

0,1

От 300 до 500
(включительно)

0,2

От 500 до 1000
(включительно)

0,5

Свыше 1000

1

г.Алапаевск

До 300
(включительно)

0,05

0,1

От 300 до 500
(включительно)

0,15

0,3

Свыше 500

0,3

1

Из таблицы видно, что величина налоговых ставок, закрепленных на своих территориях представительными органами местного самоуправления, находится в рамках, установленных ФЗ, но при этом их размер может зависеть или не зависеть от назначения использования объекта налогообложения. Также может меняться количество пределов определенных суммарных инвентаризационных стоимостей объекта налогообложения.

Анализируя размеры налоговых ставок, рассмотренных в некоторых муниципальных образованиях Свердловской области, можно с уверенностью отметить, что сумма налога в г.Екатеринбурге при одинаковой стоимости имущества и независимо от его назначения будет выше, чем в остальных поселениях области.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, представительные органы местного самоуправления по прежнему уполномочены самостоятельно регулировать величину налоговой ставки, но в случае ее неустанавления после истечения переходного периода, налогообложение имущества физических лиц производится по максимальным ставкам, установленным нормативно-правовыми актами федерального уровня. Например, на территории муниципального образования «город Екатеринбург» такой Закон не принят и для имущества стоимостью до 300 000 рублей применяется ставка 0,1%.

4 элемент. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

В некоторых ситуациях, при установлении НИФЛ, могут также предусматриваться налоговые льготы .

В случае предоставления налогоплательщику налоговой льготы, он может быть освобожден от уплаты налога, либо платить его в меньшем размере.

Для подтверждения права на льготы граждане самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Например, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, имеет в собственности несколько объектов из одной категории имущества, то он до 1 ноября должен уведомить налоговый орган о выборе объекта, в отношении которого будет предоставлена льгота. В случае не- предоставления данной информации, налоговый орган установит льготу в отношении объекта с максимально исчисленной суммой налога.

Категории граждан, имеющих право получить льготы по уплате налога на имущество физических лиц, представлены автором в виде модели, изображенной на Рисунке 5. Как видно из модели, граждане могли получить полное освобождение от уплаты налога или частичное освобождение (по виду объекта налогообложения или по назначению его использования). Федеральный Закон№ 284-ФЗ сохраняет все налоговые льготы, предусмотренные действующим законодательством, но количество льготируемых объектов будет ограничено одним объектом из каждой категории а, следовательно, исключает полное освобождение от уплаты налога.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что отмена льгот носит вполне гуманный характер по отношению к нуждающимся гражданам, оставив льготируемым неоднородные категории недвижимого имущества. Так, например, загородный или садовый домик для пенсионера, имеющего квартиру, на сегодняшний день не будет являться роскошью, а граждан имеющих несколько квартир, домов и гаражей, сложно отнести к категории нуждающихся. Кроме того, в результате частичной отмены льгот, казна местных бюджетов только выиграет.

Рисунок 5. Модель категорий граждан имеющих льготы по уплате НИФЛ

5 элемент. НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД

Отчетных периодов при исчислении НИФЛ нет.

Налоговым периодом признается календарный год , то есть на 1 января текущего года определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В случае, когда имущество принадлежало налогоплательщику весь год, то налог за этот год рассчитывается исходя из полных 12 месяцев. Если право собственности на объект налогообложения длилось менее года, то налог исчисляется с учетом данных, представленных в Таблице 4.

Таблица 4. Взимание налога в зависимости от вида сделки

ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»

Вид сделки

Взимание налога

Приобретение

недвижимости

у другого собственника

начинается

с месяца, в котором зарегистрирована собственность

вновь возведенной (построенной)

с начала года следующего за годом возведения

полученной по наследству

с месяца открытия наследства

Отчуждение

недвижимости

передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица (н-р, продажа)

прекращается

с 1 января года до начала месяца отчуждения

уничтожение или полное разрушение

с месяца, в котором объект перестал существовать

Из таблицы видно, что налоговый период мог состоять не только из полных 12 месяцев, но и меньшего их количества, которое определялось с момента начала и прекращения взимания налога, зависящих, в свою очередь, от вида сделки. С 2015 года число календарных месяцев, которому равен налоговый период, зависит от даты возникновения права собственности на объект налогообложения:

  • учитывается полный месяц — при возникновении права собственности до 15-го числа месяца или его прекращении после 15-го числа месяца включительно.
  • месяц возникновения не учитывается – при возникновении права собственности на имущество после 15-го числа месяца или его прекращении до 15-го числа месяца включительно.

Срок начала уплаты НИФЛ, по факту регистрации права собственности на вновь возведенный объект на сегодняшний день, не является актуальным, так как обязанность по уплате налога, в данном случае, возникает уже на этапе незавершенного строительства с момента его регистрации в органах Росреестра.

6 элемент. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

Порядок исчисления и уплаты налога до 31 декабря 2014 года устанавливается Статьей 5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», с 2015 года, статьей 408 главы 32 НК РФ, которая правила исчисления налога принципиально не меняет. Новшеством является только введение понижающего коэффициента для избежания резкого увеличения размера налога в момент переходного периода с 01 января 2015 по 2019 год, что носит временный характер.

Пошаговый механизм расчета НИФЛ представлен на рисунке 6.

Сумма налога исчисляется отдельно в отношении имущества:

  • подлежащего налогообложению по местонахождению объекта;
  • каждого налогоплательщика;

облагаемого по разным налоговым ставкам.

Исчисление налога производится на основании сведений, предоставляемых ежегодно до 1 марта в налоговый орган соответствующими органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно ФЗ № 284 от 04.10.2014 г., к обязанностям налогоплательщика будет добавлена обязанность информировать инспектора о покупках недвижимости и транспорта с 1 января 2015 года . При этом срок уведомления ИФНС о приобретении объекта налогообложения будет установлен до 31 декабря года, следующего за годом приобретения налогооблагаемого имущества.

Таким образом, граждане, приобретающие указанное выше имущество в 2014 году , обязаны будут сообщить о факте приобретения в ИФНС до 31 декабря 2015 года.

Сам механизм процедуры направления такой информации в налоговую инспекцию еще не разработан . Можно предположить, что копии документов, подтверждающих факт приобретения имущества, являющегося объектом налогообложения, можно будет направить в ИФНС двумя способами : либо путем личного визита в инспекцию по месту жительстваналогоплательщика или через официальный интернет-сайт ФНС.

С принятием ФЗ № 284 от 04.10.2014 г. налоговая нагрузка на физических лиц – собственников имущества возрастет, и это можно увидеть на примере расчета суммы налога, представленного в Таблице 5.

Таблица 5. Расчет суммы налога

Элемент налогообложеня

ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1

( в редакуции от 02.11.2013 г.)

ФЗ № 284 от 04.10.2014 г.

Объект налогообложения

Квартира в г.Екатеринбурге общей площадью 64 кв.м

Налоговая база

Инвентаризационная
стоимость = 480 000 рублей

Кадастровая (рыночная /1,5) стоимость

= 3 200 000 рублей

(3 200 000 / 64) *(64 кв. м- 20 кв. м.) = 2 200 000,00 рублей .

Налоговая ставка

0,25%

0,1%

Льготы

отсутствуют

Срок владения

Полный календарный год

Сумма налога

480 000*0,25%= 1200,00

2 200 000*0,1% = 2 200,00

за 2015 г.

(с учетом понижающего коэффициента)

(1000*0,2=200 руб.)

1 200+200= 1400 руб.

за 2016 г.

1600 руб.

за 2017 г.

1800 руб.

за 2018 г.

2000 руб.

за 2019 г.

2200 руб.

Чтобы избежать резкого увеличения налога, налоговые органы муниципальных образований будут их рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов. Коэффициент будет умножаться на разницу между налогом, исчисленным по суммарной инвентаризационной стоимости, и исходя из суммы, рассчитанной по кадастровой стоимости. В 2015 году, этот коэффициент буде равен — 0,2; в 2016 г. – 0,4; в 2017 г. – 0,6; в 2018 г. – 0,8 и в 2019 г. налог будет исчислен без понижающего коэффициента .

Налоговые уведомления (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 05.10.2010 № ММВ-7-11/4790) вручаются плательщикам налоговыми органами не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Уплата начисленного налога за 2013 год, производится не позднее 1 ноября 2014 года. С 01 января 2015 года , на основании вновь принятого Федерального закона от 02.12.2013 г. №334-ФЗ, срок уплаты НИФЛ изменился, и данный налог, исчисленный за 2014 г., будет подлежать уплате не позднее 1 октября 2015 г.

Далее, можно сделать следующий вывод о том, что расчет налога на имущество физических лиц за 2014 г. будет исчислен по действующим нормам законодательства РФ. Но ввиду будущих событий, связанных с принятием нового Закона, модернизируются все элементы налогообложения:

  • налогоплательщику вводятся обязанности о самостоятельном информировании налоговых органов о приобретении объектов налогообложения;
  • увеличивается количество объектов налогообложения;
  • для расчета налоговой базы вместо суммарной инвентаризационной стоимости будет использоваться кадастровая стоимость, которая более приближена к рыночной и в итоге увеличит налогооблагаемую базу при исчислении сумм налога;
  • в отношении льгот Министерство финансов урезает налоговые привилегии граждан и в будущем они будут ограничены выбором одного объекта налогообложения из каждой категории недвижимого имущества;
  • устанавливаются новые границы налоговых ставок.

В результате принятия Законопроекта, с одной стороны , всех физических лиц, являющихся собственниками объектов налогообложения ждет медленный, но верный рост налога на недвижимость. Данный факт может заставить некоторые категории граждан переехать на окраины населенных пунктов или в другое более дешевое жилье с целью уменьшения кадастровой стоимости объекта налогообложения и сумм исчисленного налога.

А, с другой стороны , планируемая схема фискальной политики государства на 2015 — 2019 годы в отношении налога на имущество, стремится увеличить «пополняемость» бюджетов муниципальных образований, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *