Хамство на работе

Неадекватное поведение на рабочем месте

Хамы на работе: как защититься

Причин у подобных явлений существует несколько:

  • самозащита;
  • стрессовая ситуация;
  • повышение низкой самооценки;
  • желание привлечь внимание.

Каждый сотрудник может столкнуться с явлением неадекватного поведения на работе. Любые участники процесса могут стать инициаторами.

При хамском поведении начальника в ответ также вести себя не стоит, иначе есть большая вероятность лишиться рабочего места. Лучше подумать о причинах, из-за которых поведение стало таким. Так будет легче выработать подходящую тактику поведения. Некомпетентность, непонимание – наиболее распространённые причины неадекватного поведения со стороны руководителей.

Масса вариантов ответов есть в случае, когда грубят коллеги. Но придётся поддерживать отношения в определённой степени, чтобы не пострадал рабочий коллектив, основной процесс.

В случае хамства и грубости со стороны подчиненных руководитель должен указать на свое превосходство, но выйти из ситуации тактично, насколько это возможно. Иначе авторитет, уважение коллег будут потеряны.

Неадекватное поведение начальника часто признается недостаточной причиной для поиска новых рабочих мест. Для некоторых важнее сохранить то, что они имеют.

Существуют определённые приёмы, позволяющие справиться с систематическими нарушениями. Они помогают справиться с желанием нагрубить в качестве ответа. Вот лишь некоторые возможные тактики поведения:

  1. Отпор всем коллективом. Следует собраться всем коллективом, чтобы провести беседу. Особенно – когда каждый сталкивается с подобной проблемой. Начальник не сможет увольнять всех либо каждому угрожать совершением подобных действий.
  2. Проявление уважения к собственной личности. Нужно сохранять хорошую самооценку. Те, кто хорошо относятся сами к себе, с меньшей вероятностью становятся жертвами насмешек со стороны окружающих.
  3. Отсутствие грубости в ответ. Некоторые люди только и ждут того, чтобы им ответили. Не стоит опускаться самим до уровня грубияна.
  4. Не стоит воспринимать слова близко к сердцу. Может, в них есть конструктивная критика?
  5. Улыбка. Из-за этого противники начинают сомневаться в себе. Ведь они привыкли считать, что выше остальных.

Сотрудники сами должны соблюдать определённые правила поведения. Главное – не забывать о соблюдении деловой этики.

Хамство коллег. И здесь можно применять действенные методы:

  • шутка в ответ, заставляющая почувствовать неловкость;
  • проведение разговора для улаживания конфликтов;
  • игнорирование (мало кому из грубиянов хватает терпения долго заниматься делом впустую);
  • колкие выражения в ответ.

Возможные наказания для сотрудников и правила их применения

Как привлечь к ответственности за хамство на работе

ТК РФ не содержит пунктов, посвящённых наказаниям в связи с хамским поведением со стороны сотрудников. Руководитель имеет право сам устанавливать конкретные правила поведения.

Во внутренних нормативных актах можно указать на необходимость соблюдения деловой этики. Такие указания могут присутствовать в трудовом договоре, должностных инструкциях. С этими документами знакомятся все подчинённые под расписку.

Если требования прописаны в соглашениях, то сотрудников допустимо привлекать к дисциплинарной ответственности, когда появляются нарушения. Замечание либо выговор – допустимая мера наказания.

Дисциплинарное наказание имеет следующие правила применения на практике:

  1. Для начала составляется акт с подробным описанием сути нарушения.
  2. Потом от самого подчиненного требуют предоставить объяснение в письменной форме.
  3. Если подчиненный отказывается – составляют еще один акт с указанием необходимой информации.
  4. Остается выбрать соответствующую меру для нарушителя.
  5. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания издается максимум спустя месяц после выявления нарушения.

Хамство и грубое отношение – недостаточная причина для увольнений. Статья 81 ТК РФ говорит о том, что увольнение возможно при многократных нарушениях трудовой дисциплины, установленных правил.

Это особенно актуально, когда правила прописываются в соответствующих документах. Несоблюдение подобных требований ведет к серьезным последствиям.

Не только Уголовный, но и Гражданский кодекс защищает честь, достоинство граждан. К личным неимущественным относятся следующие права:

  • достоинство личности;
  • честь;
  • доброе имя;
  • деловая репутация.

Такие права принадлежат гражданам от рождения, не могут нарушаться или ограничиваться каким-либо образом. Нарушение прав может привести к моральному ущербу для человека. По решению суда для таких ситуаций допустима компенсация в конкретном размере, денежной сумме.

Дополнительная правовая характеристика явления

Оскорблениям вообще посвящена статья 5.61 КоАПа. Служебная обстановка при наличии подобных нарушений не рассматривается в отдельных пунктах.

Хамское поведение будет считаться оскорблением, если соблюдаются такие условия:

  1. Несоблюдение норм этичности в словах или действиях.
  2. Наличие стремления унизить достоинство или честь жертвы.
  3. Нарушение предполагает наличие исполнителя, адресата. При этом все стороны рабочих отношений могут играть одну из ролей – руководители, подчиненные, посторонние лица в виде клиентов или партнёров.

При подготовке заявления о правонарушении важно заранее определить, было ли устное высказывание нецензурным. Эта деталь играет важную роль. Можно оскорбить и с использованием только литературного языка, если смысл слов остается непристойным.

Самой важной частью для дел остаются доказательства. Хорошо, если есть свидетели, способные подтвердить происшествие. Но на их показания далеко не всегда можно рассчитывать. Особенно, если виновник – руководитель.

Записи служебных видеокамер также помогают доказать правоту. То же касается диктофона, включенного в момент беседы.

Пока что на практике редко сталкиваются с исками, предметом которых становятся именно оскорбления. Это касается ситуаций, когда виновниками признают руководителей. Встречаются статьи и заметки про оскорбления врачей на рабочем месте.

Подчиненные либо до конца терпят подобное обращение, либо принимают необходимость сменить текущее место. Самостоятельно решаются конфликты между участниками с примерно равными должностями. Для этого допускается подача жалоб одному из руководителей.

Как избежать хамства на работе

Чтобы избегать повторения ситуаций с хамством, важно соблюдать следующие правила:

  1. Соблюдение уважение к коллективу, его ценностям и правилам. Это помогает рассчитывать на помощь в непредвиденных ситуациях, занимать достойное место.
  2. Сохранение высокого уровня профессионализма, ценности для предприятий. Таких сотрудников сложнее задевать эмоционально.
  3. Соблюдение границ при деловом общении.
  4. Воспитание уверенности в себе.

Оскорбительное общение – проблема не только трудовых коллективов, но и всего общества, в целом. Необходимой мерой для разрешения ситуации становится повышение культуры всех участников отношений. Это позволило бы избежать большей части конфликтных ситуаций.

О наказании за оскорбление смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Что понимают под некорректным поведением?

Поскольку понятие некорректного поведения, а также наказание за него не прописываются в основных законодательных актах, для того, чтобы иметь возможность квалифицировать некорректное поведение сотрудника, а также применить наказание за это, необходимо внести вышеуказанные понятия в локально-нормативные документы данной организации.

Например, в коллективный договор или в правила внутреннего трудового распорядка.

К некорректному (хамскому) поведению можно отнести следующие действия:

  • оскорбительные высказывания в адрес сослуживцев или клиентов организации;
  • использование ненормативной лексики в отношении людей или просто в разговорной речи;
  • навязчивое и грубое поведение;
  • неприличные жесты в адрес сослуживцев и клиентов организации и т.д.

Это только некоторые из основных признаков некорректного поведения сотрудника.

Данный список можно продолжать практически бесконечно, все зависит от корпоративной политики организации и сферы ее деятельности.

Какие обязанности должны быть у технического директора в компании? Образец должностной инструкции технического директора смотрите по ссылке.

Кроме вышеуказанных действий, сюда можно отнести множество других, вплоть до ношения откровенной одежды, если в компании присутствует строгий дресс-код.

Внесение пункта о некорректном поведении в один из локально-нормативных документов организации, а также ознакомление с ними работника необходимо для того, чтобы руководитель организации имел право наказать сотрудника, совершившего данный проступок.

Образец акта о непредоставлении объяснения для применения взыскания.

Кто составляет докладную записку о некорректном поведении?

Составить докладную записку о некорректном поведении сотрудника имеет право любой присутствовавший при этом сотрудник либо тот, в адрес кого данное поведение было направлено.

Расчёт алиментов от зарплаты – не самая простая процедура. Чтобы правильно рассчитать алименты на ребёнка посмотрите этот материал.

Помимо докладной записки может также составляться акт в присутствии комиссии о том, что данный сотрудник вел себя некорректно по отношению к работникам или деловым партнерам организации.

Зачастую некорректное поведение, в частности нецензурные высказывания в адрес кого-либо, сопутствует алкогольному опьянению. Так вот в этом случае за один, казалось бы, проступок можно наказать работника дважды.

За появление работника в нетрезвом состоянии и за некорректное поведение. Но только при условии, что нормы некорректного поведения и их запрет внесены в локально-нормативные документы организации.

В этом случае докладная записка или акт составляются комиссией, которая фиксирует факт нахождения работника в нетрезвом состоянии.

Образец докладной записки о хамском поведении сотрудника

Порядок составления документов о том, что работник позволил себе хамское поведение ничем не отличается от составления все прочих служебных записок и актов, с которых начинается служебное расследование.

Удержание из заработной платы должно оформляться документально. Образец исполнительного листа и инструкцию по составлению вы можете найти по ссылке.

В служебной записке обязательно должно быть указано, кто вел себя некорректно, в чей адрес было направлено такое поведение, кто при этом присутствовал.

А также необходимо как можно более подробно расписать все прочие обстоятельства произошедшего. Очень часто возникает вопрос, а указывать ли в докладной записке конкретные высказывания, если они относятся к ненормативным.

Образец докладной записки можно скачать по этой ссылке.

Однозначного мнения по этому поводу нет в том, что касается служебного расследования. А вот если дело будет передано в суд, то тогда нужно указать и, более того, желательно иметь свидетелей.

Служебное расследование проводится в общем порядке с соблюдением требований законодательства.

Поскольку нормы поведения часто прописывают в правилах внутреннего трудового распорядка, то нарушение их можно отнести к дисциплинарным проступкам.

Образец докладной записки о некорректном поведении сотрудника.

Ответственность работника

К работнику, позволившему себе некорректное (хамское) поведение, как правило, применяется дисциплинарное наказание. Обычно это, в зависимости от тяжести, – выговор или замечание.

Что такое доходные вложения в материальном балансе и в каких случаях они учитываются? Ответ на этот вопрос есть в данном материале.

Уволить сразу за некорректное поведение нельзя, поскольку оно не относится к однократным тяжким.

Но если сотрудник уже умеет ранее наложенное дисциплинарное взыскание, сроком менее года, то увольнение вполне возможно применить, даже если предыдущее взыскание было наложена совсем за другой проступок.

Помимо наказания, согласно Трудовому Кодексу, в данном случае можно применить и нормы гражданского Кодекса, в части оскорбления личности и достоинства, клеветы.

В суд могут обратиться как пострадавшие сторонние граждане, которые подверглись оскорблению¸ так и непосредственно сотрудники данной организации.

Существуют прецеденты, когда в суд подавали иск не на конкретного работника, а на организацию в целом, в случае если лицо, позволившее себе некорректное (хамское поведение), занимало высокую должность.

Как документально оформить приём товара? Правила составления и простой образец акта приёма-передачи товара смотрите по ссылке.

Также единственным выходом для сотрудников является обращение в суд в том случае, когда грубое и некорректное поведение позволил себе руководитель организации.

Пример докладной записки об опоздании сотрудника.

В любом случае, в настоящее время все больше компаний стали обращать внимание именно на эту часть общения сотрудников, как на важную составляющую делового имиджа предприятия.

Поэтому нормы для внутреннего общения сотрудников между собой, а также с клиентами организации все чаще прописываются в локальных документах, занимая там все больше места.

Как отразить хозяйственные операции в бухучёте? Подробная информация есть в данной публикации.

Хотя здесь тоже не следует увлекаться и зажимать работников в тесные рамки. Поскольку в действующем законодательстве могут быть ограничения. Это также уместно помнить при составлении дресс-кода для организации.

О том, как написать докладную на сотрудника за оскорбление, вы узнаете из этого видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *