Коллегиальный орган управления

Содержание

Применение термина

Понятие коллегиальность используется практически во всех сферах государственных структур (законодательная власть, судебная власть, исполнительная власть), в коммерческих организациях, политических партиях и некоммерчесских организациях.
Обозначает оно совместное обсуждение для принятия решения с учётом разных мнений и предложений.
Проявляется коллегиальность в виде совещания на котором должностные лица совместно обсуждают то или иное решение. На основе предложенных вариантов и высказанных мнений вырабатывается и принимается единое решение.
Совет должностных лиц принимающих подобные решения называется коллегиальным органом либо коллегией.
В зависимости от устава (для политических партий, для коммерческих или некоммерческих организаций), либо нормативно-правовых актов (для государственных структур) окончательный выбор решения принимается либо голосованием членов коллегии (решающая форма коллегиальности), либо единоличным решением должностного лица возглавляющего коллегию (совещательная форма коллегиальности).

Необходимость в коллегиальности

Исторически коллегиальность внедрялась в систему государственной власти в связи со следующими факторами:

  • необходимость в органах законодательной власти;
  • необходимость в органах судебной власти;
  • необходимость сдерживания произвола и самоуправства со стороны представителей исполнительной власти;
  • исключение случайности и различных ошибок в принимаемых решениях всеми ветвями властей;
  • учёт интересов всех заинтересованных сторон общества;
  • внедрение опыта и передовых знаний.

По существу коллегиальность используется в первую очередь как противовес единоначалию, как механизм предохранения от человеческого фактора, который мог проявиться у чиновника (сановника).
К одному из первых исторических законодательно утверждённых коллегиальных органов можно отнести институт магистратов в Римской империи возникший в IV веке до н. э.. При магистратах законодательно были основаны децемвиры (лат. decem viri «десять мужей») — коллегиальный орган из десяти человек, выполнявший функции законодательной власти. Данный институт власти возник как компромисс учитывающий интересы всех сословий, в первую очередь решавший конфликт интересов плебеев и патрициев.
В политике КПСС принцип коллегиальности связывали с принципом единоличной ответственности.
В. И. Ленин утверждал что коллегиальность в сочетании с единоличной ответственностью являлась гарантом использование знаний и опыта многих членов партии, предотвращающим ошибочный субъективный подход и обезличивание ответственных лиц принимающих решение и участвующих в их исполнении.
По мнению В. И. Ленина коллегиальность должна была чётко оговаривать ответственность всех лиц, участвующих в исполнении обсуждаемого решения:

…Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ…

— Полное собрание сочинений, 5 изд., том 37, стр. 365

Разновидности коллегиальных органов в государстве

Законодательная власть

В законодательной власти, в зависимости от государственной принадлежности могут быть следующие коллегиальные органы:

  • Сенат
  • Парламент
  • Национальная ассамблея — аналог парламента в некоторых государствах

Судебная власть

  • Совет судей (Верховный судебный совет) — в зависимости от принадлежности к государству
  • Высшая квалификационная коллегия судей

Исполнительная власть

В исполнительной власти встречаются следующие коллегиальные органы:

  • Кабинет министров — высший коллегиальный орган исполнительной власти
  • Совет министров — аналог кабинета министров в СССР
  • Совет министерства — коллегиальный орган при министерстве. Например Медицинский совет Министерства внутренних дел Российской империи
  • Муниципальный совет — коллегиальный орган местного самоуправления

Международные коллегиальные органы

В сфере внешнеполитических отношений и военно-политических объединений к примеру существуют следующие коллегиальные органы:

  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Североатлантический совет — коллегиальный орган управления НАТО

Коллегиальность в некоторых сферах

Для некоторых сфер коллегиальность не всегда проявляется в наличии постоянно существующего коллегиального органа. В таких случаях коллегиальность выражается в рабочем совещании, которое организуется по необходимости решения каких-либо задач.

Система образования

  • Педагогичекий совет — постоянно действующий коллегиальный орган управления либо совещание преподавателей учебного заведения, решающих вопросы организации обучения и функционирования заведения.
  • Научно-технический совет — постоянно действующий коллегиальный орган управления ВУЗа или научно-технического объединения либо совещание специалистов и учёных

Система здравоохранения

  • Консилиум — совещание врачей решающих вопросы диагноза и лечения отдельно взятого пациента

Религиозное управление

  • Конклав — в католической церкви коллегиальный орган, представляющий собой собрание кардиналов решающих вопрос кандидатуры Папы Римского
  • Совет улемов — в исламских государствах коллегиальный орган управления духовенства, представляющий собой собрание улемов, решающий как теософские вопросы и функционирование духовенства, так и функции законодательной власти государства (к примеру в Саудовской Аравии)

Сфера бизнеса

  • Совет директоров — коллегиальный орган управления в крупных промышленных предприятиях, коммерческих предприятиях, в банках, корпорациях, концернах т.д., который контролирует функционирование организации и решает вопросы модернизации, финансирования, продажи и покупки акций и т. д..

Спорт

  • Судейская коллегия (Судейская команда) — коллегиальный орган дающий оценки выступлению спортсменов во многих видах спорта.

Коллегиальность в Вооружённых силах

В вооружённых силах (в зависимости от государственной принадлежности) могут встречаться следующие коллегиальные органы:

  • Военный совет — историческое название коллегиальных органов управления вооружённых сил в некоторых государствах;
  • Суд офицерской чести — коллегиальный орган для охраны корпоративной чести офицерства и достоинства офицерского звания.

На уровне подразделений, воинских частей и соединений — коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором производится обсуждение текущей обстановки, поступивших боевых приказов и выслушиваются мнения командиров подразделений и начальников служб.
В Вооружённых силах практически всех государств принцип управления законодательно основан на Единоначалии.

Основная статья: Единоначалие

В связи с этим коллегиальность проявляется исключительно в совещательной форме и носит рекомендательный характер.
Начальник (командир) проводит совещание, на котором обсуждаются важные вопросы и поступившие сверху приказы и выслушивает мнение заместителей и должностных лиц ответственных за выполнение приказов. После чего принимает единоличное решение, за которое несёт полную ответственность.
Существуют исключения, когда единоначалие командира (начальника) может быть ограничено позицией коллегиального органа. К примеру решение суда офицерской чести. Командир формирования не может повлиять на их решение, а может только обжаловать его.

Поступающий — это для тебя

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

К коллегиальным органам управления относятся:

Общее собрание (Конференция) работников и обучающихся;

Попечительский совет;

Педагогический совет;

Совет образовательной организации;

Методический совет.

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ (КОНФЕРЕНЦИЯ) РАБОТНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ (далее – Конференция) — постоянно действующий коллегиальный выборный орган управления, который составляют работники и обучающиеся образовательной организации.

Общая численность Конференции 31 человек:

— представители администрации образовательной организации — 4 человека (назначаются директором);

— педагогические работники образовательной организации — 6 человек (2 человека от каждого отделения -выбираются на Педагогическом совете);

— иные работники образовательной организации — 5 человек (выбираются органом общественной самодеятельности образовательной организации);

— обучающиеся образовательной организации — 15 человек (выбираются тайным голосованием из числа всех обучающихся очной формы обучения).

Конференция собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Для ведения Конференции избираются председатель и секретарь. Свои решения Конференция принимает простым большинством голосов. Решения считаются правомочными, если на заседании присутствует более половины членов Конференции. Решения оформляются протоколами.

К компетенции Конференции относится:

— принятие Правил внутреннего трудового распорядка;

— принятие решения о необходимости заключения коллективного договора;

— обсуждение и принятие, а также внесение изменений и дополнений в коллективный договор;

— заслушивание ежегодного отчета представительного органа и администрации о выполнении коллективного трудового договора;

— рассмотрение вопросов, выносимых на его обсуждение директором или Педагогическим советом;

— принятие Правил внутреннего распорядка обучающихся, Положения о стипендиях и других локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся;

— контроль своевременности предоставления обучающимся и работникам мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Калининградской области, локальными нормативными актами образовательной организации.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

Попечительский совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления, формируемый посредством процедур выборов, назначения и кооптации.

Общая численность Попечительского совета — 15 человек.

родителей (законных представителей) обучающихся – в количестве 3 человек;

работников образовательной организации – в количестве 3 человек. Представители работников избираются на Общем собрании работников образовательной организации открытым голосованием простым большинством голосов.

обучающихся — в количестве 3 человек. Представители обучающихся избираются на Студенческом совете образовательной организации открытым голосованием простым большинством голосов.

В состав Попечительского совета также входят: директор, представитель Министерства – 1 человек, представители работодателей – 2 человека, представители администрации образовательной организации – 2 человека.

По решению Попечительского совета в его состав приглашаются и включаются граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию Колледжа (кооптированные члены Попечительского совета) в количестве 1 человека.

Попечительский совет имеет следующие полномочия и осуществляет следующие функции:

разрабатывает программу развития образовательной организации;

содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации;

согласовывает, по представлению Директора план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, в части расходования средств, полученных образовательной организацией от приносящей доходы деятельности;

содействует популяризации деятельности образовательной организации;

заслушивает отчет директора образовательной организации по итогам учебного и финансового года;

содействует материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса путем привлечения внебюджетных средств.

Периодичность заседаний Попечительского совета – 1 раз в квартал. По мере необходимости могут созываться внеплановые заседания. Члены Попечительского совета избирают на своем заседании председателя Попечительского совета, его заместителя, секретаря. Попечительский совет правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее 2/3 от его состава.

Каждый участник Попечительского совета обладает одним голосом. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего.

Решения принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов и оформляются протоколами.

Решения Попечительского совета по вопросам, отнесенным настоящим Уставом к его компетенции, реализуются приказами Директора, соответствующими локальными нормативными актами. По вопросам, для которых настоящим Уставом Попечительскому совету не отведены полномочия на принятие решений, решения Попечительского совета носят рекомендательный характер.

Положения о деятельности Попечительского совета, не нашедшие отражение в настоящем Уставе, регламентируются Положением о Попечительском совете.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников в образовательной организации создан постоянно действующий коллегиальный орган управления – Педагогический совет, объединяющий педагогических работников образовательной организации.

В состав Педагогического совета образовательной организации входят: директор, его заместители, заведующие отделениями, заведующий учебно-методическим отделом, методисты, педагогические работники, заведующий библиотекой, заведующие мастерскими, заведующий учебной ветеринарной клиникой, управляющий учебным хозяйством. На заседания Педагогического совета могут приглашаться родители (законные представители обучающихся), работники образовательной организации, обучающиеся, руководители органов самоуправления, представители Министерства.

Председатель Педагогического совета образовательной организации избирается на заседании Педагогического совета.

Педагогический совет образовательной организации созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца.

Заседание Педагогического совета образовательной организации считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 его состава. Решения принимаются простым большинством голосов, присутствующих на заседании. Решения Педагогического совета, утвержденные приказом по образовательной организации, являются обязательными для исполнения.

К компетенции Педагогического совета образовательной организации относятся:

обсуждение и утверждение плана работы образовательной организации на новый учебный год и заслушивание директора о его реализации;

определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендуемых или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе;

заслушивание информации и отчетов педагогических работников образовательной организации, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с образовательной организацией по вопросам образования и воспитания, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима: об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности образовательной организации;

выбор системы оценок, формы, порядка и периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

принятие решений о проведении промежуточной аттестации по результатам учебного года, о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации выпускников, переводе обучающихся на следующий год обучения, в том числе условный перевод, оставлении на повторный год обучения; выдаче соответствующих документов об образовании и (или) о квалификации, о награждении обучающихся за успехи в учебе грамотами, похвальными листами или медалями;

в соответствии с законодательством принятие решений об отчислении обучающихся из образовательной организации;

рассматривает вопросы сокращения срока обучения лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

создание временных творческих объединений с приглашением специалистов различного профиля, консультантов для выборки рекомендаций, рассмотрение их на своих заседаниях;

организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

рассматривает локальные акты, регламентирующие содержание образовательного процесса.

СОВЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Совет образовательной организации – постоянно действующий коллегиальный орган управления, формируемый посредством процедур выборов.

В состав Совета образовательной организации входят директор, представители администрации, представители работников, обучающихся, заинтересованных организаций. Члены Совета образовательной организации, за исключением председателя, избираются на Общем собрании тайным голосованием. Нормы представительства в Совете образовательной организации от его структурных подразделе­ний и обучающихся определяются Советом образовательной организации. В случае увольнения (отчисления) из образовательной организации члена Совета образовательной организации автоматиче­ски выбывает из его состава. Срок полномочий Совета образовательной организации — 5 лет. Досрочные выборы членов Совета образовательной организации проводятся по требованию не менее половины его членов. Положение о Совете образовательной организации утверждается действующим Советом образовательной организации.

Из числа членов Совета образовательной организации избирается Председатель и Секретарь Совета образовательной организации.

Совет образовательной организации:

принимает решение о созыве и проведении Общего собрания;

определяет порядок Общего собрания, осуществляет подготовку документации и ведения Общего собрания;

рассматривает проект Устава образовательной организации, а также вносимые в Устав образовательной организации изменения;

осуществляет общий контроль за соблюдением в деятельности образовательной организации законодательства Российской Федерации, Калининградской области и настоящего Устава образовательной организации;

решает вопросы учебной работы, осуществления международных связей образовательной организации, в том числе рассматривает рабочие учебные планы и программы, принима­ет решения по вопросам организации учебного процесса, включая сроки обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стан­дартов;

заслушивает ежегодные отчеты директора;

определяет принципы распределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов образовательной организации;

рассматривает порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и материальной поддержки работников, включая премии;

рассматривает положение о стипендиальном обеспечении.

МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Методический совет — постоянно действующий коллегиальный орган, направляющий и координирующий методическую работу в образовательной организации.

В состав Методического совета входят: директор, заместитель директора по учебно-производственной работе, заведующий учебно-методическим отделом, методист, заведующие отделениями, председатели цикловых методических комиссий.

Председатель и секретарь избираются из числа членов Методического совета на три года.

Методический совет имеет в своей структуре цикловые методические комиссии.

Методический совет проводит работу в целях улучшения качества обучения, построения его на основе достижений отечественной и мировой педагогической практики, разрабатывает учебные планы и образовательные программы, учебно-методическую документацию, учебные пособия, проводит научные и методические конференции, семинары и совещания, осуществляет рецензирование, первичную экспертизу учебных программ, методик, технологий.

Методический совет:

обсуждает и производит выбор учебно-методического, учебно-программного обеспечения (рассмотрение, обсуждение методических пособий, рекомендаций по изучению отдельных тем и разделов и т.п.);

определяет перечень образовательных технологий, используемых в образовательной организации;

рассматривает и согласовывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), представляет их на утверждение Директору;

рассматривает направления профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, способствует развитию их творческих инициатив;

организует работу по повышению квалификации педагогических работников;

координирует и контролирует деятельность методических комиссий, утверждает их председателей;

определяет основные направления психолого-педагогических исследований;

вносит предложения по совершенствованию обучения и воспитания; по корректировке плана учебного процесса в части перераспределения объема часов на изучение учебных предметов, в пределах, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

рассматривает инновации, нововведения, новшества, предъявляемые методическими комиссиями и педагогическими работниками;

осуществляет руководство учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой;

осуществляет подготовку и издание научно-методических и информационных материалов, пропаганду достижений педагогического коллектива;

формирует контрольно-оценочные материалы для итогового контроля по учебным дисциплинам, профессиональным модулям;

способствует совершенствованию педагогического мастерства педагогических работников, оказывает помощь начинающим преподавателям, мастерам производственного обучения и воспитателям;

рассматривает и рекомендует кандидатуры педагогических работников на присуждение им премий, наград.

Методический совет подчиняется Педагогическому совету.

Методический совет собирается по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Методический совет правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует более половины его состава. Решения принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов. Решения оформляются протоколами и реализуются приказами Директора. При несогласии Директора с решением, принятым Методическим советом, обсуждение вопроса, по которому принято решение, переносится на заседание Педагогического совета.

Деятельность Методического совета, не нашедшая отражение в настоящем Уставе, регламентируется Положением о Методическом совете.

Коллегиальный орган управления — это что такое?

Словосочетание «коллегиальный орган управления» довольно часто мелькает в СМИ, в деловой литературе, в документации. Попробуем детально разобраться, что же оно означает в общем, а также в узких специализациях.

Общее значение

В наиболее широком смысле коллегиальный орган управления — это организация исполнительной власти, в которой основные проблемы и вопросы решаются путем совместного обсуждения, дискутирования, учета мнения каждого из членов коллегии.

Правильным считается то решение вопроса, за которое высказывается большинство. Затем данное решение оформляется в виде правового акта и подтверждается подписью председателя коллегии. Примером такого органа может служить Правительство РФ.

Виды коллегиальных органов

В целом органы власти делятся на единоличные и коллегиальные, в зависимости от числа ответственных лиц. Коллегиальность, в свою очередь, подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная коллегиальность — такой тип, при котором нижестоящие должностные лица участвуют в обсуждении вопросов и проблем, входящих в компетенцию вышестоящих должностных лиц.

Горизонтальная коллегиальность — такой тип, при котором групповое обсуждение проблем происходит только кругом лиц, имеющих компетенцию на их решение.

Коллегиальный высший орган управления

Им является орган власти, имеющий самую общую компетенцию и самые широкие полномочия, являющийся главенствующим над другими органами управления. В современной российской системе власти им можно назвать Правительство. А, скажем, в Банке России высшим коллегиальным органом управления является Совет директоров.

Но таким главным подразделением управления могут еще обладать, к примеру, коммерческие и некоммерческие организации. Там основное предназначение, которым может обладать коллегиальный орган управления, — это ответственность за чёткое следование целям, ради которых создавалась организация.

Его компетенция распространяется на изменение устава, определение приоритетных линий деятельности, участие в формировании исполнительных органов, решение вопросов, касающихся распоряжения имуществом, утверждение финансового плана, открытие филиалов и представительств, реорганизация и ликвидация организации.

Коллегиальные органы государственного управления — самостоятельная часть госаппарата, имеющая определенную область влияния, наделенная публичной формой власти. В первую очередь это политическая организация, обязательно обладающая государственно-властными полномочиями.

Она обладает правом издавать законные акты, обязательные к исполнению тем, кому эти акты адресованы. Но при этом орган государственного аппарата не наделен правом выходить за пределы своей четко ограниченной компетенции.

Немаловажно и то, что данный коллегиальный орган должен и обязан требовать исполнения своих решений, осуществлять надзор за их исполнением. При несоблюдении он имеет право использовать меры принуждения к нарушителям.

Таким образом, основные черты органа госуправления таковы:

  • он обязательно является частью государственного аппарата;
  • осуществляет от имени государства его функции, цели и задачи;
  • обладает полномочиями государственной власти;
  • это обязательно определенно оформленная ячейка человеческого общества;
  • он образован в порядке, строго прописанном законом;
  • имеет строго разграниченную структуру и степень компетенции;
  • несет ответственность за свою деятельность перед государством;
  • является исполнительно-распорядительным органом власти;
  • осуществляет специфическую форму государственной деятельности — управление.

Управление образовательной организацией

Исходя из третьей части 26 статьи ФЗ №273, в образовательном учреждении обязательно должен присутствовать единоличный управленец — ректор, директор или заведующий. А четвертая часть данного закона предусматривает коллегиальные органы управления образовательной организацией, подразделяющиеся на обязательные и факультативные.

Обязательный коллегиальный орган управления — это:

  • Собрание работников данного образовательного учреждения — в составе его полномочий трудовые, профессиональные, социально-экономические вопросы касаемо отношений работник-руководитель.
  • Педагогический совет — орган школьного самоуправления, решающий вопросы относительно качества и уровня знаний учеников или студентов, повышения уровня квалификации преподавателей или учителей.

Факультативный коллегиальный орган управления — это:

  • Попечительский совет — орган, осуществляющий контроль за расходованием материальной поддержки, оказываемой образовательному учреждению.
  • Управляющий совет — орган, куда входят родители учащихся, решения которого обязательны для администрации организации.
  • Наблюдательный совет — контрольно-надзорный орган управления образовательной организацией.
  • Прочие органы.

7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации

Реализацияпринципа единоначалия и коллегиальностив управлении ДОО. Специфика коллегиальногоуправления. Характеристика партисипативногоуправления. Нормативные документы,регламентирующие работу органовсамоуправления ДОО.

Формы коллегиальногоуправления образовательным учреждением:Совет трудового коллектива. Совет ДОО,попечительский совет, общее собраниетрудового коллектива, педагогическийсовет и т.д.

Задачи, содержание, формы и технология организации работы органовсамоуправления ДОО.

1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)

Всехпедагогов дошкольного учрежденияобъединяет Совет педагогов (педагогическийсовет). Совет педагогов является постояннодействующим коллегиальным органомдошкольного учреждения. Он создаетсяв дошкольных учреждениях всех видов,типов и профилей независимо отведомственной подчиненности, гдеработает более трех педагогов.

ЗадачиСовета педагогов: определение путейреализации избранного содержанияобразования дошкольников (путей, программвоспитания, обучения дошкольников);повышение уровня образовательногопроцесса, развитие способностей иинтересов детей; повышениенаучно-педагогической квалификациипедагогов, развитие их творческойинициативы; внедрение в практикудостижений педагогической науки ипрогрессивного педагогического опыта.

Всоответствии с возложенными на негозадачами Совет педагогов рассматриваетследующие вопросы: утверждает планыработы дошкольного учреждения и Совета;при необходимости вносит предложенияв городские (районные) отделы образованияпо режиму работы дошкольного учреждения;определяет пути дифференциацииобразовательного процесса; принимаетрешения о проведении экспериментальнойработы по всем направлениям деятельности.

СоставСовета педагогов: заведующий (председатель),заместители председателя, воспитатели,заместитель заведующего по основнойдеятельности, музыкальные руководители,руководители физического воспитанияи другие педагогические работники.Совет педагогов работает по плану,который утверждается Советом на каждыйучебный год. При необходимости могутпроводиться внеплановые заседания.Порядок работы Совета педагоговопределяется уставом дошкольногоучреждения.

Советпедагогов помогает в формированииколлектива единомышленников, создаетусловия для анализа и оценки своихпедагогических установок, принципов всоответствии с требованиями современнойнауки и передовой практики.

7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения

Реализацияпринципа единоначалия и коллегиальностив управлении ДОУ.

Вуправлении ДОУ единоначалие иколлективность выступают какпротивоположности единого процесса.Наиболее важные вопросы жизни идеятельности ДОУ рассматриваются наколлегиальном уровне.

В управлении ДОУсоотношение единоначалия и коллегиальностипроявляются в решении вопросов напедагогическом совете, общем собраниии т.д.

Коллегиальность находит наибольшеевыражение в процессе обсуждения ивыработки решения, а единоначалие – враспоряжениях руководителя.

Спецификаколлегиального управления. Характеристикапартисипативного управления.

Концепцияпартисипативного управления базируетсяна предпосылке, что если сотрудникзаинтересованно принимает участие вдеятельности ДОУ и получает от своеготруда удовлетворение, то он работаетболее производительно и качественно.

Партисипативное управлениеоткрывает работнику частный доступ кпринятию решений по управлению ДОУ ввиде разнообразных форм самоуправленияи «кружков качества». Участие в управлениимотивирует человека к лучшему выполнениюработы, что в итоге сказывается напроизводительности и качестве.

Партисипативное управление может бытьреализовано на базе следующих предпосылок:работники получают право самостоятельнопринимать решения по поводу того, каким осуществлять трудовуюдеятельностьпо выполнению планового задания (гибкийграфик работы, личный контроль качества,технология решения задач); работникипривлекаются их непосредственнымруководителем к принятию групповыхрешений по вопросам производства;функциональные подразделения создаютсяс учетом пожелания работников. Этимдостигается возможность превращениянеформальных групп в формальныеподразделения. Партисипативное управлениепозволяет связать мотивы, стимулы ипотребности людей, работающих в группах,на основе разнообразных форм самоуправлениятрудовых коллективов. Работник реализуетсвои потребности самовыражения, признанияи принадлежности к социальной группе,а организация достигает важнейшихрезультатов – высокой производительностии качества

Нормативныедокументы, регламентирующие работуорганов самоуправления ДОУ.

Деятельностьобщего собрания коллектива регулируетсяЗаконом РФ «Об образовании», Типовымположением о дошкольном образовательномучреждением, Уставом ДОУ, Положениемоб общем собрании коллектива.

Деятельностьпедагогического совета регулируетсяЗаконом РФ «Об образовании», Типовымположением о дошкольном образовательномучреждением, Уставом ДОУ, Положением опедагогическом совете.

Деятельностьуправляющего совета регулируетсяЗаконом РФ «Об образовании», Типовымположением о дошкольном образовательномучреждением, Уставом ДОУ, Положениемоб управляющем совете ДОУ.

Деятельностьпопечительского совета регулируетсяЗаконом РФ «Об образовании», Типовымположением о дошкольном образовательномучреждением, Уставом ДОУ, ПостановлениемПравительства РФ «Об утверждениипримерного положения о попечительскомсовете общеобразовательного ДОУ»,Положением об общем собрании коллектива.

Формыколлегиального управления образовательнымучреждением: Совет трудового коллектива.Совет ДОУ, попечительский совет, общеесобрание трудового коллектива,педагогический совет и т.д. Задачи,содержание, формы и технология организацииработы органов самоуправления ДОУ.

Общеесобрание коллективасодействует осуществлению управленческихначал развитию инициативы работниковДОУ. Общее собрание коллектива содействуетрасширению коллегиальных, демократическихформ управления ДОУ и воплощения в жизньгосударственно-общественных принципов.

Общее собрание коллектива содействуетреализации права ДОУ на самостоятельностьв решении вопросов, способствующихоптимальной организации образовательногопроцесса и финансово-хозяйственнойдеятельности. Общее собрание коллективаформируется из всех работников ДОУ.

Ккомпетенции Общего собрания коллективаотносится: принятие коллективногодоговора, правил внутреннего трудовогораспорядка, положения о премированииработников ДОУ, положения о дополнительныхплатных услугах, договора между ДОУ иродителями (законными представителями)ребенка, годового плана ДОУ и иное; разработка и принятие Устава ДОУ,представление его на утверждение; избрание представителей работников вкомиссию по трудовым спорам ДОУ; созданиерабочей группы из коллектива ДОУ поразработке изменений и дополнений вУстав, в том числе изменений в виде новойредакции Устава; определяет тайныманием первичную профсоюзнуюорганизацию, которой поручает формированиепредставительного органа на переговорахс работодателем при заключенииколлективного договора, если ни однаиз первичных профсоюзных организацийне объединяет более половины работниковДОУ; утверждает коллективные требованияк работодателю; избирает делегатов наконференцию по выборам Управляющегосовета ДОУ или другого органасамоуправления. Общее собрание коллективаорганизует взаимодействие с другимиорганами самоуправления ДОУ –Педагогическим советом, Родительскимкомитетом, Управляющим советом,Попечительским советом.

Главнымизадачами Педагогическогосоветаявляются: реализация государственной,региональной, муниципальной политикипо вопросам образования; определениенаправления образовательной деятельностиДОУ, разработка программы развития ДОУ;повышение профессионального мастерства,развитие творческой активности педагогического коллектива ДОУ;ознакомление с достижениями педагогическойнауки и передовым педагоги­ческимопытом и внедрение их в практическуюдеятельность ДОУ. Членами Педагогическогосовета являются все педагогические иадминистративные работники, а такжемогут быть председатель Управляющегосовета и председатель Родительскогокомитета ДОУ. К компетенции Педагогическогосовета относится: определение направленияобразовательной деятельности ДОУ;обсуждение и выбор различных вариантовсодержания образования, форм, методовучебно-воспитательного процесса испособов их реализации; отбор утверждениеобразовательных программ для использованияв ДОУ; обсуждение вопросов содержания,форм и методов образовательного процесса,планирования образовательной деятельностиДОУ; обсуждение годового календарногоучебного графика, рабочих программучебных курсов, предметов, дисциплин(модулей); рассмотрение вопросов повышенияквалификации и переподготовкипедагогических работников; организациявыявление, обобщение, распространение,внедрение педагогического опыта; рассмотрение вопросов организациидополнительных услуг родителям;утверждение характеристик работников,представляемых к почетному званию»Заслуженный учитель РоссийскойФедерации» и почетному знаку «Почетныйработник общего образования»; внесениерекомендаций и предложений об изменениии дополнении документов ДОУ, регламентирующихорганизацию образовательного процесса;по созданию оптимальных условий дляобучения и воспитания, в том числе поукреплению здоровья и организациипитании. Педагогический совет организуетвзаимодействие с другими органамисамоуправления ДОУ – Общим собраниемколлектива, Родительским комитетом,Управляющим советом, Попечительскимсоветом.

Основнымизадачами СоветаДОУявляются: определение основныхнаправлений развития ДОУ; содействиесозданию в ДОУ оптимальных условий иформ организации образовательногопроцесса; финансово-экономическоесодействие работе ДОУ за счёт рациональногоиспользования выделяемых ДОУ бюджетныхсредств, доходов от собственной,приносящей доход деятельности ипривлечения средств из внебюджетныхисточников; обеспечение прозрачностипривлекаемых и расходуемых финансовыхи материальных средств; повышениеэффективности финансово-экономическойдеятельности ДОУ, стимулирования трудаего работников; контроль за соблюдениемнадлежащих условий обучения, воспитанияи труда в ДОУ, сохранения и укрепленияздоровья воспитанников, за целевым ирациональным расходованием финансовыхсредств ДОУ.; участие в рассмотренииконфликтных ситуаций между участникамиобразовательного процесса в случаях,когда это необходимо. Совет ДОУ организуетвзаимодействие с другими органамисамоуправления ДОУ – Общим собраниемколлектива, Педагогическим советом,Попечительским советом, Родительскимкомитетом. В состав Совета ДОУ входятпредставители родителей (законныхпредставителей) воспитанников,педагогических работников ДОУ иРуководитель ДОУ. В состав Совета ДОУтакже могут входить, представителиюридических лиц и общественныхобъединений, а также физические лица,зарегистрированные в установленномпорядке в качестве индивидуальныхпредпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность безобразования юридического лица. В составсовета ДОУ может быть делегированпредставитель Учредителя.

Всоответствии с основными направлениямидеятельности Попечительскийсовет осуществляет комплекс мер, направленныхна: содействие привлечению внебюджетныхсредств для обеспечения деятельностии развития ДОУ; содействие организациии улучшению условий труда педагогическихи других работников ДОУ; содействиеорганизации конкурсов, соревнований идругих массовых мероприятий ДОУ;содействие совершенствованию материально- технической базы ДОУ, благоустройствуего помещений и территории; общественныйконтроль за использованием целевыхвзносов и добровольных пожертвованийюридических и физических лиц (целевоеиспользование внебюджетных средствадминистрацией ДОУ), в том числеобщественный контроль рациональногоиспользования доходов от собственнойдеятельности ДОУ и привлеченных средствиз внебюджетных источников, обеспечениепрозрачности финансово-хозяйственнойдеятельности. Членами Попечительскогосовета избираются родители воспитанников,также могут быть избраны представителиюридических лиц и общественныхобъединений, а также физические лица,зарегистрированные в установленномпорядке в качестве индивидуальныхпредпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность безобразования юридического лица,сотрудничающие с Бюджетным ДОУ изаинтересованные в его развитии.Руководитель ДОУ в соответствии состатьёй 276 Трудового кодекса РоссийскойФедерации не может являться членомПопечительского совета. Попечительскийсовет организует взаимодействие сдругими органами самоуправления ДОУ –Общим собранием коллектива, Педагогическимсоветом, Управляющим советом, Родительскимкомитетом.

Словосочетание «коллегиальный орган управления» довольно часто мелькает в СМИ, в деловой литературе, в документации. Попробуем детально разобраться, что же оно означает в общем, а также в узких специализациях.

В наиболее широком смысле коллегиальный орган управления — это организация исполнительной власти, в которой основные проблемы и вопросы решаются путем совместного обсуждения, дискутирования, учета мнения каждого из членов коллегии.

Правильным считается то решение вопроса, за которое высказывается большинство. Затем данное решение оформляется в виде правового акта и подтверждается подписью председателя коллегии. Примером такого органа может служить Правительство РФ.

В целом органы власти делятся на единоличные и коллегиальные, в зависимости от числа ответственных лиц. Коллегиальность, в свою очередь, подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная коллегиальность — такой тип, при котором нижестоящие должностные лица участвуют в обсуждении вопросов и проблем, входящих в компетенцию вышестоящих должностных лиц.

Горизонтальная коллегиальность — такой тип, при котором групповое обсуждение проблем происходит только кругом лиц, имеющих компетенцию на их решение.

Им является орган власти, имеющий самую общую компетенцию и самые широкие полномочия, являющийся главенствующим над другими органами управления. В современной российской системе власти им можно назвать Правительство. А, скажем, в Банке России высшим коллегиальным органом управления является Совет директоров.

Но таким главным подразделением управления могут еще обладать, к примеру, коммерческие и некоммерческие организации. Там основное предназначение, которым может обладать коллегиальный орган управления, — это ответственность за чёткое следование целям, ради которых создавалась организация.

Его компетенция распространяется на изменение устава, определение приоритетных линий деятельности, участие в формировании исполнительных органов, решение вопросов, касающихся распоряжения имуществом, утверждение финансового плана, открытие филиалов и представительств, реорганизация и ликвидация организации.

Государственное управление

Коллегиальные органы государственного управления — самостоятельная часть госаппарата, имеющая определенную область влияния, наделенная публичной формой власти. В первую очередь это политическая организация, обязательно обладающая государственно-властными полномочиями.

Она обладает правом издавать законные акты, обязательные к исполнению тем, кому эти акты адресованы. Но при этом орган государственного аппарата не наделен правом выходить за пределы своей четко ограниченной компетенции.

Немаловажно и то, что данный коллегиальный орган должен и обязан требовать исполнения своих решений, осуществлять надзор за их исполнением. При несоблюдении он имеет право использовать меры принуждения к нарушителям.

Таким образом, основные черты органа госуправления таковы:

  • он обязательно является частью государственного аппарата;
  • осуществляет от имени государства его функции, цели и задачи;
  • обладает полномочиями государственной власти;
  • это обязательно определенно оформленная ячейка человеческого общества;
  • он образован в порядке, строго прописанном законом;
  • имеет строго разграниченную структуру и степень компетенции;
  • несет ответственность за свою деятельность перед государством;
  • является исполнительно-распорядительным органом власти;
  • осуществляет специфическую форму государственной деятельности — управление.

Исходя из третьей части 26 статьи ФЗ №273, в образовательном учреждении обязательно должен присутствовать единоличный управленец — ректор, директор или заведующий. А четвертая часть данного закона предусматривает коллегиальные органы управления образовательной организацией, подразделяющиеся на обязательные и факультативные.

Обязательный коллегиальный орган управления — это:

  • Собрание работников данного образовательного учреждения — в составе его полномочий трудовые, профессиональные, социально-экономические вопросы касаемо отношений работник-руководитель.
  • Педагогический совет — орган школьного самоуправления, решающий вопросы относительно качества и уровня знаний учеников или студентов, повышения уровня квалификации преподавателей или учителей.

Факультативный коллегиальный орган управления — это:

  • Попечительский совет — орган, осуществляющий контроль за расходованием материальной поддержки, оказываемой образовательному учреждению.
  • Управляющий совет — орган, куда входят родители учащихся, решения которого обязательны для администрации организации.
  • Наблюдательный совет — контрольно-надзорный орган управления образовательной организацией.
  • Прочие органы.

Структура и органы управления образовательной организацией

Филиалов у МОУ СШ № 48 нет.

Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом Школы является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Школы. Директор назначается Территориальным управлением по согласованию с Департаментом на основании трудового договора. Права и обязанности директора Школы, его компетенция в области управления Школы определяются в соответствии с законодательством об образовании и Уставом МОУ СШ № 48.

Директором МОУ СШ №48 является Татьяна Вячеславовна Чернышева (п. 5.1-5.2 Устава МОУ СШ № 48). Директор осуществляет общее управление образовательным процессом и финансово-хозяйственной деятельностью. Предлагает стратегические планы развития школы. Ведет вопросы, связанные с подготовкой и проведением научно-методических мероприятий.

Для оперативного руководства различными аспектами деятельности школы Директор назначает заместителей, определяет их должностные обязанности:

  • заместитель директора по воспитательной работе (ВР);
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР);
  • заместитель директора по административно-хозяйственной работе (АХР).

Заместители директора обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и реализуют основные управленческие функции: анализ, планирование, организация контроля, самоконтроля, коррекция и регулирование.

Заместитель директора по УВР осуществляет деятельность по безусловному и своевременному (в соответствии с календарно-тематическим планированием) обеспечению реализации общеобразовательных программ для всех обучающихся. Осуществляет мониторинг образовательного процесса, промежуточный и итоговый контроль. Занимается проблемой исследовательской деятельности школьников, образования детей с повышенной учебной мотивацией, участия школы в олимпиадах и конкурсах. Руководит работой психологической службы. Ведет вопросы взаимодействия с родителями по вопросам академических успехов обучающихся.

Заместитель директора по воспитательной работе курирует все вопросы воспитания и дополнительного образования. Организует внеклассную деятельность. Несет ответственность за реализации всеобуча.

Заместитель директора по АХР осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм и противопожарных правил.

Коллегиальными органами управления школы являются:

  • Совет школы,
  • Педагогический совет,

работающие в тесном контакте с Родительским комитетом, Ученическим советом, Профсоюзным комитетом, Методическими объединениями учителей-предметников, временными рабочими группами, создаваемыми для реализации конкретных проектов.

Коллегиальные органы управления школы

В Школе формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся Совет Школы, Общее собрание работников Школы, Педагогический совет. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления Школой, порядок принятия ими решений и выступления от имени Школы устанавливаются Уставом МОУ СШ № 48 в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 5.3 Устава МОУ СШ № 48).

Наименование органа управления Руководитель органа управления Документ, регламентирующий деятельность органа управления
Общее собрание работников Председатель — директор школы Чернышева Т.В. Устав школы
Педагогический совет Председатель — директор школы Чернышева Т.В.
Совет Школы Председатель — Демидова А.С.
Профсоюзный комитет Председатель — Масюкова О.В. Положение о первичной профсоюзной организации работников школы
Ученический совет Алифашкин Андрей (11 класс «А») Положение об ученическом совете

Трудовой коллектив МОУ СШ № 48 составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.

Полномочия трудового коллектива МОУ СШ № 48 осуществляются Общим собранием работников.

Общее собрание:

  • заслушивает отчет директора о работе Школы;
  • утверждает план развития Школы;
  • рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные нормативные акты Школы по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решение о заключении коллективного договора;
  • рассматривает вопросы по созданию оптимальных условий для организации коллективного труда и профессионального роста каждого работника;
  • рассматривает и согласовывает локальные нормативные акты по вопросам, касающимся оплаты труда и интересов работников Школы, предусмотренных трудовым законодательством;
  • рассматривает кандидатуры работников Школы к награждению;
  • определяет численность и сроки полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание её членов.

Организация образовательного процесса в МОУ СШ № 48 осуществляется Педагогическим советом.

Педагогический Совет:

  • рассматривает основные вопросы образовательного процесса в Школе;
  • разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
  • утверждает образовательную программу, разрабатываемую Школой самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и обеспечивающую достижение учащимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами;
  • обсуждает и утверждает планы работы Школы, образовательные программы и учебные планы; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • утверждает по согласованию с Территориальным управлением годовой календарный учебный график;
  • принимает решение о переводе и выпуске учащихся , оставлении на повторное обучение учащегося , имеющего академическую задолженность по двум и более предметам;
  • утверждает систему оценок при промежуточной аттестации учащихся , формы и порядок ее проведения;
  • решает вопросы допуска учащихся к государственной итоговой аттестации.
  • рассматривает результаты анализа деятельности педагогического коллектива Школы за определенный период;
  • определяет цели и задачи Школы на учебный год;
  • принимает и рекомендует к утверждению на Совете Школы концепцию, программу развития Школы;
  • определяет содержание образования, формы, методы образовательного процесса и способы их реализации;
  • принимает решения об обеспечении комплексной безопасности образовательного процесса по итогам контроля соблюдения СанПиН, требований пожарной безопасности, охраны труда;
  • рассматривает вопросы нарушения учащимися или педагогическими работниками Устава Школы;
  • рекомендует кандидатуры педагогов к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий и иных знаков отличия;
  • принимает локальные акты Школы по вопросам, входящим в его компетенцию.

Совет Школы. Общее руководство МОУ СШ № 48 осуществляет выборный представительный орган – Совет МОУ СШ № 48 , который состоит из представителей работников МОУ СШ № 48 , родителей, учащихся, общественности. Кандидатуры в члены Совета МОУ СШ № 48 выдвигаются на соответствующих собраниях коллективов. Основными задачами Совета являются:

  • согласование основных направлений развития школы;
  • повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности школы, стимулирования труда его работников;
  • содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
  • осуществление контроля организации питания и медицинского обслуживания в школе в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;
  • анализ расходования финансовых средств школы;
  • участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в случаях, когда стороны не пришли к обоюдному соглашению;
  • рассматривает и утверждает локальные нормативные акты Школы по вопросам, находящимся в компетенции Совета;
  • взаимодействие с организациями, чья деятельность может содействовать развитию школы.

Контролирует:

  • организацию питания обучающихся;
  • организацию медицинского обслуживания обучающихся;
  • организацию безопасности школы.

Согласовывает, по представлению директора школы:

  • программу развития школы;
  • образовательную программу школы;
  • смету расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности, и из иных внебюджетных источников;
  • внедрение новых подходов в организации и осуществлении образовательного процесса;
  • локальные акты в соответствии со своей компетенцией.

Вносит директору школы предложения в части:

  • материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений школы (в пределах выделяемых средств);
  • создания в школе необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
  • мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся и работников школы;
  • мероприятий по обеспечению безопасности образовательного процесса;
  • организации иных мероприятий, проводимых в школе;
  • организации работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • соблюдения прав и свобод обучающихся и работников школы;
  • введения единой школьной формы;
  • обеспечения санитарно-гигиенического режима.

Участвует:

  • в принятии решения о создании в школе общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), а также может запрашивать отчет об их деятельности;
  • в разработке локальных актов, предусмотренных Уставом школы;
  • в принятии решения об оказании мер социальной поддержки обучающимся и работникам школы из средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности, и из иных внебюджетных источников.
  • оказывает содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений.

Педагогический совет школы принимает ее локальные и стратегические программы, утверждает результаты образовательного процесса. В рамках педагогического совета работают «Малые» педагогические советы, решающие вопросы учебы отдельных классов или обучающихся.

Ученический совет школы состоит из обучащихся 5 – 11-х классов. Он занимается вопросами самоуправления школьников, вносит предложения по планированию досуговой деятельности обучающихся и принимает активное участие в осуществлении общешкольных мероприятий. Важную роль этот совет играет в вопросах соблюдения детьми правил для обучающихся.

Структурные подразделения школы

Наименование структурного подразделения Руководитель структурного подразделения Документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения
Методический совет Председатель — зам. директора по УВР Л.И. Рудченко Положение о методическом совете

Методические объединения:

  • учителей начальных классов
  • учителей филологии, истории и общественных наук
  • учителей английского языка
  • учителей математики, информатики, ОБЖ и искусства
  • учителей естественных наук, физической культуры и технологии
  • классных руководителей
Рудченко Л.И.,
Бабичева А.Ю.,
Антипова Е.В.,
Никишенко А.В.,
Масюкова О.В.,
Сафронова Н.В.
(соответственно)
Положение о методических объединениях
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Сафронова Н.В. Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В школе функционируют шесть методических объединений. Они ведут методическую работу по всем направлениям профессиональной деятельности, организуют повышение профессионального, культурного творческого роста педагогов. Методические объединения решают сложные вопросы образовательного процесса, принимают участие в анализе и планировании работы школы по вопросам своей компетенции. Члены методических объединений принимают участие в работе аттестационной комиссии школы, готовят предложения по поощрению педагогических работников. Именно в методических объединениях ведется методическая и исследовательская работа, осуществляется трансляция передового опыта, осуществляется первичный контроль прохождения общеобразовательных программ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *