Как прописаться в деревне

Законодательная база

Какими законами регламентируется прописка в деревне или селе:

  • ЖК РФ определяет, что является жилым помещением и отвечает на массу других жилищных вопросов;
  • УК РФ закрепляет уголовную ответственность за фиктивную прописку, т.е. не с целью реального проживания;
  • Закон №5242-1 от 25.06.1193 г. фиксирует возможность каждого гражданина на свободное и независимое самоопределения в вопросах места жительства в рамках страны;
  • Постановления Правительства №713 – главный законодательный акт, подробно разъясняющий особенности процедуры постановки на регистрационный учет;
  • КоАП РФ устанавливает штраф, если лицо превысило срок, в течение которых можно быть нигде незарегистрированным;
  • Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008г. №7-П г. Москва – акт, давший возможность регистрироваться в дачных, садовых товариществах, в ЛПХ и на сельскохозяйственных землях.

О разнице в понятиях «регистрация» и «прописка» вы можете узнать из нашей статьи. Читайте также о том, чем отличается временная прописка от постоянной.

Как прописаться в доме в деревне?

Какие документы необходимы?

Вероятнее всего, прописка в деревне означает прикрепление к частному дому. Для реализации этой процедуры необходимо подготовить бумаги:

  • заявление на прописку;
  • паспорт заинтересованного лица;
  • домовую книгу, а точнее, выписку из нее;
  • согласие собственника дома;
  • доверенность, если заявитель не самостоятельно занимается оформлением;
  • листок убытия, если заявитель уже выписался с прошлого места проживания;
  • документы о праве собственности на дом;
  • технические документы на дом.

Выписываться с прошлого места с точки зрения требований закона не обязательно.

Однако если это произошло, прописаться снова нужно не позднее, чем в срок 7 дней.

Куда подавать документы? Все зависит от размера села или деревни и наличия различных служб.

Если в администрации села есть паспортный стол, то можно обратиться туда.

Если же все вопросы решаются через ближайшее городское поселение или районный центр, то там, наверняка есть МФЦ или отделение ГУвм МВД РФ, в которые можно обратиться с документами.

Продвинутым жителям села можно подать заявление через портал Госуслуги в интернете, если есть логин и пароль от личного кабинета.

Особенности и нюансы

Можно ли прописаться на ЛПХ и можно ли прописаться на землях сельскохозяйственного назначения? Зарегистрироваться на землях сельскохозяйственного назначения и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) при определенных условиях можно.

Если дом, в котором планируется зарегистрироваться, относится к категории жилых и на это есть документы, то проблем не возникнет. Если же таких бумаг нет, то можно сделать так:

  1. Обратиться в ГУвм МВД РФ с просьбой о регистрации.
  2. Получить отказ по причине невозможности постоянного проживания в доме, так как априори он признается сезонным.
  3. Оспорить решение в суде с проведением экспертизы дома на соответствие всем нормам (наличие коммуникаций, соблюдение температурного режима круглый год и т.д.).
  4. Если все нормы, действительно, выполняются, то получить положительное решение суда и на его основании прописаться.

Раньше сделать этого было невозможно, однако, сейчас при наличии определенных обстоятельств шанс есть.

Кроме перечисленных требований важно, чтобы дом и земельный участок под ним были в собственности заявителя, и не у него было альтернативных вариантов для проживания. Кроме того, домик должен находиться на земле в пределах населенного пункта.

Регистрация в домах на земле сельскохозяйственного назначения не лишает обязанности использовать такие земли по их прямому предназначению.

Главной особенностью такой регистрации является то, что единственный способ ее получения – обращение в суд. При любом раскладе без разрешения суда прописаться будет невозможно.

Кроме того, разрешения выдаются в индивидуальном порядке, а процедура требует подготовки многих бумаг. Однако такое место проживания имеет и преимущества – отдаленность от городской суеты, тихий уклад и другие.

Можно ли прописаться на участке? Прописаться на любом земельном участке без соответствующей постройки нельзя категорически.

Таким образом, прописаться в селе, деревне или ЛПХ можно. Для этого дом должен соответствовать нормам жилого помещения. В некоторых случаях прописаться реально только через суд. Однако если нет других вариантов, то такой может стать вполне приемлемым.

>Особенности регистрации в сельской местности: как прописаться в деревне и на ЛПХ?

Порядок оформления

Так как же прописаться в доме в селе? Чтобы получить прописку в деревне, нужно соблюсти ряд условий:

  1. земельный участок и дом, в который требуется прописаться, должны находиться в собственности;
  2. если человек не является владельцем дома, он должен получить письменное согласие на регистрацию от собственника;
  3. если дом находится на земле сх назначения, его должны признать пригодным для проживания.

Рассмотрим поэтапно процедуру постановки на регистрационный учет в сельском или деревенском доме.

Куда обращаться?

Процедура осуществляется в миграционной службе (УФМС) районного города, к которому относится населенный пункт. Прежде чем обращаться за пропиской, нужно сняться с регистрационного учета с прошлого места жительства. Процедуру можно пройти в этом же ведомстве.

По факту выписки сотрудник паспортного стола выдаст листок убытия, который подтверждает факт снятия с регистрации с прошлого места жительства.

Обратите внимание! Законами не определен порядок, в котором может осуществляться выписка из старого места проживания и прописка в новом жилье. Получается, что прописаться можно и без выписки с прежнего места пребывания.

Однако некоторые отделения УФМС устанавливают свои порядки и требуют с граждан перед оформлением прописки сняться с учета по старому адресу.

Документы

В УФМС нужно предоставить заявление на получение прописки. Его бланк можно получить в ведомстве и заполнить на месте.

Скачать бланк заявления на получение прописки

Скачать образец заявления на получение прописки

С заявлением нужно предоставить документы:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право владения домом и участком (свидетельство о праве собственности, договор дарения или купли-продажи и пр.);
  • письменное разрешение собственника дома (если регистрируемое лицо не является владельцем частного дома);
  • справка о выписке с предыдущего адреса жительства;
  • выписка из домовой книги (требуется не всегда).

Сроки

При снятии с регистрационного учета с прошлого адреса прописаться в новом месте необходимо в течение 7 дней. Процедура оформления прописки в сельской местности длится от 3 до 7 дней. Процесс может затянуться по причине отказа паспортного стола. В этом случае решить проблему можно будет только через суд.

Стоимость процедуры и госпошлина

Если раньше получение прописки облагалось государственной пошлиной, то теперь процедура стала бесплатной. Исключение составляют иностранные граждане, оформляющие прописку на территории России. Для регистрации им требуется оплатить пошлину в размере 350 рублей.

Справка! Расходы могут возникнуть в том случае, если владелец дома действует через посредников или доверенное лицо. Первый вариант предполагает оплату услуг специалистов, второй – пошлину за удостоверение доверенности на представление своих интересов иным лицом.

Что выдают после регистрации?

После прохождения процедуры в паспорт владельца дома ставится печать о постановке на регистрацию с указанием адреса и даты. Если прописка оформлялась на несовершеннолетнее лицо без паспорта, то на его имя выдается справка о прописке.

Постановка на учет на землях с/х назначения

До 2011 года прописаться в доме, стоящем на земле с/х назначения или ЛПХ, было невозможно. После выхода Постановления Конституционного суда № 13-п регистрация в сельских домах, построенных на таких участках, была разрешена на следующих условиях:

  • дом должен быть единственным жильем собственника, в котором возможна прописка;
  • он должен располагаться в черте населенного пункта и иметь почтовый адрес;
  • помещение должно быть пригодным для постоянного проживания.

Процедура постановки на регистрационный учет дома на такой территории имеет свои особенности:

  1. Владельцу нужно получить заключение о признании дома пригодным для проживания.
  2. Чтобы его получить, нужно обратиться в УФМС с заявлением о получении прописки. Паспортный стол откажет в принятии заявления и выпишет документ, в котором обоснует свой отказ.
  3. С этим документом нужно идти в суд и написать исковое заявление на признание дома пригодным для проживания с целью дальнейшего получения прописки.
  4. В суде нужно будет предоставить все доказательства пригодности жилья для круглогодичного проживания. Для этого следует получить документ об экспертизе строительной конторы, в котором будут описаны все характеристики помещения, наличие коммуникаций и инженерных систем.

Скачать образец искового заявления на признание дома пригодным для проживания

Внимание! При решении вопроса в судебном порядке необходимо иметь при себе документы на право собственности, а также листок убытия в доказательство того, что сельский дом является единственным местом для регистрации гражданина. Теперь вы знаете о том, можно ли прописаться в сельской местности. Также мы подготовили для вас полезные материалы, которые рассказывают о том, возможна ли регистрация в собственной квартире, в апартаментах или лофте, в студенческом общежитии и в другом городе или регионе.

Временная или постоянная регистрация по месту жительства является обязательной для граждан, проживающих на территории России. Лица без прописки могут быть привлечены к административной ответственности и уплате штрафа. Прохождение процедуры не занимает много времени, если все документы на руках. Поэтому медлить с обращением в паспортный стол не следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *