Квотирование мест для инвалидов

Содержание

Кто должен резервировать места для инвалидов

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ»О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее – Закон № 181-ФЗ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше – нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р ; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание – п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели – обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013–2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Что чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов,
старший юрист руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Законодательное регулирование вопроса

Активное воплощение в жизнь квоты для инвалидов в организациях произошло в 2013 году с принятием нового закона, устанавливающего строгие требования к приему на работу людей с проблемами здоровья.

Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»

Дата принятия документа Наименование НПА Основные положения
19.04.1991 № 1032 Федеральный закон «О занятости населения Российской Федерации» Ст. 25 фиксирует обязанность каждого работодателя сообщать о выполнении требований законодательства при приеме на работу инвалидов
24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Статья 21 утверждает квоты, обязательные к соблюдению при трудоустройстве граждан в штат частных и государственных предприятий
30.12.2001 № 195 Кодекс об административных правонарушениях Содержит нормы, применяемые к администрациям предприятий, допустившим нарушение квоты для инвалидов в 2019 году
30.12.2001 № 197 Трудовой кодекс РФ Фиксирует правила привлечения к официальному труду граждан с инвалидностью
27.05.2003 № 280 Закон СПб «О правилах трудоустройства инвалидов» Знакомит с особенностями реализации политики в регионе
22.12.2004 № 90 Закон города Москвы «О квотировании рабочих мест в столице и регионе» Фиксирует порядок реализации этого правила на территории Московской области
04.08.2009 № 742 Постановление Правительства Москвы «О квотах для инвалидов» Регуляция требований к отчетам, подаваемым администрациями фирм в службу занятости, о привлеченных к труду инвалидах
23.02.2013 № 11 ФЗ «О квотах для инвалидов» Знакомит с основными положениями и правилами, которые должны соблюдать работодатели
19.09.2017 № 680 Приказ Министерства труда «Об осуществлении контрольно-надзорной функции за действиями работодателей» Устанавливает границы юридической ответственности при нарушении требований квотирования

При решении споров в этой области за основу принимается общефедеральное законодательство. Тогда как на региональном уровне проблема пристально рассматривается только в столице и Санкт-Петербурге. Другие муниципалитеты еще не принимали одноименных нормативно-правовых актов, базируя свою деятельность на имеющихся ФЗ.

Подробнее в статье: Закон «О социальной защите инвалидов»

Квотируемое рабочее место: понятие

Согласно пояснению, предложенному словарем Ожегова, квота — норма от чего-либо. То есть за основу может приниматься любой показатель, и от целой его части устанавливается допустимое значение. Как правило, измеряется квота в процентах, если величина является динамической.

Квота для приема на работу инвалидов в юридической теории — доля рабочих мест на предприятии, которые в обязательном порядке должны быть замещены гражданами с расстройствами здоровья. Измеряется показатель в процентах от общего штата организации.

Установление квоты для инвалидов в 2019 году осуществляется на основании таких правил:

  • нормы закона распространяются на все предприятия, независимо от формы собственности;
  • не имеет значения, какую должность будет занимать инвалид;
  • за неисполнение установленных требований к нарушителям могут применяться юридические санкции;
  • обязательна подача отчётов работодателями о проделанной работе и обо всех фактах привлечения к труду таких лиц;
  • все внутренние документы подлежат изменению в связи с необходимостью отображения в них правил трудоустройства инвалидов.

Утверждение норм с учетом нововведений

Как сказано выше, законодательство в этой сфере поддалось существенным изменениям. В частности, расширены обязанности нанимателей в сфере формирования внутренней нормативно-правовой базы.

Важно! В 2019 году администрации фирм должны готовить регулярные расширенные отчеты в службу занятости, содержащие сведения о должностях, замещенных инвалидами, о вакансиях, а также применяемых локальных нормативно-правовых актах.

Законодателем зафиксировано, что каждая фирма обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с внутренними распоряжениями и приказами, содержащими сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов. Вместе с тем, отсутствует четкий список требований к таким документам. Поэтому юрлица вольны самостоятельно принимать решения касательно целесообразности использования тех или иных документов.

Самое важное при формировании или внесении изменений в действующие акты — соблюдать такие принципы:

  • содержание документов должно полностью соответствовать требованиям трудового кодекса и другим ведомственным документам;
  • если в рамках предприятия действует выборный орган от рабочего коллектива, то обязательно учитывать и его мнение касательно предусмотренных норм;
  • не допускается принятие законов, которые ухудшаю положение служащих на фирме.

Порядок трудоустройства

Не все предприятия имеют возможность привлекать к труду инвалидов. Для начала фирма заключает письменное соглашение с муниципалитетом. Договор нужен для того, чтобы гарантировать сторонам правоотношений равные права на трудоустройство. Документ должен содержать такие сведения:

  • наименование вакансий для замещения гражданами с расстройствами здоровья;
  • группы граждан, которые могут быть трудоустроены на указанные вакансии;
  • заключения специалистов в области медицины о возможности работы в предложенных условиях;
  • источники осуществления денежного содержания;
  • санкции, применяемые к нарушителям договора.

Следующий шаг — принятие приказа «О выделении квоты для инвалидов», образец которого можно получить в службе занятости региона. Этот распорядительный документ включает следующую информацию:

  • название вакансий;
  • требуемые навыки для ее замещения;
  • распорядок труда;
  • необходимость дополнительного оснащения (если таковое требуется — факт его наличия).

Эти бумаги вручаются в службе занятости согласно требованиям, установленным в регионе. В некоторых областях отчеты предоставляются каждый месяц, в других — ежеквартально. Также дополнительно сведения подаются после каждого существенного изменения квот.

Как узнать о вакансиях и устроиться на работу

Нормы отечественного законодательства сформированы таким способом, что и работодатель, и соискатели одинаково заинтересованы в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. Поэтому информация о доступных вакансиях находится в общем доступе.

Есть несколько источников сведений о доступных свободных местах на фирмах, а именно:

  • официальный сайт фирмы (содержит актуальную информацию о численности вакансий и возможностях их замещения);
  • рекламные порталы;
  • центр занятости города.

Согласно статистике, 75% всех трудоустроенных граждан с расстройствами здоровья воспользовались помощью служб занятости. Это связано с тем, что каждый раз, когда дееспособный гражданин подает заявление о постановке на учет в качестве безработного, организация предлагает возможные вакансии для замещения и выплачивает пособие по безработице. То есть, технически никакого самостоятельного поиска вести не нужно. Работники центра подбирают кандидатов на замещение должностей на основании требований, предоставленных работодателями.

Процедура трудоустройства подразумевает выполнение таких действий:

  • обращение в службу с собственноручным ходатайством о внесении в список безработных;
  • ознакомление с перечнем подходящих мест работы;
  • выбор импонирующей должности;
  • получение направления от службы занятости;
  • обращение в фирму, предлагающую прием на работу.

Дальнейшая процедура проходит на общих основаниях, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации:

  • подготовительная консультация с руководителем отдела кадров предприятия касательно возможности трудоустройства;
  • составление предварительного контракта;
  • согласование условий договора;
  • подписание соглашения о приеме и начало деятельности.

После того, как инвалид приступит к труду, происходит прекращение выплаты пособия по безработице инвалиду. Кроме того, администрация фирмы обязана оформить письменное сообщение в службу занятости о том, что одна из доступных вакансий уже занята.

Возможные трудности

Согласно требованиям законодательства, квота по инвалидам на предприятии обязательна к выполнению в полной мере. То есть каждое свободное место должно быть занято. В противном случае предприятие выплачивает в пользу государственного бюджета пошлину. С одной стороны, это дополнительная гарантия, что администрация фирмы не будет избегать возможностей приема на работу людей с заболеваниями. С другой — одна из существенных причин мошенничества со стороны нанимателей.

Первое, к чему прибегают компании, — официальное оформление в штате фирмы близких родственников, имеющих удостоверение инвалида. Трудоустройство фиктивное, поскольку по факту гражданин не привлекается к работе. Однако он ежемесячно получает зарплату в размере МРОТ.

Второе — также фиктивное трудоустройство, но через социальные организации. Фирма ищет граждан, которые согласны за минимальную оплату числиться в рабочем штате, но не принимать фактического участия в трудовом процессе. Такие действия чреваты применением ко всем участникам юридических санкций за мошенничество.

Юрлица идут на такой риск, дабы избежать оплаты государственной пошлины в бюджет. Но существуют объективные причины невыполнения квоты, которые не зависят от самой компании. Например, когда за весь отчетный период не объявилось ни одного соискателя для привлечения к труду. То есть наниматель готов и рад бы взять на работу инвалида, но желающих нет, и центром занятости никто на прием не направлялся. Несмотря на то, что вины администрации компании в невыполнении требований закона нет, муниципалитеты всячески стараются выудить у фирмы деньги. А это уже основание для судебного спора.

Среди трудностей, с которыми сталкиваются сами наниматели, нужно выделить потенциальные проблемы соискателей. Самая главная — уклонение работодателя от приема на работу и отказ от оформления контракта. Такие действия могут быть обоснованными только при отсутствии навыков и знаний у претендента. В противном случае нужно обратиться в службу занятости с письменной жалобой. В отношении должностного лица компании составляется протокол об административном правонарушении, а инвалид проходит повторное собеседование.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населени в РФ

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Закон Камчатского края от 11 июня 2009 г. N 284 О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан

Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 14-кз О квотировании рабочих мест для инвалидов

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 О квотировании рабочих мест

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Положение о квотировании трудовых мест

Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения Закон РФ 19.04.1991 г. N 1032-1

Приложение № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости Кодекс РФ об административных правонарушениях

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *