Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Порядок вызова несовершеннолетнего на допрос

Начнем с начала. Как правильно следователь должен вызвать подростка на допрос?

Во-первых, разберемся, кто имеет право вызвать несовершеннолетнего на допрос:

  1. Следователь;
  2. Дознаватель;
  3. Судебная канцелярия.

Во-вторых, в каком качестве подростка могут вызвать на допрос (если это не указано в повестке, подросток имеет право отказаться являться на допрос до тех пор, пока вопрос не будет уточнен):

  1. Свидетель;
  2. Подозреваемый.

Если следователь сочтет, что вина подростка доказана, и передаст дело в суд, то в суде несовершеннолетний будет присутствовать в роли обвиняемого.

Повестка на допрос несовершеннолетнего должна быть передана его законным представителям (родители, опекуны) или администрации специализированного учреждения, если подросток живет под их опекой (администрация детдома).

Когда вы получите повестку, обязательно проверьте, что на ней указано:

  1. ФИО, должность и номер удостоверения вызывающего, если нет, то позвоните по телефону и попросите следователя продиктовать их вам. Вы имеете на это право, поэтому не стесняйтесь настоять на получении этих данных, чтобы не нарваться на мошенников или лиц, не причастных к ведению дела;
  2. Качество, в котором вызывают подростка;
  3. Время и дата допроса.

Если каких-то данных нет, лучше сразу позвоните и узнайте точнее.

Как должен прийти вызов на допрос несовершеннолетнего?

В Российской практике используются три основных вида вызова на допрос:

  1. Личный вызов, когда следователь приходит непосредственно к подростку и его родителям и сообщает о необходимости прийти на допрос. Иногда они пытаются вызвать на допрос по телефону, здесь вы можете решать сами: требовать прислать повестку или идти на допрос сразу.
  2. Передача повестки через участкового;
  3. Отправка повестки заказным письмом.

Будьте осторожны, если вас письмо отправлено заказной почтой, то будьте готовы к тому, что, когда вы его получите, почтальон уже распишется за вас в получении. Поэтому явиться на допрос нужно как можно скорее, чтобы вас и вашего ребенка не обвинили в сознательном уклонении от допроса.Особенности проведения допроса: что говорится в законе?

Прежде чем отвести своего несовершеннолетнего ребенка подробно изучите, что говорится в законе. Мы выделили основные нюансы проведения допроса несовершеннолетних:

  1. Если на допрос вызываются несовершеннолетние подростки (свидетели, потерпевшие, подозреваемые), то в зависимости от возраста на допросе должны присутствовать (помимо адвоката):
    1. Подростки до 14 лет – обязательное присутствие педагога, также по требованию родителей и согласию следователя, может присутствовать один из родителей;
    2. Подростки старше 14 и до 18 лет – по усмотрению суда требуется участие педагога.
  2. Если допрашиваемый подросток имеет физические или психические отклонения, недостатки и т.п., то их допрос всегда проводится в присутствии педагога или сотрудника опеки. В ряде случаев на допросе может присутствовать психолог, но по требованию суда или следователя.
  3. Перед началом проведения допроса следователь обязан разъяснить представителю подростка или педагога права несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. О проведении разъяснения следователь обязан сделать пометку, если допрос проводится в суде, то пометка делается в протоколе судебного заседания.
  4. Если педагог почувствует необходимость задать несовершеннолетнего дополнительные вопросы, то он имеет право задать их с предварительного разрешения следователя. Как правило, педагоги уже знакомы с подростками и знают их психологию, а потому они могут отличить, где ребенок недоговаривает, а когда просто боится о чем-то рассказать взрослым. Нередко подобные «недоговорки» несовершеннолетнего запутывают и сбивают следователя.
  5. При необходимости следователь может допустить присутствие на допросе несовершеннолетних его законных представителей: опекунов или родителей. Они также имеют право задавать дополнительные вопросы. Если же ребенок младше 14 лет, то их присутствие обязательно.
  6. Следователь обязан объяснить на понятном для подростка языке значение для ведения уголовного дела правдивых показаний. Однако брать подписку об ответственности за дачу ложных показаний у несовершеннолетнего нельзя. Но объяснить последствия ложных показаний следователь может.
  7. Если ведется дело о тяжком преступлении, то по ходатайству сторон суд может разрешить проведение допроса несовершеннолетнего в отсутствие подсудимого путем вынесения соответствующего постановления. Делается это в защиту интересов, жизни и здоровья подростка в дальнейшем. Показания подростка будут переданы подсудимому после его возвращения в зал заседания, но без указания имени и данных о подростке.

Кроме того, если речь идет о допросе несовершеннолетнего в зале суда, то после дачи показаний подросток и его родители (законные представители), педагог или психолог имеют право покинуть зал судебного заседания. На то, чтобы покинуть зал нужно получить разрешение судьи. Как правило, суд не препятствует, чтобы судебный процесс не навредил психике несовершеннолетнего.

Особенности допроса несовершеннолетних указаны в статье 424 Уголовного Процессуального Кодекса РФ.

Права педагога и психолога

Мы уже выше рассказывали об одной из главных особенностей проведения допроса несовершеннолетнего – привлечение к допросу педагога или воспитателя несовершеннолетнего. В ряде случаев могут привлекаться психологи и сотрудники органов опеки и попечительства.

Для того чтобы к допросу привлекли детского психолога, несовершеннолетний должен быть признан:

  1. Отстающим в психологическом развитии;
  2. Находится под наблюдением у психолога;
  3. Страдает психологическим расстройством или неокрепшей психикой.

Если ребенок не достиг шестнадцатилетия, то присутствие психолога обязательно.

Основные функции педагога и психолога:

  • проследить, чтобы на психику подростка не оказывалось давление и другие негативные воздействия;
  • помочь следователю или адвокату установить контакт с несовершеннолетним подростком;
  • Оказать консультативные услуги для должностных лиц, ведущих уголовное дело, по общению с несовершеннолетними детьми и подростками;
  • Устранить любые попытки со стороны дознавателя психического воздействия на ребенка;
  • Оказать любую посильную помощь лицу, расследующему уголовное дело;
  • Контроль за проведением дела, заполнением протокола допроса несовершеннолетнего;
  • Задавать дополнительные вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя или прокурора.
  • Знакомиться с протоколом ведения допроса и проконтролировать, что дознаватель правильно истолковал слова несовершеннолетнего. Если у него имеются замечания к составленному документу, то он должен их оставить непосредственно в протоколе и указать замечания о правильности и полноты ведения допроса.

Кроме того, психолог также должен проследить, что допрашиваемый подросток не испуган, понимает все, что происходит, знает свои права, а также он понимает последствия своих слов.

Обязанность проконтролировать участие психолога и педагога в допросе несовершеннолетия лежит на:

  1. Прокурор;
  2. Следователь;
  3. Дознаватель.

Если речь идет о судебном заседании, то ходатайствовать о вызове подростка с педагогом или сотрудников опеки и попечительства могут все указанные выше лица и защитник обвиняемого.

О правах педагога и психолога, участвующего в допросе несовершеннолетнего, разъясняет дознаватель (следователь или прокурор), о чем делается пометка в протоколе допроса – часть 5 статьи 425 Уголовного Процессуального Кодекса.

Допуск родителей на допрос несовершеннолетнего

О том, как попасть на допрос несовершеннолетнего, говорится в статье 426 Уголовного Процессуального Кодекса РФ. Согласно нему, родители или другие законные представители несовершеннолетнего (опекуны, приемные родители) имеют право присутствовать на всех следственных мероприятиях, в которых участвуют их несовершеннолетние дети. Для этого им нужно заранее предупредить прокурора или следователя о своем желании участвовать, чтобы те смогли подготовить специальное постановление (ст.426 УПК РФ).

Участие родителей или опекунов несовершеннолетнего должно быть разрешено специальным постановлением следователя, прокурора или дознавателя.

При разрешении (допуске) участвовать в проведении допроса, родителям должны быть разъяснены их основные права, за что они должны расписаться в протоколе ведения допроса. Проверьте, что следователь рассказал вам:

  1. О праве знать, в какой роли участвует несовершеннолетний;
  2. В чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  3. Вправе участвовать во всех следственных мероприятиях с участием вашего ребенка;
  4. Присутствовать при предъявлении обвинений и аресте несовершеннолетнего;
  5. Принимать участие в допросе несовершеннолетнего. Особенно, если он проходил по уголовному делу в качествах: потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Но всегда с разрешения следователя.
  6. Знакомиться с протоколом допроса или иных следственных мероприятий, в которых был задействован несовершеннолетний. Закон дает право также оставлять свои замечания о правильности их проведения, а также о полноте сделанных протоколов.
  7. Заявлять ходатайство, просить отводы, а также высказывать жалобы на действия следственного комитета или прокуратуры;
  8. Представлять доказательства и предлагать своих свидетелей;
  9. По завершении следствия или судебного заседания право ознакомиться со всеми полученными материалами дела, выписывать данные. Ограничений на сведения и их объем закон не устанавливает.

Если по решению прокурора или суда несовершеннолетнему запрещается знакомиться с материалами дела, которые могут оказать на него негативное влияние, то законные представитель обязан самостоятельно изучить их все на полноту и соответствие действительности.

Какие документы может запросить следователь?

Поскольку допрос несовершеннолетнего имеет особенный характер и свои нюансы, которые призваны защитить интересы подростка, то некоторые необходимые вопросы следователь может узнать через запрос соответствующих документов:

  1. Психологическая характеристика из учебного заведения ребенка;
  2. Выписка с оценками из школы или другого учебного заведения;
  3. Запрос на использование данных на ребенка, который наблюдается у психолога и т.д.

Основная цель получения подобных вопросов не столько получение истинных сведений, сколько способ уменьшить время на проведение допроса несовершеннолетнего и снизить оказываемое следователем влияние на него.

Основной упор в сборе документов следователи делают на бумаги и иные материалы, показывающие:

  1. Характеристики ребенка;
  2. Получение наиболее частых его поведенческих тактик (например, если ребенок беспокойный, то следователь сможет заранее подготовить тактику ведения его допроса.)
  3. Круг его общения;
  4. Его местонахождение в течение дня и на момент совершения преступления.

Кроме того, следователь, в любом случае, до вызова на допрос несовершеннолетнего, опросит его учителей, родителей, воспитатель, тренера, соседей, а также участкового, чтобы подготовиться к будущему допросу. Также он может отправлять запрос в детскую комнату полиции о том, состоит ли данный ребенок или подросток у них на учете.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Главные особенности

Допрос, как способ получения важных сведений для следствия, подробно регламентируется ст. 187-190 УПК РФ. Но именно 191 статья УПК РФ чётко описывает особенности допроса и связанных с ним иных процессуальных действий по отношению к недостигшим 18-летнего возраста гражданам. Данной статьёй чётко обозначено, что допрашивать несовершеннолетних допустимо исключительно в качестве потерпевших или свидетелей, имеющих отношение к конкретному уголовному делу.
Граждан, которые младше 18-ти лет, необходимо допрашивать в совершенно ином ключе, чем это делается со взрослыми людьми. Это обусловлено следующими факторами:

  • ключевые особенности возрастной психики;
  • минимальное количество жизненного опыта;
  • неумение (равно как и неспособность) правильно оценить ситуацию, по делу которой осуществляется допрос.

Уголовно-процессуальные законы регламентируют не только процедуру допроса несовершеннолетних, но также и самого вызова на допрашивание такого потерпевшего/свидетеля. Этот пункт всецело изложен в ст. 188 УПК РФ.
Практика расследования уголовных дел показывает, что несовершеннолетних (чаще относится к гражданам до 14 лет) допрашивают в качестве свидетелей крайне редко. Лишь в тех ситуациях, когда это является единственным способом получить достоверную информацию по уголовному делу.

Данная закономерность не распространяется на несовершеннолетних, являющихся потерпевшими в деле. Ведь они стали жертвой в уголовном деле, что весьма серьёзно само по себе.
Иными словами, если ребёнок 10 лет видел лицо убийцы, его вызовут на допрос. Если же 15-летний подросток случайно мог заметить подозреваемого на улице, а также имеются показания других свидетелей, на допрос его, скорее всего, вызывать не станут.
Законодательство РФ, УПК в частности, не обозначает минимального возраста, когда можно вызывать несовершеннолетних на допрос. Это решается в индивидуальном порядке, в зависимости от:

  • обстоятельств уголовного преступления;
  • степени психического развития несовершеннолетнего потерпевшего/свидетеля;
  • способности несовершеннолетнего адекватно оценивать события;
  • желание/способность предоставлять соответствующие действительности показания;
  • умения объективно, честно и разумно описать случившиеся события.

Правила допроса несовершеннолетнего

Законодательством РФ, а именно конкретными статьями УПК, предусмотрены определённые условия, которые необходимо соблюдать при допросе свидетелей/потерпевших возрастом менее 18-ти лет:
1. Если происходит допрос лица младше 16-ти лет, в ходе допроса обязательно должен присутствовать психолог либо педагог. Это обусловлено необходимостью постоянно следить за изменяющимся поведением и психологическим состоянием несовершеннолетнего, чтобы знать, следует сделать паузу в допросе либо продолжать его немного иначе.
Также педагог/психолог должен присутствовать на допросе, если лицо старше 16-ти лет, но страдает от каких-либо психических расстройств. То же самое касается несовершеннолетних, имеющих проблемы с психическим развитием (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).
2. Если лицо младше 18-ти лет участвует в уголовном деле о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, то присутствие психолога (не педагога) на допросе является критически важным и обязательным (согласно ч. 4 ст. 191 УПК РФ).
3. Если свидетелем в уголовном деле является лицо 16-18 лет включительно, то необходимость присутствия педагога (не психолога) на допросе определяется судом (следователями/дознавателями) в индивидуальном порядке по личному усмотрению.

4. Предоставление возможности присутствовать на допросе законным представителям несовершеннолетнего (родитель, опекун, попечитель и т. д.).
5. Возможность удалить из зала суда любое конкретное лицо (подсудимых, иных потерпевших, прочих свидетелей или даже обычных граждан), напрямую участвующее в уголовном деле на основании определения судебной коллегии.
Это необходимо, если несовершеннолетний испугался, чувствует себя некомфортно, постоянно сбивается и т. д. Также это особенно важно, если такого свидетеля/потерпевшего пытаются запугать. Для детей/подростков достаточно одного пугающего взгляда или хитрой ухмылки подсудимого. Ввиду недостатка психического развития у несовершеннолетних такие действия могут вызвать у них серьёзное оцепенение и даже более того.

По окончании допроса несовершеннолетнего все ранее удалённые из зала судебного заседания лица будут возвращены назад.
6. Педагог, который приглашается на участие в допросе лица младше 18-ти лет, не должен быть заинтересован в результатах расследования и рассмотрения будущего дела в суде. То есть это должен быть максимально квалифицированный, но полностью нейтральный специалист.
7. Видеозапись обязательно должна использоваться при допросе (и любых других следственных действиях) несовершеннолетнего. Исключения составляют ситуации, когда сам несовершеннолетний либо его законный представитель против киносъёмки по любым причинам (ст. 191 УПК РФ).
8. Потерпевшие и свидетели младше 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний в принципе.
9. Ключевая причина, почему несовершеннолетние могут привлекаться к допросу и быть свидетелями в делах уголовного характера, – это умение адекватно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию.
Поэтому если ребёнок возрастом до 18-ти лет уже достиг подобного уровня в развитии и имеет возможность адекватно воспринять информацию (а также донести её до окружающих), он может быть вызван на допрос.
10. Несовершеннолетних можно допрашивать только в течение чётко ограниченного времени, подробно обозначенного в ч. 1 ст. 191 УПК РФ:

  • лицо младше 7-ми лет можно допрашивать без перерыва только 30 минут (если с перерывом, то не более 1 часа в сутки);
  • лицо в возрасте 7-14 лет можно допрашивать без перерыва лишь 1 час (с перерывом – 2 часа в сутки);
  • несовершеннолетних старше 14 лет допустимо допрашивать в течение 2-х часов (либо 4-х часов, но с учётом перерыва, и это максимальная продолжительность допроса за одни сутки).

11. Если несовершеннолетний является обвиняемым, подозреваемым или подсудимым, к нему будут более строгие, но всё ещё особенные условия касательно допроса (ст. 425 УПК РФ). Ключевым различием является то, что такому несовершеннолетнему предоставят психолога/педагога только если:

  • несовершеннолетний подсудимый страдает психическими расстройствами и ему от 16 до 18 лет включительно;
  • подсудимый младше 16 лет.

Также подозреваемого в уголовном преступлении несовершеннолетнего можно допрашивать в течение 2-х часов в сутки (4-х если с перерывом) вне зависимости от возраста.

В остальном правила допроса для подсудимых (обвиняемых и т. п.) лиц младше 18 лет ничем не отличаются от правил для несовершеннолетних свидетелей/потерпевших.
Более подробно об особенностях проведения допроса малолетнего/несовершеннолетнего гражданина Вы можете узнать из этого видеоролика:

Как происходит допрос?

Следователи, дознаватели и судьи должны максимально ответственно отнестись к допросу несовершеннолетних. Это касается, в первую очередь, правильной формулировки вопросов (выражение: «Осуществлялось ли на тебя неправомерное давление полового характера в ходе процессуальных действий?» поставит в абсолютный тупик ребёнка 10-12 лет).
Важно также полностью изучить личность несовершеннолетнего:

  • условия жизни;
  • воспитание;
  • состояние психики и т. д.

Беседы с законными представителями, окружением и иными лицами помогут следователям найти правильный подход к несовершеннолетнему, наладить контакт и начать с ним беседу.
Если во время допроса лица младше 18-ти лет пытаются использовать жаргонные слова или нецензурную брань (чтобы казаться старше или скрыть волнение), это необходимо пресекать, напоминая, что все сказанные слова будут занесены в протокол допроса.
И наоборот: если несовершеннолетний ведёт себя отстранённо, скованно, его необходимо успокоить, поговорив на отвлечённые темы. Остроумная и вовремя сказанная шутка особенно хорошо влияет на детей, располагая их к дальнейшему общению и последующему допросу.
Особенно важно для следователей поступать максимально адекватно и терпимо. Не стоит резко перебивать несовершеннолетнего, если он решил поддержать шутку или отвлечённую тему. Налаживание контакта является главной целью для успешного допроса.
Перед непосредственным началом допроса судьи, дознаватели и следователи должны:

  • представиться;
  • прояснить малолетнему/несовершеннолетнему допрашиваемому ключевую суть производимых действий и их значение для следствия;
  • пояснить важность данной процедуры для следствия;
  • объяснить, что от правдивости предоставленной информации зависят результаты расследования по уголовному делу и его рассмотрение в суде.


Несовершеннолетний должен всецело осознать огромное значение своих показаний для рассматриваемого уголовного дела. Благодаря этому шансы на успешный допрос значительно увеличатся.
Также следователи и прочие участники допроса ни в коем случае не должны пытаться навязать несовершеннолетнему свою точку зрения или задавать наводящие вопросы. Особенно часто подобными действиями пренебрегают именно следователи, жаждущие побыстрее раскрыть уголовное дело.
За подобные действия законодательством установлена уголовная ответственность (ч. 2 ст. 189 УК РФ), поэтому лучше осуществлять допрос максимально правильно без неправомерных попыток повлиять на показания несовершеннолетнего свидетеля/потерпевшего.
Во время допроса все вопросы необходимо досконально изучить и верно сформулировать, беря во внимание возраст допрашиваемого (чем меньше возраст, тем проще и короче должны быть составлены вопросы).
Также следователь, дознаватель или судья обязаны убедиться, что несовершеннолетний всецело понял вопрос. Если он не понимает сути вопроса, то заранее перефразировав его (изменив форму, но сохранив ключевую мысль) необходимо повторить допрашиваемому данный вопрос.
Также неплохой идеей будет разделить вопрос на части:

  • главный вопрос: «Изрядно выпив алкоголя, твой отец взял деревянную скалку и направился в спальню матери, а спустя немного времени ты услышал крики?»;
  • первая часть: «Твой отец пил алкоголь 01.01.2001?»;
  • вторая часть: «Сразу после этого он схватил деревянную скалку и ушёл?» и т. д. в зависимости от длины и сложности изначального вопроса.

Допрос несовершеннолетних довольно сложен не только из-за процессуальных особенностей, но и из-за психологических особенностей. Психика лиц, которые младше 18-ти лет, буквально не готова к допросу уровня взрослых. Это необходимо учитывать всем сторонам во время допроса: и следователю, и судьям, и педагогам.
Лицо, осуществляющее допрос несовершеннолетнего, будь то судья или следователь, должен обладать базовыми (как минимум) понятиями о психологических особенностях детей и подростков. Иначе полученные при допросе сведения не будут иметь никакой ценности, ведь наладить контакт с несовершеннолетним так и не получится.

Необходимость допроса несовершеннолетних участников процесса

Существование особенности допроса несовершеннолетних лиц обусловлено их возрастными и нравственно-психологическими особенностями.

Так, к допросу малолетних свидетелей, не достигших возраста 14 лет, по общему правилу, прибегают лишь в исключительных случаях, когда показания данного свидетеля считаются существенными для выяснения реальных обстоятельств дела.

В отношении подозреваемых и потерпевших это правило не распространяется.

Психологи и правоведы выделяют следующие причины необходимости регламентации особых требований в законодательстве, предъявляемых к проведению допроса несовершеннолетних участников дела:

  • несовершеннолетние обладают большой внушаемостью;
  • несовершеннолетние имеют повышенную эмоциональную возбудимость;
  • несовершеннолетние быстрее забывают прошедшие события;
  • несовершеннолетние имеют меньший объем опыта и знаний, чем взрослые;
  • подростки, особенно в коллективе, нередко отстаивают принципы дружбы и общности, желают выглядеть лучше и могут стесняться произошедших событий.

Все вышеперечисленные особенности развития несовершеннолетних в совокупности или каждая по отдельности способны напрямую влиять на достоверность и правильность показаний, данных несовершеннолетним свидетелем или потерпевшим.

Особенности проведения допроса

Особое внимание следует уделить вызову несовершеннолетнего участника процесса на допрос в следственные и правоохранительные органы или в судебное заседание.

Согласно УПК РФ, вызов на допрос несовершеннолетнего, который не достиг возраста 16 лет, осуществляется через его законных представителей или администрацию с места его учебы или работы.

Как правило, в качестве законного представителя несовершеннолетнего выступают его родители, каждый из которых в равной степени обладает правами на представление интересов ребенка на допросе.

Однако, при отсутствии у несовершеннолетнего родителей, в качестве законного представителя могут выступать опекуны, попечители или усыновители.

В случаях, когда в уголовном деле или в рамках административного правонарушения несовершеннолетний выступает в качестве обвиняемого, а в качестве потерпевшей стороны заявлен единственный родитель, для представления законных интересов несовершеннолетнего приглашаются инспекторы Отдела опеки и попечительства или ОДН.

Тот же принцип работает в обратном варианте, когда несовершеннолетний является потерпевшим, а единственный родитель – обвиняемым.

Вызов к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, который содержится под стражей в специализированном учреждении, происходит посредством взаимодействия с администрацией этого учреждения.

При нахождении его под подпиской о невыезде вызов осуществляется через его законных представителей.

Вручение повестки лично в руки несовершеннолетнему или оповещение его о времени допроса через телефонограмму допускается только в случаях, когда требуется получение немедленной явки свидетеля или взаимодействие с законными представителями может повлиять на достоверность показаний несовершеннолетнего.

Правила допроса

Согласно последним изменениям УПК РФ от 05.12.2017 года допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет производиться при участии его законных представителей.

На вопрос, с какого возраста можно допрашивать ребенка без родителей, можно ответить следующим образом:

Полиция имеет право допрашивать несовершеннолетнего без родителей в случае, если ребенок уже достиг возраста 14 лет и судья или следователь не видит необходимости в вызове родителей.

Особой спецификой в этом отношении обладают преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетнего потерпевшего.

Следователь имеет право осуществлять допрос без законного представителя в случае, если ребенку их присутствие доставляет нравственные беспокойства или моральные страдания.

УПК выделяет следующие правила допроса несовершеннолетних:

  • при допросе лица, не достигшего возраста 16 лет, или лица, достигшего это возраста, но страдающего психическими расстройствами, обязательно участие педагога/психолога;
  • при допросе лиц в возрасте от 16 до 18 лет вопрос об участии педагога решается судом или следственными органами самостоятельно;
  • возможность удаления из зала судебного заседания при допросе несовершеннолетнего свидетеля любого из лиц, участвующих в деле на основании определения суда;
  • в качестве педагога при допросе приглашается лицо, имеющее соответствующее высшее образование и не заинтересованное в исходе судебного разбирательства.

Как правило, в качестве педагога приглашают стороннего специалиста или учителя, непосредственно осуществляющего педагогическую деятельность данного ребенка в рамках учебного процесса.

Однако, на практике, особенно по делам об административном правонарушении, в судах нередко для допроса выбирают в качестве педагога сотрудников суда, имеющих педагогическое образование.

К такому же варианту прибегают полицейские при проведении допроса несовершеннолетнего при подготовке материалов дела в суд.

Напрямую этот способ не противоречит действующему законодательству и позволяет сократить сроки рассмотрения административных дел.

Порядок допроса

В целом, процессуальный порядок допроса по уголовному делу несовершеннолетнего свидетеля, подозреваемого или потерпевшего не отличается от допроса других участников процесса. Однако, существенным отличием необходимо считать следующее положение.

Несовершеннолетние свидетели и потерпевшие, возраст которых менее 16 лет, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Следователь лишь обязан при разъяснении процессуальных прав указать несовершеннолетнему о необходимости говорить правду.

Время допроса несовершеннолетнего участника уголовного дела также строго регламентировано. Так, допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, свидетеля или потерпевшего не должен превышать в общей сложности более 4 часов.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого необходимо делать перерыв по прошествии 2 часов допроса.

Как известно, по общему правилу, в рамках судебного процесса лица, желающие быть свидетелями по делу и давать свои показания, не могут присутствовать в зале судебного заседания как слушатели, не в момент дачи показаний.

Своего вызова свидетели ожидают в коридоре и, после дачи показаний, покидают зал судебного заседания. При этом несовершеннолетние свидетели в возрасте до 16 лет имеют право по усмотрению суда оставаться в зале судебного заседания до окончания процесса.

Права законного представителя при допросе несовершеннолетнего

При осуществлении допроса в рамках предварительного следствия сотрудникам полиции избирается лицо, являющееся законным представителем несовершеннолетнего участника процесса.

Принятое решение излагается в постановлении, которое в последующем включается в материалы уголовного дела. Из постановления должно быть видно, на каком основании допущен тот или иной человек в качестве законного представителя с указанием его личности.

Законному представителю несовершеннолетнего разъясняются следующие процессуальные права:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется ребенок в уголовном дела, или в чем состоит суть административного правонарушения;
  • присутствовать при предъявлении обвинения в рамках уголовного следствия;
  • участвовать в допросе ребенка в полиции и зале судебного заседания;
  • на следственных действиях знакомиться с теми протоколами действий, в которых он принимал участие, а также вносить в них изменения и письменные замечания под личную подпись;
  • предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы сотрудникам следствия, прокуратуры и участников судебного разбирательства;
  • знакомиться с материалами дела и единым по уголовному делу протоколом судебного заседания в течение 3 дней после окончания рассмотрения дела и вынесения приговора или постановления.

В случае усмотрения со стороны законного представителя опасности или нарушения интересов несовершеннолетнего лица следователь может вынести постановление об отстранении данного законного представителя от участия в деле.

Тогда следователем избирается другое лицо, представляющее законные интересы несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или подозреваемого является один из самых сложных видов процессуальных действий.

Проблематичность его осуществления обусловлена не только строгими, жестко регламентированными нормами законодательства о допросе несовершеннолетнего, отступление от которых может привести к обжалованию следственных документов или приговоров суда.

Помимо этого ситуацию осложняют психологические особенности развития ребенка, его эмоциональность, повышенная возбудимость и реакция на внешние раздражители.

Поэтому следователь и судья должны обладать определенным наборов знаний в области психологии для того, чтобы беспрепятственно суметь войти в доверие к ребенку и получить от него правдивые показания, так необходимые для вынесения правильного судебного решения по делу.

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ устанавливает обязанность следователя (дознавателя) производство любых следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осуществлять не только с участием защитника (адвоката), но и педагога (или психолога). Надо признать, данное требование Закона представителями следственных органов в целом соблюдается — ведь в случае его нарушения все сведения, полученные в ходе допроса, не будут иметь юридической силы, как полученные с нарушением закона, т.е. могут быть признаны судом недопустимыми доказательствами: отсутствие на допросе адвоката и педагога расценивается судом как несоблюдение прав несовершеннолетнего подозреваемого на защиту, считается нарушением закона, а показания ребенка, данные на стадии предварительного расследования без педагога или защитника, и не подтвержденные затем в суде, относятся к недопустимым доказательствам. Такие доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, подлежащего доказыванию по уголовному делу (см. ст. 73 и ст. 75 УПК РФ). Отсутствие четкого понимания цели и задач педагога/психолога, участвующих в допросе, является одной из причин отрицательного отношения многих следователей и даже судей к этому участнику процесса, и как следствие — пассивное поведение педагога в ходе следствия.

Вместе с тем, порядок привлечения педагога, его полномочия, обязанности, права, роль в производстве следственных действий, в законе достаточно не раскрыты, (лишь скупо упомянуты отдельные права, в т.ч. право задавать свои вопросы после следователя, оставляя последнему право эти вопросы отвести по своему усмотрению), что и позволяет следователям трактовать упомянутую норму закона весьма произвольно.

Большой опыт участия в защите несовершеннолетних лиц, общения со следователями и педагогами, а также и определенный личный педагогический опыт, убеждают в том, что цель, роль, задачи, полномочия педагога в следственных действиях, понимаются участниками процесса весьма расплывчато, чаще всего — лишь как формальное требование закона. При этом диапазон понимания означенных проблем весьма широк. Одни следователи считают педагога своим прямым подчиненным, т.е. помощником в добыче доказательств по уголовному делу и вытребования у ребенка нужных показаний, просят и требуют от педагога «разговорить» ребенка, заставить «признаться», другие воспринимают его как пассивного стороннего наблюдателя при допросе, робко присутствующего при следственном действии, и обязанность которого — всего лишь поставить свою подпись в протоколе допроса при его завершении, а попытка педагога, например, задать свои собственные вопросы ребенку воспринимается им с недоумением. Как курьез, вспоминается, например, завуч школы, которая во время допроса, не прислушиваясь к беседе следователя и девочки-старшеклассницы, подозреваемой в краже, на протяжении всего допроса занималась тем, что составляла на девочку уничижительную характеристику на заранее заготовленном листке бумаги с уже проставленной печатью школы. Все это действо сопровождалось еще и непрерывным потоком извинений перед следователем за их подопечную, «опозорившую» их замечательное учебное заведение. Другие следователи интуитивно чувствуют сложную связь между статусом педагога и статусом специалиста вообще, соотношение которых уже много десятилетий является предметом дискуссии, и отождествляют педагога с другим специалистом, участвующим в следствии — экспертом, например, т.е. лицом, специальные познания которого также служат цели установления истины по делу, и которому дано право участвовать при производстве следственных действий, давать свои заключения, например — изложить следователю свое понимание поведения ребенка и возможных мер для его коррекции, и не более.

Если же вести речь о самих педагогах и психологах, то и они воспринимают свои обязанности или как тягостную формальность, но в большинстве своем склонны помогать следователю, устанавливая контакт с ребенком, а то и вовсе учиняют совместный с следователем перекрестный допрос. Иногда — занимают подчеркнуто отстраненное, равноудаленное и от защитника-адвоката, и от следователя, и от ребенка, положение, что для работы защитника и для интересов подозреваемого несовершеннолетнего представляется наименьшим злом. Бывают, наконец, педагоги, которые бросаются защищать, выгораживать ребенка, помогать ему в возникшей трудной ситуации, смягчить возможные последствия для него. Безусловно, такой вариант, особенно при согласованности действий с адвокатом, представляется наиболее продуктивным для защиты, однако, справедливости ради следует сказать, что и педагоги, избирающие данную тактику, являются редким исключением из перечисленных правил.

Представляется однако, что ни одна из перечисленных тактик поведения педагога не может считаться единственно верной.

Следует также сказать, что поднятая проблема имеет не только сугубо практическое и методологическое значение (как особенности оказания правовой помощи несовершеннолетним), но в последнее время приобрела еще и отчетливое публицистическое звучания в свете крайне эмоциональной реакции современного российского общества на неизбежное внедрение т.н. «ювенальной юстиции» и «ювенального правосудия», также понимаемых обществом весьма расплывчато, что и провоцирует участников этих дискуссий на крайне резкие мнения.

Попробуем разобраться, для чего в уголовном процессе участвует педагог/психолог.

Заметим вначале, что участие педагога в производстве следственных действий не является новацией современного права, и было предусмотрено еще советским законодательством — правда, оговаривалось, что приглашение такого специалиста зависит от усмотрения следователя или прокурора, или же ходатайства адвоката. Участие педагога было возможно при допросе обвиняемого и старше шестнадцати лет, если он был признан умственно отсталым. педагог допрос несовершеннолетний адвокат

Новый же УПК указал, что педагог — не единственный специалист, который должен участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого. В качестве альтернативы ст.425 УПК РФ оговаривает еще и приглашение на допрос психолога. Участие именно психолога многим современным юристам представляется более обоснованным, так как именно психолог специализируется на установлении психологического контакта следователя с подозреваемым, обвиняемым, в то время как главная задача педагога — это обучение, а вовсе не наведение «психологических мостов». Учитывая то обстоятельство, что количество лиц, изучающих психологию, сегодня быстро растет и специалисты-психологи давно не являются экзотикой, данное мнение правоведов можно счесть вполне обоснованным, в связи с чем логично было бы уточнить закон — и исключить педагога из числа специалистов, участие которых при допросе обязательно, заменив педагога на психолога. В настоящее время в России достаточно специалистов с психологическим образованием, а сама эта специальность является весьма востребованной. В любом случае, если участие педагога будет признано необходимым, например, после заявления ходатайства защитника, у следователя всегда есть право привлечь последнего в качестве специалиста по общему правилу. (Заметим также, что ряд правоведов полагают необходимым привлекать к работе с детьми на следствии еще и психиатра, как специалиста по работе с детьми с трудной или болезненной психикой, в связи с чем предлагается уточнить ст.425 УПК еще и требованием обязательного участия не только психолога, но при работе с ребенком, страдающим какими-либо расстройствами или болезненными проявлениями психики, или умственно-отсталым ребенком, — предусмотреть еще и обязательное участие врача психиатра, что также может быть и нелишним).

Продолжая тему, нельзя обойти вниманием еще одну проблему — то обстоятельство, что закон ограничивает продолжительность допроса ребенка двумя часами без перерыва, а всего в день — не более 4-х часов. Исходя из личного опыта, рискнем утверждать, что упомянутая норма также установлена законодателем весьма произвольно, без учета специфики детской и подростковой психологии, без достаточной проработки этого вопроса специалистами. Необходимо в этой связи напомнить, что продолжительность школьных уроков, ограниченная сегодня 40-45 минутами, так же, впрочем, как и продолжительность перемен, длительное время была предметом острейших дискуссий специалистов по детской педагогике, психологии и психиатрии, изучавших в этой связи тысячи различных обстоятельств, оказывающих влияние на детскую психику и здоровье вообще, в результате чего и были установлены данные нормы, считающиеся сегодня вполне безопасными для ребенка-подростка, при этом продолжительность, например, важных контрольных работ также ограничена лишь двумя уроками подряд. В этой связи вызывает множество вопросов почти полная свобода следователя допрашивать ребенка 4 часа. Можно только недоумевать, на каком основании законодатель установил такую процессуальную свободу для следователя, ведь совершенно очевидно, что по степени эмоционального, нервного, психического напряжения допрос для ребенка неизмеримо тяжелее и нередко приводит к далеко идущим последствиям для него, вплоть до суицидальных настроений. В этой связи полагаем необходимым в своей повседневной работе и общении с педагогами/психологами призывать их активнее участвовать в производстве допроса , не только одним фактом своего присутствия, но и требовать от пед.работника активнее вмешиваться в сам ход следственного действия, полнее реализовывать свои полномочия, свой процессуальный статус.

Полагаем, что педагог/психолог обязан отражать в протоколе допроса эмоциональное состояние ребенка и вправе требовать прекращения допроса в том случае, если усматривает малейшую угрозу для ребенка, его здоровья, психики, эмоционального состояния, делать соответствующие заявления и дополнения к протоколу.

Хотелось бы отметить, что перечисленным действиям педагога/психолога должен активно способствовать адвокат, если робость и неискушенность педагога препятствуют ему в полной мере реализовать свои полномочия.

Подведем краткие итоги поднятых проблем.

Роль педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого выходит далеко за рамки оказания помощи следователю и должно являться дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов ребенка, ограждения его от возможного отрицательного влияния на психику.

Описанные различные точки зрения на проблематику показывают существенные различия подходов к пониманию целей и задач педагога/психолога, участвующих в допросе, и накладывают дополнительную ответственность на профессионального защитника — адвоката, обязывая его искать такие подходы к всем участникам следственного действия, которые бы, не умаляя важности добычи достоверных показаний для следователя, в полной мере обеспечили бы соблюдение прав ребенка, способствовали созданию непринужденной обстановки на допросе, исключающей возможное отрицательное воздействие на детскую психику, поддерживали соответствующее эмоциональое состояния ребенка, и т.д. Это весьма непростая задача, учитывая то обстоятельство, что участники допроса являются процессуальными противниками, преследующими совершенно разные цели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *