Исправительные и принудительные работы

Порядок и условия исполнения, отбывания наказания в виде принудительных работ

Порядок направления осужденных к принудительным работам к месту отбывания наказания определен в ст. 602 УИК РФ, согласно которой лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Территориальный орган УИС по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения непосредственно либо через учреждение, исполняющее наказание, не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. В предписании с учетом необходимого для проезда времени указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть в исправительный центр. Порядок направления осужденных к месту отбывания принудительных работ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания (в том числе в случае неявки за получением предписания), или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом УИС и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. После задержания осужденного к принудительным работам суд в соответствии со ст. 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

В ст. 603 УИК РФ определен порядок исчисления срока принудительных работ. Законодатель установил, что срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со ст. 604 УИК РФ, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ. В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Порядок отбывания принудительных работ определен в ст. 604 УИК РФ, в соответствии с которой в исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ (ч. 1).

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны.

  • а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
  • б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
  • в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных УИК РФ), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
  • г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
  • д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного (ч. 2).

В ч. 2 ст. 604 УИК РФ законодатель закрепил не все права и обязанности осужденных. Кроме того, некоторые из них требуют уточнений и дополнений. Вероятно, более полный перечень и подробное содержание отдельных обязанностей будет уточнено в соответствующей ведомственной инструкции Минюста России.

Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет (ч. 3 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт (ч. 4 ст. 604 УИК РФ).

Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 5 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее 1/3 срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра (ч. 6 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 7 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок обучения по заочной форме осужденных к принудительным работам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 8 ст. 604 УИК РФ).

Материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам определяется в ст. 605 УИК РФ, в соответствии с которой в общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее 4 кв. м (ч. 1).

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством РФ, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с последующим возмещением осужденными стоимости одежды, обуви и питания (ч. 2).

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 № 514 установлены:

  • – нормы обеспечения одеждой и обувью осужденных к принудительным работам мужчин при отсутствии у них собственных средств (приложение 1);
  • – нормы обеспечения одеждой и обувью осужденных к принудительным работам женщин при отсутствии у них собственных средств (приложение 2);
  • – нормы обеспечения питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств (приложение 3).

Осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных центров (ч. 3 ст. 605 УИК РФ).

Расходы исправительных центров на оплату коммунальнобытовых услуг и содержание имущества осуществляются за счет доходов, полученных от удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 4 ст. 605 УИК РФ).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья и установленным УИК РФ порядком отбывания наказания (ст. 606 УИК РФ).

В ст. 607 УИК РФ законодатель устанавливает порядок трудоустройства осужденных к принудительным работам. В частности, закрепляется, что каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана исходя из наличия рабочих мест привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы (ч. 1). Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2). Организации вправе запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам (ч. 3).

Условия труда осужденных к принудительным работам определяются в ст. 608 УИК РФ. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (ч. 1). Перевод осужденного к принудительным работам на другую работу в случае производственной необходимости либо в соответствии с медицинским заключением может осуществляться администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра и по возможности с учетом мнения осужденного (ч. 2). Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы (ч. 3). В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. О времени начала отпуска осужденный извещается под расписку не позднее чем за две недели (ч. 4). Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется (ч. 5).

Заметим, что в соответствии со ст. 6021 УИК РФ осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному социальному страхованию в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1). Осужденные к принудительным работам, утратившие трудоспособность в период отбывания принудительных работ, имеют право на возмещение ущерба в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ (ч. 2). Осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством РФ (ч. 3).

В постановлении Правительства РФ от 05.05.2012 № 464 устанавливается, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для лиц, работающих по трудовым договорам.

Обязанности администраций организаций, в которых работают осужденные к принудительными работам, регламентируются ст. 609 УИК РФ. Согласно указанной статье администрации организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, обеспечивают их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получение ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки (ч. 1). Администрациям организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, запрещается увольнять их с работы, за исключением следующих случаев:

  • а) освобождение от отбывания наказания по основаниям, установленным уголовным законодательством РФ;
  • б) перевод осужденного на работу в другую организацию или в другой исправительный центр;
  • в) замена принудительных работ лишением свободы;
  • г) невозможность выполнения данной работы в связи с состоянием здоровья осужденного либо в связи с сокращением объема работ (ч. 2).

Порядок удержания из заработной платы осужденных к принудительным работам определен в ст. 6010 УИК РФ, в которой устанавливается, что из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда, а также удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии со ст. 605 УИК РФ (ч. 1). Возмещение осужденными к принудительным работам расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (ч. 2). В исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачивается не менее 25% от начисленной им заработной платы (ч. 3). Осужденный к принудительным работам вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного к принудительным работам (ч. 4).

Обязанности администрации исправительного центра определяются в ст. 6011 УИК РФ, согласно которой администрация исправительного центра:

  • 1) ведет учет осужденных к принудительным работам;
  • 2) разъясняет порядок и условия отбывания наказания;
  • 3) организует бытовое устройство осужденных к принудительным работам;
  • 4) обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания;
  • 5) осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания;
  • 5) проводит с осужденными воспитательную работу;
  • 6) применяет предусмотренные ст. 6013 и 60м УИК РФ меры поощрения и взыскания;
  • 7) ведет работу по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению (ч. 1).

Порядок исполнения обязанностей определяется УИК РФ, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 2).

Нельзя не заметить, что законодатель не только не раскрывает содержание обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 6011 УИК РФ, но и закрепляет неполный их перечень. Возможно, в дальнейшем в ведомственной инструкции Минюста России данный перечень будет дополнен, а подробное содержание отдельных обязанностей будет детально раскрыто.

  • Об утверждении норм обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств: постановление Правительства РФ от 25.05.2012 № 514.
  • О порядке обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду: постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 464.
  • С 1 января 2014 г. на администрацию исправительного центра будет возложена также обязанность по осуществлению регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета но месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»). – Примеч, ред.

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Смотреть что такое «ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» в других словарях:

  • Исправительный центр — см. Ограничение свободы … Энциклопедия права

  • Исправительный центр — см. Ограничение свободы … Большой юридический словарь

  • Список пенитенциарных учреждений Украины — Список пенитенциарных учреждений Украины составлен по материалам сайта Государственной пенитенциарной службы Украины, а также на основе других, в том числе и неправительственных источников. По состоянию на 1 марта 2012 года в 183… … Википедия

  • Список канадских тюрем — Ниже представлен список учреждений Исправительной службы Канады по округам. Каждая канадская провинция и территория располагает т. н. «провинциальными» тюрьмами, в которых отбываются сроки заключения до 2 лет без одного дня. Все остальные… … Википедия

  • ограничение свободы — по ст. 53 УК РФ один из видов наказания (назначаемое только как основное). Заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту приговора 18 летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества, но в условиях надзора за ним.… … Большой юридический словарь

  • Ограничение свободы — (англ. limitation/ restriction of freedom) вид уголовного наказания. О.с. заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18 летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях… … Энциклопедия права

  • Даллас (округ, Техас) — Эта статья об округе в штате Техас; другие значения: Даллас (округ). Округ Даллас Dallas County Флаг … Википедия

  • Исправительные учреждения Донецкой области — Донецкая исправительная колония 124 (г. Донецк, квартал 883а, Кировский район Донецка) Селидовская исправительная колония 82 (г. Селидово, пгт. Острое, ул. Пограничная) Торезская исправительная колония 28 (г. Торез, ул. Широкая) Киселёвский… … Википедия

  • Ограничение свободы — Ограничение свободы вид уголовного наказания, сущность которого образует совокупность обязанностей и запретов, налагаемых судом на осуждённого, которые исполняются без изоляции осуждённого от общества в условиях осуществления за ним надзора … Википедия

  • Нова Проспект — Пляж и скалы с западной стороны Нова Проспект. Нова Проспект это локация из компьютерной игры Half Life 2. Прежде бывшая сверхохраняемой тюрьмой, Нова Проспект была усовершенствована и дополнена Альянсом, как военная база и лаборатория для… … Википедия

Понятие и особенности

Обязательные работы предусмотрены ст. 49 УК РФ и ст. 25 УИК РФ. Они состоят в том, что на виновного накладываются обязательства в выполнении общественно полезных работ во время свободное от основной работы. Конкретный вид работ для каждого конкретного осужденного определяет местная администрация и согласовывает уголовно-исполнительная инспекция.

Обратите внимание Назначение наказания в виде принудительных работ до недавнего времени было отложено из-за отсутствия в России спец. учреждений. Сейчас имеется 4 центра, рассчитаных на 900 человек. Подробности о таком виде наказания читайте в отдельной статье

Такая мера наказание имеет следующие отличительные характеристики:

  • осужденный не имеет право выбора характера работы или отказа от нее.
  • все направления обязательных работ имеют общедоступный характер, то есть для их выполнение не нужно иметь специальное образования или специфические навыки;
  • работа выполняется на неоплачиваемой основе;
  • наказание приводится в исполнение исключительно в районе постоянного проживания осужденного.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343 .8 АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ ДРОЗДОВ,

ББК 67.402.13 кандидат юридических наук, доцент,

Д75 доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права

Е-mail: drozdovalekse@yandex.ru; АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ОРЛОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Самарский юридический институт ФСИН России)

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Реферат: в статье рассматривается действующее уголовное законодательство, регламентирующее возможность назначения уголовного наказания в виде принудительных работ только как альтернативы лишению свободы. Высказывается и обосновывается предположение о целесообразности назначения рассматриваемого уголовного наказания как основного самостоятельного вида уголовно-правового воздействия на осужденных.

Для подтверждения обоснованности и практической значимости указанных выше положений проводится исторический анализ «прообразов» современного наказания в виде принудительных работ, применявшихся с конца 70-х до начала 90-х годов прошлого века: правовых институтов условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

На основании проведенного исторического исследования в статье анализируется сущность уголовного наказания в виде принудительных работ, обосновывается вывод о неизменном стремлении законодателя расширить действующую систему наказаний за счет включения в нее самостоятельной уголовно-правовой меры, совмещающей в себе элементы изоляции от общества и трудового воздействия на осужденных; определяется место уголовного наказания в виде принудительных работ в общей системе мер уголовно-правового воздействия на осужденных.

В рамках рассмотрения вопроса о совершенствовании правовой регламентации принудительных работ проводится сравнение данного наказания и лишения свободы в колониях-поселениях. Предлагается внести изменения, необходимые для повышения эффективности назначения и исполнения нового вида уголовного наказания в виде принудительных работ за счет выделения определенной части исправительных учреждений — колоний-поселений для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, для их дальнейшего преобразования в исправительные центры. Отбывание лишения свободы в колониях-поселениях как в исправительных учреждениях открытого типа предлагается сохранить для осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима.

Отмечается, что при реализации данного варианта решения материально-технических и финансовых проблем приступить к исполнению наказания в виде принудительных работ с 1 января 2017 г. было бы вполне реально.

Ключевые слова: осужденные, принудительные работы, исправительный центр, лишение свободы, колония-поселение, уголовное наказание, не связанное с изоляцией от общества, система уголовно-правовых мер, обязательное привлечение осужденного к труду, частичная изоляция, специальная комендатура.

Сфера применения уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в нашей стране расширяется. Законодатель планомерно реализует уголовную политику по либерализации уголовной ответственности. В 2011 г. в систему уголовных наказаний был введен новый самостоятельный вид — принудительные работы. Его введение вызвало далеко не однозначную реакцию как в на-

учной среде, так и у практических работников правоохранительных органов. Кроме того, что принудительные работы расширяют и без того достаточно разветвленную и сложную систему уголовных наказаний, недоумение у многих вызвало особое качество принудительных работ, которое до этого не использовалось законодателем при описании уголовно-правовых мер, — их альтернативный характер.

Так, законодатель в ч. 1 ст. 53.1 УК РФ указывает, что принудительные работы являются альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые тяжкого преступления. При этом ч. 2 ст. 53.1 УК РФ регламентирует возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы, что также говорит о невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного.

Несмотря на изложенное, принудительные работы, наряду с обязательными, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью в ч. 1 ст. 45 УК РФ, отнесены законодателем к основному виду наказания. При этом срок наказания составляет от 2 месяцев до 5 лет.

Представляется, что использовать принудительные работы целесообразно именно как основной самостоятельный вид уголовного наказания, а не как альтернативу лишению свободы, учитывая, что все наказания, не связанные с лишением свободы, и так фактически применяются как альтернатива изоляции от общества, если это предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ .

Для того чтобы разобраться в сущности принудительных работ и понять, как этот вид наказания должен «вписываться» в общую систему, на наш взгляд, целесообразно обратиться к истории развития уголовных наказаний в России и попытаться проанализировать те правовые институты, на базе которых сформировалось современное понимание принудительных работ.

В качестве относительно самостоятельного правового института, в котором уже можно достаточно четко увидеть черты принудительных работ, следует рассматривать появившийся в середине прошлого века институт условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

В качестве правовой основы анализируемого института можно рассматривать указы Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 г. № 5253-У11 «Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду» и 8 февраля 1977 г. № 5199-1Х «О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик», которым в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик была введена ст. 23.2 «Условное осуждение к лишению свободы с обяза-

тельным привлечением осужденного к труду», после чего подобная норма была включена и в УК РСФСР (ст. 24.2 УК РСФСР) .

Очень близко к данному правовому институту примыкал институт условного освобождения из мест лишения свободы. Дополнительное сходство придавал тот факт, что надзор за поведением как условно осужденных, так и условно освобожденных с привлечением к труду осуществлялся одними и теми же органами — специальными комендатурами органов внутренних дел (ст. 78.5 ИТК РСФСР), которые, как правило, создавались по месту расположения строек (предприятий) народного хозяйства, обычно вдали от постоянного места жительства осужденных. Последние были обязаны проживать в специальном общежитии и работать на указанном им предприятии часто с вредными для здоровья или тяжелыми условиями труда, что в народе называлось «химией» .

Вместе с тем не следует забывать, что в одной спецкомендатуре могли состоять на учете только либо условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, либо условно освобожденные из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Таким образом, соблюдался принцип раздельного содержания осужденных, отбывавших и ранее не отбывавших лишение свободы.

Основные задачи специальных комендатур были изложены в Инструкции по организации работы специальной комендатуры органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД СССР от 11 июля 1978 г. № 180: учет условно осужденных и условно освобожденных; осуществление за ними надзора; оказание помощи администрации предприятий (строек) в организации трудового использования и жилищно-бытового устройства лиц, состоящих на учете в спецкомендатурах; проведение с ними политико-воспитательной работы .

Порядок оборудования общежитий, размещения в них поднадзорных, поведение их в период проживания в общежитиях были определены Правилами внутреннего распорядка в общежитиях, специально предназначенных для проживания условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду или условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, утвержденными приказом МВД СССР от 14 декабря 1982 г. № 410, а также Положением об общежитиях для данной категории осужденных, утвержденным приказом МВД СССР от 9 февраля 1983 г. № 24.

Видимо, именно эти правовые институты, применявшиеся с 1977 по 1993 год, сформировали некое «обобщенное» представление о необходимости

использования труда в качестве средства воздействия на осужденного, которые в настоящее время законодатель пытается воплотить через принудительные работы.

Несмотря на то что после 1993 г. «химия» как форма реализации уголовной ответственности была фактически отвергнута, законодатель не мог окончательно отказаться от идеи использования принуждения к труду. Внимательный взгляд на отечественное уголовное законодательство в период с 1997 по 2009 год позволяет увидеть все существенные признаки современного понимания принудительных работ в первоначальном варианте такого наказания, как ограничение свободы. Порядок и условия исполнения и отбывания этого наказания находили отражение в гл. 8 УИК РФ. В течение всего указанного срока наказание в виде ограничения свободы так и не начало применяться, однако и исключать его из системы никто не торопился .

Лишь с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» содержание данного наказания было существенно изменено, а в уголовном законе в очередной раз образовалась «пустота», вызванная отсутствием «принудительно-трудового» уголовного наказания.

На основании изложенного можно сделать один существенный вывод: несмотря на отсутствие реальной практики применения наказаний, совмещающих в себе элементы изоляции от общества и трудового воздействия на осужденных, с советских времен законодатель не отбрасывал окончательно идею рано или поздно включить такое наказание в общую систему мер уголовно-правового воздействия. Появившиеся в результате (пусть пока только в теории уголовного права) принудительные работы свидетельствуют о твердом намерении изыскать финансовую, материально-техническую и организационную возможность для их практического воплощения.

Законодатель не собирается «отступать» и отказываться от реализации трудового воздействия на осужденных в рамках вновь вводимых принудительных работ как особого (пусть и пока альтернативного) уголовного наказания, о правовой природе которого в настоящее время идет оживленная дискуссия.

Возвращаясь к современному состоянию дел, отметим, что институт принудительных работ нуждается в существенном совершенствовании, в первую очередь с позиций четкого определения места данного наказания в общей системе мер уголовно-

правового воздействия на осужденных. Традиционное деление уголовных наказаний на связанные и не связанные с изоляцией от общества лишний раз обращает внимание на тот факт, что принудительные работы обладают признаками обеих этих групп.

С одной стороны, принудительный труд осужденного в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, сопровождающийся обязательными отчислениями части его заработной платы в размере от 5 до 20 % в доход государства, говорит о схожести с наказаниями, не связанными с изоляцией от общества. С другой стороны, содержание этих же осужденных под надзором в общежитии исправительного центра, расположенного в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, с обязательным соблюдением правил внутреннего распорядка исправительного центра свидетельствует о том, что принудительные работы основаны и на частичной изоляции осужденного от общества.

Наличие одновременно частичной изоляции осужденного от общества и отчислений в доход государства означает, что по репрессивности принудительные работы не являются менее строгой альтернативой лишению свободы, а фактически равнозначны ему или в отдельных аспектах даже превосходят его. В частности, уровень карательного воздействия принудительных работ имеет значительное сходство с отбыванием наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях .

Очевидно, что в перспективе принудительные работы могут занять особое место в системе наказаний и завершить ее оформление, то есть стать переходным звеном от наказаний, не связанных с лишением свободы, к наказаниям, связанным с лишением свободы.

Одним из вариантов решения материально-технических и финансовых проблем, возникающих на пути реального исполнения наказания в виде принудительных работ, является, на наш взгляд, выделение части функционирующих в настоящее время колоний-поселений, отвечающих определенным требованиям, и их дальнейшее перепрофилирование в исправительные центры.

На сегодняшний день согласно ч. 1 ст. 128 УИК РФ в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы: лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы; лица, осужденные впервые за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы; положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режимов

для дальнейшего отбывания наказания, в установленном законом порядке.

Необходимо отметить, что исполнение наказаний в отношении первых трех категорий осужденных колоний-поселений регламентируется нормами как уголовного, так и уголовно-исполнительного права, а четвертой — только нормами уголовно-исполнительного права. Это объясняется тем, что осужденные четвертой категории направляются в колонии-поселения в порядке реализации норм института изменения вида исправительного учреждения, то есть не самостоятельно по приговору суда — вследствие совершенного преступления, а по определению суда — в результате хорошего поведения в учреждении с более строгими условиями отбывания наказания.

Как нам представляется, отбывание лишения свободы в колониях-поселениях ввиду своей несомненной эффективности необходимо сохранить, но только для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов для обеспечения их предварительной социальной адаптации перед

освобождением в качестве поощрения. При этом колонии-поселения для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, как нам представляется, должны быть выведены из системы исправительных учреждений, исполняющих лишение свободы, и преобразованы в исправительные центры, а категории осужденных, отбывающих наказание в них, должны быть расширены.

В результате таких организационных мероприятий количество осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, удалось бы сократить приблизительно на 45 тыс. человек. Количество исправительных центров, перепрофилированных из колоний-поселений, по нашим предварительным оценкам составило бы около сотни. Не имея возможности подробно остановиться на деталях такого перепрофилирования, отметим, что лишь такой подход позволил бы реально приступить к исполнению принудительных работ с 1 января 2017 г., а не откладывать введение в действие этих норм в третий раз.

Список литературы

1. Голик Ю. Очередная модернизация уголовного кодекса // Уголовное право. 2012. № 6. С. 29-34.

2. Дроздов А. И., Усеев Р. З., Марченко Д. Э. Уголовно-исполнительное право: правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества : учеб. пособие. Самара, 2012. 92 с.

3. Президент Медведев возвращает советскую «химию» // Аргументы и факты. URL : http://www.irk.aif.ru/society/news/37523 (дата обращения: 10.12.2014).

4. Грушин Ф. В. Институт принудительных работ в Российской Федерации: историко-правовой анализ // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ : сб. материалов на-уч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). М.; Рязань, 2012. С. 38-47.

5. Усеев Р. З., Мишустин С. П., Дроздов А. И. Модель организации исполнения наказания в виде принудительных работ : учеб. пособие. Самара, 2014. 60 с.

6. Маликов Б. З. Политика либерализации уголовной ответственности и наказания: принудительные работы вместо лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 77-81.

ALEKSEJIGOREVICH DROZDOV,

phd in law, associate professor, associate professor of the department of criminal and penal law

COMPULSORY LABOUR AND DEPRIVATION OF LIBERTY IN COLONIES-SETTLEMENTS:

COMPARATIVE LEGAL STUDY

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *